МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Апреля 2011 года

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ


(Проповеди в изгнании)

Мк.10, 33-34

Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Иерусалим… Город, который Сам Господь когда-то избрал, как место Своего присутствия среди избранного народа. Мне доводилось общаться с паломниками, посетившими Святую землю. Они рассказывали о своём трепете, о радостном волнении, которые испытывали, оказавшись в городе, в котором столь многое напоминает о земной жизни Спасителя, о Его смерти и воскресении. И точно с таким же радостным волнением входили в Иерусалим паломники-иудеи в те отдалённые времена, когда Храм ещё стоял на своём месте, а приход Мессии ещё только ожидался… Пасха, память об Исходе из Египта, память об освобождении из рабства – день, который любым верующим иудеем и сегодня переживается, как день радости и торжества – его предвкушение уже само по себе наполняло счастьем, а возможность побывать в пасхальные дни в святом городе, стать участником храмового богослужения, приблизиться к пребывавшему в Храме Невидимому Богу, это счастье усиливала многократно. И вот, в дни перед Пасхой огромные толпы иудеев со всех концов Святой земли шли к Иерусалиму. Так было и в тот год, когда Христос должен был совершить то, ради чего сошёл в наш мир. И вот, после скитаний по городам и весям Святой земли, Он идёт к Иерусалиму, чтобы в Вербное воскресенье торжественно въехать в него в окружении ликующей толпы, кричавшей Ему «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!». Радовались люди, радовались ученики. Они шли в Иерусалим на праздник – главный праздник иудейского года. Но Христос шёл не на праздник. Он шёл на смерть, которой должны были предшествовать предательство, издевательство и зверское избиение. Всё сие не было просто предчувствием – Единородный Сын Божий знал всё, что Ему предстоит, ибо сказал ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его…». Он знал, Он говорил ученикам, но они не понимали. Вернее сказать, не могли вместить. Люди шли в город на праздник, а Иисус шёл к ночи предательства, в которую истекал кровавым потом от ужаса предстоящего и молился, говоря: «Авва,Отче! Всё возможно Тебе; прнеси чашу сию мимо Меня…». Итак, место, вхождение в которое для незнающего является источником радости, для знающего становится источником тяжких переживаний...

Подумайте о том, как может измениться восприятие одного и того же места. Места, которое было для тебя чем-то особенным, куда ты шёл, чтобы открыть душу, приобщиться света вечности, испытать чувство радостного освобождения от удушливой скверны повседневности. И вдруг это место становится чем-то другим, ибо скверна проникла в него. Ты не можешь распахнуть душу, не можешь, забыв обо всём, вознестись в небеса, потому что всё время ждёшь плохого, не зная, откуда оно придёт именно сегодня… Не пережили ли мы все нечто подобное в прошедшие дни? Не была ли омрачена наша благочестивая радость ожиданием всё новых и новых ударов? Не стал ли наш храм местом неопределённости, в которой мы не знали, какие ещё удары нам придётся пережить?

Христос восходит в Иерусалим, чтобы взойти на Голгофу. Но при всём ужасе предстоящего Он знает, что Его путь не окончится скорбью, ибо вослед за распятием и смертью последует воскресение. «И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». Смерть должна победить, но её победа кратковременна, ибо за нею следует торжество жизни, которая теперь уже не имеет пределов! Обетование Божие не может быть нарушено - то, что предсказано, должно совершиться. И, может быть, в этом уповании на нерушимость Слова Отца, Сын Человеческий черпал утешение в день входа в Иерусалим, означавшим начало последнего отрезка Его земной жизни.

Во Христе возлюбленные! Последуем примеру нашего Спасителя и обретём утешение в нерушимости Божьего Слова, возвещающего нам «и се, Я с вами во все дни до скончания века». Бог с нами. Во всех испытаниях Он с нами. Во всех страданиях, испытаниях и гонениях, в нужде и даже в смерти Он с нами! Его силою мы стоим, Его силою укрепляемся и, чем сильнее сгущается тьма, тем ярче становится Его предвечный свет! Бог посылает нам испытания и страдания, но делает это не для того, чтобы мы пали духом и отчаялись, а для того, чтобы мы сплотились, научились ценить имеющиеся у нас сокровища и с должным чувством пользоваться ими. С должным чувством – испытывая каждый раз такую же радость, какую приносит первая встреча. Наши сокровища – это Слово, Таинство, Молитва, Общение святых – те средства благодати, которыми Господь укрепляет и просвещает наши души, которыми Он даёт нам возможность прикоснуться к вечности!

Христос восходит в Иерусалим. Евангелие говорит нам о радости тех, кто Его окружал, но не говорит ни слова о том, радовался ли Сам Христос. Да и мог ли Он радоваться, зная, что совсем скоро те, кто сегодня надсаживается, выкрикивая славословия, завтра будет вопить «распни Его!». Но, как уже было сказано, Голгофа – не конец пути. Впереди воскресение и вознесение, облечение в Божественную славу. Мы можем ввергаться в тяжкие бедствия, нас могут предавать и гнать, нас могут отлучать от многого – даже от земной жизни. Но Господь с нами и, пока мы сами хотим быть с Ним, Он не оставит нас. Никому не дано отлучить нас от Его Царства, от жизни под новыми небесами и на новой земле, которым не будет конца! Никому не дано лишить нас грядущей вечности, никому не дано лишить нас милости Отца! Поэтому пусть похвалы сменяются проклятиями, пусть кричавшие «осанна» кричат «распни его» - Господь дал нам возможность увидеть Свой свет, дал возможность приобщаться к нему – и этот свет проведёт нас сквозь все испытания и искушения к нашей великой цели – Царству Божию! Поэтому давайте молиться о том, чтобы Господь помогал нам в каждый день бытия чувствовать грядущую вечность, дабы, благодаря этому переживанию мы могли вослед за нашим Спасителем сказать: «Воскреснем!» Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)