Как нам относиться ко всему тому, что происходит сейчас вокруг нас в Церкви, в общине? Как относиться к появившейся кляузе? Как относиться к действиям духовных руководителей церкви? Кто прав? Стоит ли во всё это ввязываться или остаться в стороне?
Вопросов много. Ответы на такого рода вопросы с точки зрения Библии нам на протяжении последних 13 лет помогал находить наш пастор Д.Лотов, а в последний год -ещё и пастор Д.Штернбек. Но сейчас они вынуждены молчать.
Надо попробовать теперь самостоятельно найти ответы. На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд: ответы содержатся в Библии, а также в наставлениях основателя нашей Церкви - Мартина Лютера.
Почти 500 лет тому назад он рассказал нам о нашей нынешней ситуации следующее (все цитаты приводятся из Большого Катехизиса, §§ 254-291):
О кляузе:
«…Лжесвидетельство — это все, что не может быть надлежащим образом доказано» (§ 271). Предъявленная нам кляуза «хороша» с точки зрения её авторов как раз тем, что она недоказуема. И всё-таки преступление не бывает без следов. Виден след и здесь: авторы почему-то не обратились с официальным заявлением в правоохранительные органы, которые бы занялись в первую очередь сбором именно доказательств, коих не существует на самом деле. Авторы делают расчёт не на восстановление справедливости, якобы попранной в отношении них, а на очернение пасторов. Поэтому то, что было предъявлено, – это лжесвидетельство от начала и до конца.
О целесообразности публичного рассмотрения кляузы и светском суде:
Лютер задаёт вопрос: «Почему вы не обвиняете его перед настоящим [официально поставленным] судьей?"
И тут же полемично сам на этот вопрос отвечает: «Вы говорите: “Ах, я не могу доказать этого публично, поэтому меня могут заставить замолчать и изгнать прочь [я могу навлечь на себя наказание за ложное обвинение]”. Что, почуяли запах жареного? Если вы думаете, что не сможете предстать перед властями и держать ответ, то придержите свой язык. Но если вы знаете об этом, то оставьте это для себя и не предлагайте другому» (§ 270).
Лютер однозначно призывает к гласности в таких делах, настаивает на необходимости обращения к официальным властям, в т.ч. в светский суд.
В «нашем» случае церковное руководство выбрало прямо противоположный путь: рассмотреть всё тайно. Архиепископ и некоторые члены консистории открыто говорили нам, прихожанам, на встрече 19 ноября, что ничего не должно выплыть наружу, ни в коем случае нельзя допустить привлечения правоохранительных и судебных органов, иначе пострадает репутация Церкви. Как видим, Лютер с ними не согласен.
Напрашивается вопрос: почему г-н Брауэр не призвал «подписантов» обратиться в правоохранительные органы или придержать язык? Почему он дал ход всему этому делу?
О действиях епископского визитатора Дитриха Брауэра:
Дитрих Брауэр в силу своего официального положения должен был стать тем барьером на пути кляузы, который бы её остановил. Но нет, он не мешкая дал ей ход, тоже тайный. А вот что на этот счёт думает Лютер: «…Если вы говорите об этом другим, хотя это и правда, вы представляетесь лжецом, потому что вы не можете доказать этого, и, кроме того, вы поступаете, как последний мерзавец. Потому что мы никогда и никого не должны лишать доброго имени, если он не был лишен его публично» (§ 270). Г-н Брауэр, мы бы хотели узнать ваше мнение насчёт этих слов Лютера.
Расскажите нам, пожалуйста, г-н Брауэр, что Вы делали в период между 20 октября, когда приняли кляузу к рассмотрению из чьих-то рук (кстати, чьих?), и вечером 25 октября, когда вы с нею, наконец, ознакомили Д.Лотова? Вот, что вы должны были бы делать, если бы руководствовались наставлениями Лютера: «…Пусть это будет вашим правилом, чтобы вы были не слишком скоры на распространение злых слухов о ближнем своем и не злословили его перед другими, но чтобы вы увещевали его в частном порядке [между собою], чтобы он мог исправить [свою жизнь]» (§ 276). И далее: «…с тем, кого это касается, следует решать вопрос лично, а не за его спиной [без его ведома]» (§ 279). Вы должны были увещевать своего собрата. Но Вы этого не делали. Скорее всего, Вы редактировали организационные решения к предстоящей консистории и делали это за его спиной. Смеем думать, что Вам и увещевать-то Д.Лотова было нечем, Вы знали, видимо, цену этой кляузы.
О действиях архиепископа и консистории:
Что они должны были сделать в ответ на донос Дитриха Брауэра? Всё на той же встрече 19 ноября архиепископ со своими коллегами по консистории ничтоже сумняшеся говорили нам, что они просто обязаны были начать рассматривать кляузу и принимать решения. Лютер же наставлял их поступать по-другому: «…Если вы сталкиваетесь с болтуном, который выдает чьи-то тайны и клевещет на кого-то, опровергните его сразу же, в его присутствии, чтобы его лицо залилось румянцем стыда. Тогда многие из тех, кто еще мог бы когда-нибудь оговорить какого-то беднягу, которому было бы нелегко отмыться от этого, будут придерживать свой язык. Ибо человека легко лишить чести и доброго имени, но их совсем непросто вернуть ему» (§ 270).
Г-н Август Крузе и господа члены консистории, вы опровергли Дитриха Брауэра сразу же, когда получили его донос или слушали его на своём заседании 26 октября? Вы сказали ему вслед за Лютером, что он болтун и клеветник? Его лицо залилось румянцем стыда от ваших увещеваний и упрёков? Если вы это сделали, то почему интрига не пресечена, пасторы не вернулись к служению, а процесс над ними продолжается? Если вы этого не сделали, то означает ли это, что вы не разделяете позицию Лютера? Тогда что вы делаете в нашей Церкви? Мы – Лютеранская Церковь, мы – последователи Лютера. Нам неинтересно ваше личное мнение. Это не церковь Крузе или Брауэра, это – Церковь Христа, это Церковь евангелическо-лютеранского исповедания! Поэтому следуйте заповедям Христовым и вероисповедным документам нашей Церкви!
О роли общины:
Церковные начальники изначально и не думали привлекать общину к вопросу о судьбе её пасторов. Для них стало большим сюрпризом, что овцы стали подавать голос, ибо на нас, как мы это поняли на собственном опыте, они смотрят именно как на овец в буквальном смысле этого слова. Всего через неделю после консистории 26 октября, которая отстранила пасторов от служения, архиепископ своим распоряжением уже 3 ноября лишает Д.Лотова сана. А между тем Лютер настаивал совсем на другом в случае, если увещевания согрешившего, - если действительно был грех - не помогают (хотя, как теперь ясно, и увещеваний никаких не было): «…Если это не помогает, тогда нужно вынести этот вопрос перед общиной — на мирской или на духовный суд. Ибо тогда вы стоите не один, но имеете с собой тех свидетелей, при помощи которых можете убедить виновного, свидетелей, полагаясь на которых, судья может вынести приговор и объявить о наказании. Это правильный и обычный путь сдерживания и исправления порочного человека» (§ 280).
Г-н Август Крузе и господа члены консистории, почему вы не вынесли вопрос о наших пасторах перед нами – общиной? Какие у вас есть свидетели, полагаясь на которых вы можете вынести приговор и объявить о наказании? А почему вы вообще вынесли приговор 3 ноября без свидетелей и без привлечения общины?
Мы задавали вам эти вопросы в своих обращениях, коллективных и индивидуальных, задавали также на встрече 19 ноября, но вместо ответов была либо тишина либо окрики, мол, не отвлекайте нас от важных дел.
Мы не дождались ответа от вас, но получили его от Лютера: «Если бы вы действовали с целью исправления ближнего своего или же из любви к истине, то вы не сплетничали бы тайно и не избегали бы дня и света» (§ 283).
Правильно ли поступает община, защищая своих пастырей?
Лютер: «…Это особенно превосходная и благородная добродетель человека — всегда истолковывать все, что он слышит о ближнем своем, в его пользу, представлять это в лучшем свете (если это не является явным, очевидным и общеизвестным пороком) или, в любом случае, мириться с этим [смотреть на это “сквозь пальцы”, снисходительно], вопреки ядовитым языкам, которые всегда готовы влезать не в свои дела и раскрывать то, что порочит ближнего, трактуя и извращая это наихудшим образом, что сейчас совершается по отношению к драгоценному Слову Божьему и его проповедникам» (§ 289).
На протяжении последних 13 лет мы духовно возрастали, слушая проповеди Д.Лотова, находили в них для себя многие ответы, стали лучше слышать Слово Божье. Неужели теперь сделаем вид, что судьба Д.Лотова нам безразлична? Нет, тысячу раз нет! Отречение Петра от Христа показывает нам, как нельзя поступать! Мы не будем кричать: «Распни его!». Мы сделаем всё для того, чтобы восстановить репутацию наших пасторов и вернуть их к служению.
Помимо всего прочего – это ещё и дело принципа. Мы не вправе наблюдать со стороны, как нагло попираются справедливость, церковный устав, наставления Лютера, общечеловеческие нормы морали. Если иерархи ведут себя как Иуды и предают своих собратьев, мы не будем на это закрывать глаза и таким образом соучаствовать в делах зла. Библия нам прямо это запрещает!
Как всё это могло произойти в нашей церкви?
Вся эта грязная история не случайна. Она представляет собой не единичную ошибку одного или нескольких высокопоставленных духовных лиц в нашей Церкви. Она – свидетельство системного сбоя в духовном руководстве, которое считает себя непогрешимым, втайне вершит суд и наказание, за плотно закрытыми дверями рассматривает какие-то дела и решает вопросы.
Лютер: «…Где дело предано гласности [публично] и обсуждается при свете дня, там не может быть клеветы, ложного суждения или лжесвидетельствования» (§ 284). Вот вам и ответ!
Вообще складывается впечатление, что иерархи Евангелическо-Лютеранской Церкви России не знают Внутрицерковный Устав и не знакомы с Большим Катехизисом Лютера. Хотя, конечно, если заниматься кляузами и другими делами, не относящимися к жизни Церкви и общин, то всё становится понятно.
Но кто же тогда должен заниматься вопросами лютеранского просвещения, строительства новых храмов, издания лютеранской литературы, расширения круга прихожан и укрепления общин, оказания им разнообразной помощи, прежде всего в деле духовного окормления?
Что делать?
Нам обязательно надо всем собраться на внеочередное общее собрание участников общины 12 декабря, обсудить всю эту ситуацию и условиться, как быть дальше. Но ни в коем случае не ослаблять наших усилий по защите наших пастырей, невинно оклеветанных и ставших жертвами грязной интриги. Защитить их – вопрос принципа. Лютеранского принципа! Мы должны встать на защиту нашей Веры!