Церковь Ингрии

400 лет непрерывной лютеранской традиции

В настоящее время на территории России существует две Евангелическо-Лютеранские Церкви, являющиеся правоприемницами ЕЛЦ в Российской Империи. Одной из них является Церковь, к которой в настоящее время принадлежит наша община, второй – Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии, 400-летний юбилей которой отмечается в этом году. В этом номере мы помещаем краткий обзор истории этой Церкви, которая в наше непростое время не спешит «следовать за веком сим» и вводить либеральные установления (например, рукоположение женщин). Общины ЕЛЦИ есть как в Европейской части России, так и в Сибири. Канцелярия епископа и Кафедральный собор находятся в Петербурге.

Начало Церкви Ингрии положили первые приходы финских переселенцев в волости Северной Ингрии, появившиеся во время войн Ивана Грозного со Швецией. Самое старое письменное упоминание о приходе в Лемболово датировано 1611 годом. В 1641 году Ингрия стала самостоятельной церковной епархией во главе с суперинтендантом в Нарве, и, ко времени возвращения Ингрии под скипетр России насчитывала 28 приходов, имеющих многочисленные капелланские филиалы.

В 1703 году Пётр I позволил основать в строящемся Петербурге шведско-финский приход, преемник которого, финский приход св.Марии, и поныне является кафедрой Церкви Ингрии. Его первый настоятель - Якоб Майделин - указом царя был назначен пробстом ингрийских лютеранских приходов.

В 1819 году император Александр I создал для руководства всеми Лютеранскими приходами Российской Империи Консисторию и назначил ее главой епископа из финского города Порвоо Захарию Сигнеуса с титулом «Епископ Петербургский». Впоследствии основную роль в управлении Евангелическо-Лютеранской церковью Российской Империи стали играть немцы с сохранением автономии трех ингерманладских пробств.

После октября 1917 года жизнь в стране и Церкви, конечно, изменилась. В январе 1919 года было создано правление ингерманладских приходов, которое объявило в сентябре 1919 года Церковь Ингрии независимой. В 1921 году её глава, Феликс Реландер, стал епископом. Период с 1928 по 1938 год, связанный с коллективизацией, ужесточением религиозного законодательства и т.д., оказался закатом официальной деятельности Церкви. С 1938 по 1969 год Церковь действовала в катакомбных условиях. В 1969 году появилась возможность официально зарегистрировать приходы в Петрозаводске и в 1976 году в Пушкине.

14 сентября 1992 года Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России получила государственную регистрацию. Сегодня она является епископальной Церковью, включающей в себя более 60 приходов, проводящей богослужения на финском и русском языках. ЕЛЦИ является членом Всемирной Лютеранской Федерации и Конференции Европейских Церквей.

В своей проповеди по случаю начала Юбилейного года епископ ЕЛЦИ Арри Кугаппи в частности, сказал: "Сегодня мы совершаем торжественное богослужение, посвящённое началу года празднования 400-летия Церкви Ингрии. Есть несколько исследований, сделанных и зарубежными авторами, и российскими исследователями, в которых говорится о том, что первый регулярный приход Лютеранской Церкви был создан в посёлке Лемболово в 1611 году. И мы ведём летосчисление нашей Церкви от этой даты. Сегодня можно даже сказать, что есть некоторый "казус" в истории нашей Церкви - несмотря на то, что мы празднуем 400-летие, в составе нашей Церкви есть, скажем, нижегородский приход, который ведёт своё летосчисление с 1580 года, это один из древнейших лютеранских приходов, но он создавался как-бы параллельно, независимо от лютеранства, которое создавалось здесь на земле, которая в своё время называлась Ингерманландия, Ингрия. Этот казус существует, но тем не менее, мы празднуем истоки истории нашей Церкви, которая начинается именно с земли ижорской, ингрийской, с Ингерманландии. Здесь есть некоторое противоречие, но в то же время, оно объяснимо. Наша Церковь прошла очень непростую историю, и сегодня, когда наступило время, которое можно назвать временем благодатным, временем свободы, мы, конечно, взираем назад и, осмысливая пройденное, понимаем, что были и очень тяжёлые испытания на пути Церкви. И особенно тяжёлые испытания были в советское время. Мы знаем, что уже практически с 1937 года наша Церковь была под полным запрещением, не существовало ни одного действующего прихода, и, как часто бывает в истории, она как-бы повторяется: 40 лет избранный Богом народ блуждал по пустыне, и, подобно ему, наш народ и наша Церковь блуждали без церковного попечения 40 лет, доколе в 1977 году нашей Церкви был передан храм в городе Пушкине, и возобновилась регулярная деятельность здесь, на Ижорской-Ингерманландской земле...".

По материалам интернет-сайтов



Титульная страница газеты №39. Богоявление - Усмиряющий бурю