МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Сентября 2010 года

Проповедь на праздник свв. Архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и всех ангелов


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Откр 12, 7-12а

И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них!

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1, 47-51

В то время: Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Раввй! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею». Увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Братья и сестры!

Библейское слово ангел означает «посланник»: В соответствии с Евр.1,14 ангелы являются духами, служащими Богу и которых Бог посылает на помощь всем, кому надлежит спастись. В Ветхом Завете ангелы называются также «святыми» и «Сынами Божиими». Среди них особенно выделяются Херувим и Серафим (в единственном числе – Херув и Сераф). Некоторых из них названы поименно – Михаил (Кто как Бог?), Гавриил («Сила Божия» или «герой Божий»), Рафаил («Бог исцеляет»). Праздник был изначально праздником освящения церкви св. Михаила на Виа Салария в Риме. Вместе с днем св. Михаила отмечается в этот день праздник св. Гавриила и Рафаила, у которых когда-то были свои праздники в календаре (24 марта и 24 октября)

Мы с вами являемся свидетелями грандиозной битвы между добром и злом, которая совершается каждый день. Борьба между добром и злом, разворачивающаяся на земле, имеют определенную параллель на небе: движение происходит не только по горизонтали, но и – прежде всего – по вертикали, т.е. сверху вниз: на небе не может быть места «дракону и ангелам его» (12,8), для них нет места вблизи Бога. В 12,9 «дракон» отождествляется с «древним змием» (Быт.3,1), называется диаволом и сатаной. Из-за символического языка этого отрывка очень трудно определить, что является частью образного мышления Иоанна, а что относится к аналитике. Но очевидным является факт, что в нашем мире зло существует не только в качестве некоей деперсонифицированной философской категории, но как конкретное существо – «обольщающее всю вселенную» - неприятная для нас реалия, не правда ли? Но этому злу противостоит Михаил. «Кто как Бог?» - гласит его великое имя. Михаил побеждает дракона. Вне всякого сомнения – то, что мы в состоянии представить себе на небе в качестве беззвучного сражения духовных сил и окончательной победы Михаила и ангелов его, продолжается на земле до окончания этой нашей эпохи. Победа достигается, как показывает 12-я глава книги Откровения, не нашими жалкими силами, не нашим зачастую фальшивым благочестием, но только Кровью Агнца и словом свидетельства мучеников, которые не возлюбили души своей даже до смерти (12,11).

О призвании первых учеников в Евангелии говорится частично по-другому, чем в синоптических Евангелиях. (Mф. 4,18; Мк.1,16-20; Лк.5,1-11). Прежде всего, бросается в глаза, сколь велико участие самих учеников в призвании следующих апостолов. Один находит другого и приводит его к Иисусу. Андрей приводит Симона, Филипп приводит Нафанаила. (1,41.45). Нафанаил вначале настроен скептически, но потом он признает в Иисусе Назарянине, Сыне Иосифа, обещанного в Ветхом Завете Мессию, Сына Божия, Царя Израилева. Вера сделала Нафанаила зрячим. К словам «Увидишь больше сего» добавляется пророчество «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (1,51) Втор.18,18; Ин.7,41-42.52; Ps 2,7; Ин.11,27; 12,13; 19,19. Самое главное, самое великое чудо – знак того, что небеса открыты для нас – это Сам Иисус. Он – Сын Человеческий, в Котором обитает вся полнота Бога. Ангелы, восходящие к Нему и нисходящие от Него – символы и посланники того мира, где Бог виден «как Он есть», мира, ставшего для нас видимым и ощутимым благодаря вочеловечению Иисуса Христа. – И славная победа архангела Михаила и ангелов его, которую мы сегодня празднуем – это и наша победа, потому что мы – ученики Христовы. Аминь.