Мартин Лютер. Поучение о Святом досточтимом Таинстве Крещения

(публикуется с сокращениями)

1. Крещение называется по-гречески Baptismus, по-латыни mersio, это когда что-либо целиком погружают в воду, которая над ним смыкается. И хотя во многих местах больше нет обычая полностью погружать детей в воду, а их просто поливают из рук, всё же должно быть так и было бы правильным, чтобы дитя или любого другого крещаемого целиком погружали бы в воду и крестили и затем вновь извлекали бы. Этого требует и смысл Крещения; ибо оно означает, что ветхий человек и греховное рождение от плоти и крови должно быть полностью утоплено посредством благодати Божией, как мы услышим. Поэтому нужно было соблюсти соответствие значению и дать по-настоящему совершенный знак.

2. Крещение есть внешний знак или признак, который отличает нас от некрещенных людей, дабы мы по нему узнавались бы как народ Христа, Властителя нашего Посему должны мы почитать во святом Таинстве три вещи – внешний знак, значение и веру. Знак состоит в том, что человека во имя Отца и Сына и Святого Духа погружают в воду; но его не оставляют там, но извлекают снова на поверхность. Посему это и называется «извлечение из купели». Итак, обе части должны присутствовать в знаке – погружение и извлечение.

3. Значение есть блаженная кончина греха и воскресение в благодати Божией, так что ветхий человек, зачатый и рождённый во грехах, утопляется там, а новый человек, рождённый в благодати, выходит. Итак, св. Павел в послании к Титу называет Крещение банею нового рождения, так как в этой бане возрождаются и обновляются. Также и Христос говорит: «Если вы не родитесь вторично от воды и Духа благодати, не сможете войти в Царствие Божие». Итак, грехи утопляются в Крещении, и праведность заступает на место греха.

4. Значение и смерть или утопление греха, происходит в жизни этой не совершенно, но до тех пор, пока человек также телесно умрёт и совсем распадётся в прах. Таинство или знак Крещения происходит быстро, но его значение - духовное Крещение, утопление грехов, происходит в течение всей нашей жизни и совершается лишь в смерти. Тогда человек действительно оказывается погружённым в Крещение, и происходит то, что является смыслом Крещения. Посему вся эта жизнь ничто иное, как непрестанное духовное Крещение вплоть до самой смерти. Так, св. Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам: «Мы погребены в смерть со Христом через Крещение». И чем раньше человек умрёт после своего крещения, тем раньше его крещение соделается совершенным. Ибо грех не прекращается совершенно, доколе живёт это тело. Итак, жизнь всякого христианина есть ничто иное, как начало благословенной кончины с момента крещения и до могилы.

5. Преумножение благодати и праведности, начинаемое в крещении, продолжается до самой смерти, даже до самого Судного дня. Лишь там впервые делается совершенным то, что является значением извлечения из купели. Там мы воскреснем из смерти, из греха, из всего злого, соделаемся чистыми телом и душою и будем засим жить вечно.

6. Человек, извлекаемый из купели, чист и без греха, совершенно невинен. Но это неправильно понимается многими, которые полагают, будто греха вовсе больше нет. Они становятся ленивыми и небрежными в умерщвлении греховной природы. Потому, нужно понимать это правильно и знать, что наша плоть, доколе она живёт здесь, от природы зла и греховна. Дабы помочь ей, Бог решил создать её совершенно новой и по-другому, как указывает Иеремия в 18-ой главе: горшечник, если горшок ему не пришёлся как раз, отправляет его обратно в глину и перемешивает и делает из неё новый горшок. Поэтому Господь снова отправляет нас в землю через смерть и вновь создаёт нас в день оный. Итак, Таинство уже совершилось. Но действие Таинства ещё не совсем совершено, а именно – смерть и воскресение в День оный ещё предстоят.

7. Итак, посредством Таинства человек оказывается совершенно чист и без вины. У него есть знамение Божие, Крещение, которым свидетельствуется: все его грехи должны быть мертвы, он также должен умереть в благодати и воскреснуть в день оный – чистым, без греха, невинным – дабы жить вечно. Но покуда это ещё не совершено, и он живёт ещё во греховной своей плоти, то он ни безгрешен, ни чист, а лишь начал становиться чистым и невинным. Посему, когда приходит время, в человеке оживают греховные похоти, гнев, нецеломудрие, жадность, высокомерие и подобные им. Так, св. Павел жалуется в Послании к Римлянам и все святые вместе с ним, что они грешники и грех есть в природе их, хотя они были крещены и стали святыми. Увы, природные греховные похоти шевелятся в нас, пока мы живем.

8. Ты говоришь: чем мне поможет Крещение, если оно не совершенно очищает и избавляет от греха? Вот теперь проявляется правильное понимание и истинное познание Таинства Крещения: Тем помогает тебе высокочтимое Таинство Крещения, что Бог в нём соединяется с тобой и становится с тобой един в благодатном, утешительном союзе.

9. То, что ты вверяешься Таинству Крещения и его действию, означает, что ты желаешь умереть вместе со грехом, а в день оный быть созданным вновь. Бог принимает это твоё желание. Он позволяет тебе креститься и начинает с этого часа создавать тебя вновь, изливает на тебя благодать Свою и Духа Своего Святого, начинающего умерщвлять природу и грех и приготовлять тебя к смерти и воскресению в день оный.

10. Ежели ты обещаешь остаться таким и всё более умерщвлять грех свой, покуда жив, вплоть до смерти, то Бог принимает и это и научает тебя на протяжении всей жизни благодеяниями и страданиями. Этим Он совершает то, чего ты желал в Крещении, а именно – избавиться от грехов, умереть и в день оный вновь воскреснуть. Там, где этого не происходит, и у нас нет ни страданий, ни испытаний, там злая природа одолевает человека, так что она лишает его пользы от Крещения, он вновь впадает в грех и остаётся ветхим человеком, как прежде.

11. Теперь пока такой союз с Богом существует, Бог вновь творит тебе милость и обязуется пред тобою не причислять грехов твоих, которые есть ещё в твоей природе после Крещения. Он не желает взирать на них или же проклясть тебя из-за них, но довольствуется тем и благоволит тому, что ты пребываешь в постоянном упражнении и желании умерщвлять грехи и по смерти твоей избавиться от них. Посему, даже если возникают злые помыслы и похоти, ты поднимаешься и снова вступаешь в союз, ибо грехи твои силою Таинства и союза этого уже умерли.

12. Если бы теперь не было этого союза, и Бог милостиво не смотрел бы сквозь пальцы, то никакой грех не оказался бы слишком малым, чтобы осудить нас; ибо суд Божий нетерпим ко греху. Посему нет большего утешения на земле, нежели Крещение, через которое мы вступаем в благодать и милосердие Божие, которые не судят грехи, но изгоняют их посредством множества упражнений. Так, святой Августин, изящно говорит об этом: грех совершенно прощается в Крещении, но не так, как будто бы его не было, но так, что не причисляется. Посему никто не должен ужасаться, даже если почувствует в себе злые помыслы и похоти или упадёт. Он должен воспомянуть о своём Крещении и утешаться тем, что Бог обетовал ему умертвить грех и не причислять его для осуждения, ежели он не предаётся греху сознательно и не остаётся в нём. Также не следует такие греховные мысли или даже само падение воспринимать в качестве повода для отчаяния, но как увещевание от Бога, дабы человек подумал о своём Крещении, призвал Божие милосердие и упражнялся в борьбе со грехом, даже возжелал бы умереть, дабы возмочь избавиться от греха.

13. Здесь следует рассмотреть третью часть Таинства которая есть вера. Это означает, что мы веруем, что Таинство есть не только смерть и Воскресение в день оный, но что оно это начинает и совершает, соединяя нас с Богом, дабы мы возжелали вплоть до смерти умерщвлять грех и сражаться с ним. Бог же со своей стороны, желает обратить Крещение нам во благо, и милостиво обойтись с нами, не судить нас со строгостью, ибо мы не без греха в жизни сей, доколе не соделаемся чистыми благодаря смерти. Эта вера необходима прежде всего, ибо она – основа всякого утешения. Кто не имеет её, будет отчаиваться во грехах, так как грех, остающийся после Крещения, приводит к тому, что все добрые деяния нечисты пред Богом. Посему нужно совершенно спокойно и свободно держаться Крещения и противопоставлять его всякому греху и ужасающейся совести и смиренно сказать: Мне наверняка ведомо, что нет у меня чистого дела. Но я крещён и через Крещение Бог, который не может лгать, обетовал мне не причислять грехов моих, но изглаживать и умерщвлять их.

14. Итак, теперь мы понимаем, что наша невиновность, которую мы принимаем в Крещении, называется так только и исключительно ради Божественного милосердия. Отсюда понятно, почему христиане в Писании называются чадами милосердия, народом благодати и людьми Божия благоволения. Посему пребывают в большом заблуждении те, кто полагает, что совершенно очистились благодаря Крещению. И они в своём непонимании гибнут и не умерщвляют свой грех, не желают оставить его, упорствуют в нём и совершенно сводят своё Крещение на нет, пребывая лишь в некоторых внешних делах [благочестия], среди которых высокомерие, ненависть и другое природное зло

15. Такого рода люди также и те, кто полагает, что могут избавиться от греха или изгладить его с помощью епитимьи. Они, в конце концов, приходят к тому, что более совсем не почитают Крещение, как будто оно им более не нужно или они нуждались в нём для того только, чтобы выделиться. Они не ведают, что Крещение имеет силу всю жизнь, вплоть до самой смерти, да даже и в день оный, как сказано выше. И этой веры следует крепко держаться. А кто позволяет себя от неё отвратить, тот превращает Бога в Его завете, заключённом в Крещении, в лжеца.

16. На веру диавол нападает более всего. Если он лишает её – он победил. Ибо даже Таинство покаяния, имеет своим основанием Крещение. Ибо грехи прощаются лишь тем, кто крещён, то есть кому Бог обетовал простить грехи. Посему Таинство покаяния обновляет и напоминает Таинство Крещения. Одно дело прощать грехи, а другое – оставить их или изгонять. Прощения грехов достигает вера, даже если они и не изгнаны полностью. Изгнание грехов есть упражнение против греха. Но и прощение и изгнание греха есть плод Крещения.

17. Итак следует, что Крещение делает полезными и способными нам помочь страдания и особенно смерть, в том смысле, что они должны только служить делу Крещения, а именно – умерщвлению греха. Посему Бог всем заповедал, трудиться и работать, дабы умертвить плоть и привыкнуть к смерти. Ибо всем тем, кто крещён, Крещение соделало покой этой жизни и самоудовлетворённость ею настоящим ядом, ибо всё это препятствует действию Крещения. Ибо во всём этом никто не научается страдать, охотно умирать, избавляться от греха и соответствовать Крещению; напротив, во всём этом возрастает лишь любовь к этой жизни и ужас пред жизнью вечной, страх смерти и бегство от уничтожения греха.

18. Теперь взгляни на жизнь людей. Много среди них таких, кто постится, молится, совершает паломничества и совершает подобные упражнения, коими они тщатся увеличить число своих заслуг, дабы воссесть на небесах. Они, однако, совершенно не учатся умерщвлению своих злых пороков. В этом помогают проповедники, которые учат о житиях и деяниях святых не мудро, но делают из них всеобщий пример. На это попадаются неразумные и творят себе погибель из примера святых. Бог всякому святому даровал свою особенную благодать и способ соответствия своему Крещению. Крещение же является единой мерой для всех, дабы каждый испытывал себя в своём сословии, какой именно способ ему более подходит дабы соответствовать Крещению (что означает умерщвлять грех)

19. Сюда же относится и расхожий вопрос о том, являются ли Крещение и обет, который мы дали Богу большими по сравнению с обетами целомудрия, священства или духовности; ведь Крещение является всеобщим для всех христиан, в то время, как священники давали особый и более высокий обет.

Ответ. Из вышесказанного ответить на него легко. Ибо в Крещении мы все обещаем  одно и то же – умерщвлять грех и  становиться святыми благодаря действию Бога и благодати. И тогда никто не лучше другого. Но чтобы соответствовать этому Крещению, чтобы грех умерщвлялся, не нужно быть одному единственному способу или сословию. Посему я сказал, каждый должен испытать себя сам, в каком состоянии он может лучше умерщвлять грех и подавлять природу. Посему нет высшего, лучшего, большего обета, чем при Крещении.

20. Но так как святое Таинство Крещения есть столь великое, благодатное и утешительное деяние, то со всей серьёзностью следует смотреть на то, чтобы беспрестанно благодарить Бога от всей души, радостно, возглашать Ему хвалу и славу. Воистину, кто не почитает благодать Божию способной принять его, как грешника и сподобить блаженства, и поспешает навстречу своему собственному суду, тот никогда не будет радоваться о Боге, не сможет Его ни любить, ни хвалить. Но если мы слышим, что Он принимает нас, грешников, в завет Крещения, милует и очищает изо дня в день, и веруем в это твёрдо, душа должна радоваться, любить Бога и хвалить Его.

21. При этом мы, однако, должны остерегаться, чтобы не быть нам охваченными ложной уверенностью и не сказать в самих себе: Крещение милостиво и благодатно. Я хочу жить и поступать по своей собственной воле, а позже или на смертном одре вспомнить о своём Крещении и напомнить Богу о завете Его и тогда Крещение совершить своё действие. Смотри, если ты так преступно и преднамеренно грешишь на милость Божию, как бы не попасть под суд прежде обращения твоего. И, если ты уже желал уверовать в Крещение и довериться ему, то берегись, дабы по попустительству Божию твоё искушение не стало бы столь велико, что не смогла выстоять вера. Посему пребудем в страхе Божием, дабы возмочь сохранить богатство божественной благодати посредством крепкой веры и радостно возблагодарить Его милосердие всегда и вовек. Аминь. 



Титульная страница газеты №.34. Праздник общины в день свв.Петра и Павла.