№40. Богоявление - чудо Преображения

В соответствии с традицией ЕЛЦ, в последнее воскресенье после Богоявления мы отмечаем праздник Преображения Господня – одного из самых значимых свидетельств Божественной природы Спасителя, явившегося апостолам, как источник света и жизни.

Титульная статья

Статьи:

Епископ, как продукт народного творчества

Пастор  Д. Лотов

Во  время богослужения в прошлое воскресенье  прихожане нашего собора имели возможность  услышать о Генеральном  Синоде так наз. «Евангелическо-Лютеранской  Церкви Аугсбургского Исповедания» и принятых на нём решениях. Так как возможно не все поняли, что такое ЕЛЦ АИ и какое отношение она может иметь к нашей общине, предлагаем вашему вниманию нижеследующий материал. 

Скачать весь номер газеты в формате pdf для печати, размер файла 209984 байт.

(Титульная статья)

Церковная живопись часто обращается к Преображению. Однако все попытки выразить случившееся в этот день, выглядят достаточно беспомощно, потому что средствами видимого мира не возможно выразить то, что превосходит его реалии. Так, на картинах Иисуса изображают в белых одеждах. Но они не были белыми – они были светоносными, изучающими сияние. Точно также и лицо Спасителя в момент Преображения уже не было обычным человеческим лицом – оно также стало источником света, на который было трудно взирать, потому что лик Господень сиял, как солнце. В день Преображения апостолы увидели Истинного Бога – увидели настолько близко, насколько это возможно для обычного человека. Можно сказать, что они вплотную приблизились к границе того, что может увидеть человек. Ведь узреть Бога-Отца невозможно: вернее сказать, нельзя увидеть Его и остаться живым. Тем не менее, возможность созерцания Божества существует, потому что Отца можно увидеть в Сыне. И вот, апостолы взирают на Иисуса, пребывающего в сиянии Божественного величия. Что же они испытывают? Писание свидетельствует, что с одной стороны Пётр говорит: «Господи! Хорошо нам здесь быть», а с другой, когда из облака раздаётся глас Отца, ученики «пали на лица и очень испугались». Итак страх и благодать – оба чувства пробуждаются пребыванием в присутствии Божием. Кто же такой Бог в отношении нас, как Его воспринимать, как относиться к Нему?

Символ веры говорит нам о Боге в первую очередь как о Творце и Вседержителе. окружающая нас неизмеримая грандиозность творения свидетельствует о выходящей за рамки всех человеческих представлений мощи и силе Божией – силе, которой всё сотворено и которой всё может быть обращено в изначальный хаос. Сила Творца настолько велика, что человек не может находиться там, где она являет себя. Достаточно вспомнить, как при освящении иерусалимского храма священники не смогли находиться в нём, т.к. его наполнила Слава Божия. Даже незначительное соприкосновение с мощью Отца для человека либо трудно переносимо, либо непереносимо вообще. Именно поэтому Его голос, прозвучавший из облака в момент Преображения, в буквальном смысле сбил апостолов с ног и вызвал у них страх. Таков Отец. Но при всей Своей мощи Он именно Отец, причём любящий. Эту удивительную весть приносит нам Иисус, причём не только приносит, но своей личностью раскрывает для нас другую сторону Бога – сторону заботящейся о нас благодати. В Сыне нам являются совершенные любовь, милость, прощение и мир.

Бог обитает не в пустоте, но в той невидимой для нас части мироздания, которую мы именуем Царствием Небесным. Иисус приходит к нам, как посланец этого царства и в момент Преображения позволяет апостолам увидеть малую частицу его реальности. Каково же их впечатление? «Господи! Хорошо нам здесь быть». Бывают дома, пребывание в которых дарит ни с чем не сравнимые ощущения радостного мира. Их не хочется покидать. Для того, чтобы уйти, надо совершить над собою определённое насилие. Но мир, который обретается в подобном доме, ничто по сравнению с миром Небесного Царства. Его реальность превосходит любую земную и, что самое удивительное, она предназначена нам. Такова ещё одна грань Благой Вести, принесённой нам Спасителем.

После Вознесения апостолы должны были идти и проповедовать. Проповедовать о приблизившемся Царствии Небесном. Но очень трудно говорить о том, чего ты не видел. И потому Спаситель являет им малую часть небесной реальности, дабы потом они смогли рассказать о ней другим. И не просто рассказать, а рассказать убедительно. Став свидетелями Преображения апостолы могут сказать не только о том, что Царство приблизилось. Они могут рассказать, о его свете, его мире. Благодать Небесного Царства исходит от отца и является нам в Сыне, представшего перед апостолами в Своей небесной сущности, дабы они смогли увидит и уразуметь сущность Евангельского благовествования.

Итак, с одной стороны повергающий на землю и вызывающий страх глас Отца; с другой невероятная благодать присутствия Сына. Обе стороны принадлежат одному и тому же Богу. Так кто же Он: источник страха или благодати? Как относиться к Нему: бояться или любить, скрываться или жаждать встречи?

Мартин Лютер в Малом Катехизисе объединяет оба чувства, начиная толкование всех Заповедей со слов «мы должны бояться и любить Бога». Что это значит? Прежде всего, что никакая фамильярность с Богом невозможна. Невозможно легкомысленно относиться к Нему, поминать всуе, идти против Него. Псалом 13 начинается словами «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Поистине надо быть безумным для того, чтобы восстать против силы, которая может обратить в прах не только человека, но и всю Вселенную. Бояться Бога означает помнить об этой силе и не пытаться превознестись, но со смирением и благоговением принимать даваемое ею. И в то же время не следует забывать, что от этой силы исходит величайшая любовь, явленная нам во Христе. Непредставимая, но любящая нас мощь, Отец и Сын, две ипостаси одного Бога – вот то, что явилось апостолам в день Преображения.

Ничто на земле не даёт окончательной радости. В любой бочке мёда, сколь бы большой она ни была, всегда найдётся ложка дёгтя, которая испортит весь вкус. В самом хорошем коллективе найдётся негодяй, среди святых фарисей и ханжа, среди друзей предатель, и даже самая лучшая жизнь изобилует болезнями и заканчивается смертью. Есть лишь одно место, где не будет даже намёка на порчу – Царство Небесное, Царство Божие. Сколь велик будет день, когда мы войдём в него! Потому что, когда это случится, нам предстоит пережить чувство освобождения от всего недостойного и ненужного, от всего лишнего. Когда мы войдём во врата вечности, когда перед нами откроются превосходящие всякое разумение перспективы небес; когда мы поймём, что с грехом и смертью покончено навсегда; когда мы поймём, что в нашем бытии больше не будет ни плача, ни вопля, ни болезни – тогда всё наше существо всецело проникнется миром Божиим, и, в слезах неизреченной радости, мы скажем подобно апостолу Петру «Господи! Хорошо нам здесь быть»…