(тема для размышлений)
В разных христианских конфессиях в дополнение к Библии используются какие-либо книги. Статус этих книг различен. Для католиков Библия – это древнее и основное откровение, но откровение продолжается и сейчас в виде папских энциклик, догматотворчества и и т. п. У православных есть своя вероучительная литература. Например, существуют жития святых, собранные в 12 томов. Но православный может оставаться православным, даже не читая подобных книг. Более того. Вероисповедных книг у православных практически нет. Говорится даже, что «наличие подобных книг противоречило бы самой природе православия». Наличие же вероисповедных книг у лютеран не только не противоречит природе лютеранства, но как раз наоборот – выражает эту природу как нельзя лучше.
Некоторые религии требуют от своих последователей просто подчинения. Лютеранство же относится к конфессиям, требующим от своих последователей понимания того, во что они верят (что подтверждается наличием обряда Конфирмации). В Ветхом Завете Бог не спрашивает у Своего народа, как они понимают, например, творение, во что они верят. В Новом же Завете (причём во всех синоптических Евангелиях) есть пример подобного вопроса. Иисус спрашивает учеников Своих: «А вы за кого почитаете Меня?». Христианство, в отличие от иудаизма, требует не просто общения, соединения с Богом, но и понимания того, во что ты веришь.
В лютеранстве слово «вероисповедание» имеет особый оттенок. Лютеранство – одна из вероисповедных разновидностей Христианства. Лютеранство отличается от других конфессий содержанием вероисповедания (и вообще самим его наличием). Собрание наших вероисповедных документов называется «Книга Согласия». Этими документами мы исповедуем свою веру (в то же время объяснять свою веру мы можем и при помощи других книг). Если для православного важно «приобщиться» к Богу (пусть даже бессознательно), то для лютеранина важно уметь объяснить, во что он верит. О сознательном отношении лютеран к вере говорит наличие целых девяти вероисповедных книг, где затронуты очень многие важные вопросы, хотя и не все. (Например, во времена составления Книги Согласия не стояла проблема исповедания своей веры перед атеистами, не было проблемы женского священства – поэтому об этом Книга Согласия молчит).
Мы не можем сравнивать Библию и Книгу Согласия. Книга Согласия не является Словом Божиим, хотя в ней и есть Библейские цитаты. В то же время Библия не является стандартом лютеранского исповедания - она гораздо шире. Прочитав Библию, человек не обязательно станет именно лютеранином. Книга Согласия – это попытка привести в систему сложнейшее содержание Библии. В Книге Согласия есть сложные богословские понятия, отсутствующие в Библии. Например, в ней говорится о Троице. В Библии такого слова нет (хотя есть Троичная крещальная формула). В Книге Согласия используются сложные философские категории, которых нет в Библии (например, категория «сущность»). Для чего же нужна Книга Согласия?
Содержащиеся в ней документы позволяют нам объединиться в интерпретации Св.Писания. Это важнейший момент, т.к. христианская многоконфессиональность в значительной мере определяется именно расхождениями в интерпретировании Библии. И наша лютеранская идентичность определяется тем, принимаем мы или не принимаем то направление понимания Писания, которое содержится в вероисповедных документах нашей Церкви.
По материалам лекции профессора, к. и. н. С.А. Исаева
(Теологический Институт ЕЛЦ Ингрии)