№2. Тема: «Лютеранская традиция» (продолжение)

Т.к. наш разговор ведёт нас к истокам лютеранской традиции, то мы вынуждены говорить преимущественно о Западной ветви Христианства. Однако, ради полноты нашего обзора следует сказать несколько слов и о христианстве Восточном, называемым также «ортодоксальным». Как-то раз мне довелось беседовать с одним православным клириком, который сказал мне примерно следующее: «Женское священство, гомики – ну и вопросы вы обсуждаете! У нас положено петь 4 стихиры – кто говорит, что нужно 5, тот консерватор, а кто говорит, что 3 – тот либерал». Не поручусь за буквальность данной фразы, но смысл были именно тот самый. Такая ситуация стала возможной вследствие нескольких причин:

0. Фундаментальный раскол в восточном христианстве произошёл очень давно, задолго до разделения 1054 г. Он был связан с отделением группы Церквей, не принявших учения о двух природах Христа (копты, эфиопы, армяне и прочия монофизиты). Они образовали группу так наз. «древневосточных Церквей». Таким образом, дальнейшая история православия развивалась уже на «очищенном» фундаменте.

1. Православие оказалось в невыгодном положении, т.к. территории, заселённые христианами Восточного обряда, подверглись нашествию ислама, в ходе которого решался вопрос не о традициях, а о выживании. В течение столетий восточное христианство было как правило верой угнетаемых групп населения (Балканы, сама Турция, Египет, территория нынешнего Израиля), для которых следование традиции стало средством национальной идентификации. [Пример: сербы и хорваты – не столько национальность, сколько религиозная общность] Россия в этом отношении составляла счастливое исключение. Но при этом именно в России было немало проблем, связанных с попытками пересмотра традиции (старообрядческий, секты XIX века, обновленчество).

2. Православие никогда не единого руководящего центра. Каждый патриархат имел свои, связанные с местными особенностями, традиции, попытка унификации которых не производилась. В настоящее же время практически каждая православная Церковь является национальной, что ещё более упрощает ситуацию. В то же время богословские концепции во всём православном мире тождественны. Поэтому проблемы, связанные с пересмотром традиций, перед мировым православием в общем-то не стояли, оставаясь достоянием локальных Церквей. Так, например, иконоборчество, несмотря на его размах и даже на соборное утверждение, осталось достоянием Византии (к тому же оно было быстро ликвидировано), старообрядчество и обновленческий раскол – России.

3. По отношению к государственной власти Православные Церкви находились в подчинённом положении, поэтому церковные проблемы означенной властью разрешались очень быстро.

Что касается Западного христианства, то здесь сложилась диаметрально противоположная ситуация, т.к. в условиях раздробленности Европы Церковь оказалась единственной над-национальной организацией, имевшей к тому же единый язык, единого главу и жёсткую управленческую пирамиду. Значительные денежные средства и земельные владения, аккумулированные Церковью, превратили её в мощнейшую не только духовную, но и политическую силу, способную диктовать свои условия монархам всех уровней. Жизнь человека вне церковного благословения была невозможной, поэтому система эпитимий плюс большое и малое отлучения позволяли держать в узде народ от бродяги до императора - большое отлучение, наложенное на монарха, означало, что его подданные освобождаются от присяги на верность. Во главе системы стоял епископ римский, наместник Христа, преемник св.ап.Петра, власть которого в эпоху расцвета этого института была сравнима разве что с положением египетского фараона или древневосточного деспота, уже при жизни считавшихся сыновьями богов, а то и богами. Как написал на исходе XI века папа Григорий VII, «Никто не вправе изменять решения папы, пока он сам не внесёт в него соответствующие изменения». Папские установления приравнивались к Божественному откровению (примечательно, что отголоски этого средневекового принципа существуют и сейчас: согласно догмату I Ватиканского собора 1870-71 гг. папа, в момент, когда говорит с кафедры, как учитель христиан, обладает непогрешимостью. Именно поэтому папа единолично обладает властью провозглашения нового догмата, что было использовано, например, во время провозглашения догмата о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. Мария была рождена без первородного греха). В сегодняшней РКЦ при чтении Писания народ встаёт только во время чтения Евангелия. Но точно также он встаёт и во время чтения папского послания – это я видел лично). Поэтому человеческие мнения и установления становились нерушимой частью церковной традиции, которую надлежало соблюдать и от соблюдения которой зависело спасение. Простой пример: римской церковью был канонизирован латинский перевод Библии, выполненный блаж.Иеронимом – так наз. «Вульгата». Это означало, что только этот перевод является адекватно изложенным Словом Божиим, и что в богослужении и в обиходе можно пользоваться исключительно им. И это при том, что перевод Иеронима был сильно повреждён, изобиловал неточностями; что переводы Св.Писания на различные языки имели место уже в древности; что самые Евангелия были переводами, т.к. Спаситель говорил не на греческом, а на арамейском (Евангелие же от Матфея и было изначально написано на арамейском языке). Тем не менее, «Рим сказал – дело окончено». И горе тому, кто попробовал бы читать Писание в каком-либо ином переводе! Как уже было сказано, спасение человека находилось в прямой зависимости от соблюдения им церковных установлений, т.е. от следования принятой традиции. Отлучение от Церкви было отлучением от спасения, а т.к. в те годы атеизм попросту не существовал, то становится понятным то могущество, которым обладала Церковь Средневековья. Бог и святые доносили свою волю до папы, а тот посредством епископов, священников и монахов доносил её до всех верующих. И в этой «вертикали» никто не сомневался. Если же появлялись отступники, то добрые христиане сами расправлялись с ними, порою даже не дожидаясь команды сверху. И совершали сие в твёрдой уверенности, что совершают благое дело, которое поспособствует их оправданию на Страшном Суде.

Мышление Европы начало меняться в связи с формированием сильных национальных государств – например, Франции, которая, пока ещё не ставя под сомнение собственно-церковную традицию, сумела ограничить экономические и политические притязания Рима. Но сильнейший удар по власти традиции нанёс весьма прискорбный казус, известный, как Великий Раскол, длившийся 39 лет (с 1378 по 1417 г.). При нём во главе Западной Церкви оказалось сразу двое пап, после 1409 г. их стало трое. Ситуация оказалась катастрофической, потому что никто не сомневался, что спасение достижимо только через общение с преемником св.Петра – вопрос был лишь в том, кто из двоих, а потом и из троих является истинным преемником? В результате европейские государства разделились на два лагеря, стали делиться монашеские ордена, епархии и т.д. Причём сторонники того или другого папы полагали противоположную сторону раскольниками и отступниками. В результате нормальная духовная жизнь Европы оказалась нарушенной, т.к. перестало существовать чёткое представление об источнике правильного понимания христианства. В процессе попыток преодоления кризиса ситуация усугубилась, т.к. на сцену выступили богословские факультеты университетов, также претендовавшие на положение источника правильного понимания христианства. А конец расколу вообще был положен не Церковью, а светской властью в лице императора Священной Римской империи Сигизмунда, который своею властью собрал Констанцский собор, восстановивший порядок. Поэтому возник вопрос, кто же является источником правильного понимания: папа, университет или собор, который, как показала практика, мог быть созван и без папы? Таким образом, появилась возможность оспорить папское решение - оно перестало быть непререкаемым авторитетом. Исчезновение ореола абсолютности нанесло власти традиции серьёзный урон. Если раньше она не подлежала не то что пересмотру, но даже сомнению, то теперь это стало возможно. В такой ситуации требовалась большая мудрость, чтобы если не восстановить утраченный авторитет, то, по крайней мере, удержать его. Но увы, именно этой мудрости папам постконстанцского периода не хватало. Они занимались в основном борьбой с соборным движением, а с началом эпохи возрождения институт папства вошёл в период глубокого кризиса.

В результате, к концу XV столетия в церковных делах образовался своего рода застой. Соборное движение окончательно сошло со сцены, а папы, занимавшие римскую кафедру в это и последующее время, больше занимались политикой, причём старались то превратить Папскую область в самое могущественное княжество Италии, то усилить могущество семьи, к которой они принадлежали. Папа Лев Х, при котором началась Реформация, не интересовался даже политикой, а занимался изящными искусствами. Оригинальных, свежих мыслей в богословии того времени не было, труды носили в основном компилятивный характер. Прорыв этого застоя Реформацией вызвал необычайное оживление – XVI столетие стало рекордным по числу богословских сочинений, причём не только в протестантской среде. Однако, о Реформации мы будем говорить в следующий раз, и сейчас посмотрим с какими традициями Западная Церковь подошла к эпохе перемен.

Теория. Разумеется, основные догматы христианства (о Троице, о двух природах Христа) остались неизменными, однако в дополнение к ним было принято много дополнительных установлений, многие из которых отсутствовали в Восточной Церкви:

0. Добавление к Символу веры (и от Сына) – уже упоминалось

1. Количество Таинств, которое в разные времена колебалось, доходя до 13, и о которых не было единого мнения до XII века, установлено в числе 7 лишь в 1439 г., причём данное число принято скорее как символическое.

2. Учение о чистилище, в прямой связи с которым находилось

3. Учение о сверхдолжных заслугах Христа и святых и «сокровищнице заслуг», которым распоряжается Церковь в лице папы. На этом, в свою очередь, базировалась практика индульгенций

4. Учение о папе, как преемнике Петра и наместнике Христа (vicarious Filii Dei), который стоит выше всех остальных епископов и патриархов (есть и сегодня – см.догматическую конституцию II ватиканского собора «О Церкви»);

5. Соответственно, понятие о папских установлениях, как о волеизъявлении Бога, которые не могли быть оспорены; опосредованно роль епископских установлений также была очень высокой.

6. Понятие о духовенстве, как о посреднике между Богом и людьми, причём служит Богу только духовенство (данный момент имеется и в православии). Монашество, как высшая степень такого служения.

7. Понятие о спасении, как о сущности, которая «зарабатывается» посредством исполнения предписанных Церковью установлений (посты, паломничества, дарения, аскетическая практика, самоистязание и т.д.). Христос, как грозный судья, карающий за малейшую провинность - необходимость Его умилостивления.

8. Возрастание роли дьявола – в массовом сознании сравнялся с Богом, только с отрицательным знаком – везде видели его происки, чудовищное количество инквизиционных процессов, приведших к сожжению тысяч людей, по преимуществу женщин.

Практика. Ко времени Реформации существовали:

0. Устройство церкви – базилика, с алтарём, который постепенно сместился к восточной стене, а в православии отгородился иконостасом (кратко о его эволюции); возрастание кол-ва алтарей в одной церкви из-за частных месс (средство погашения долгов живых и умерших).

1. Сложившийся порядок богослужения, от территории к территории различавшийся некоторыми деталями, но имевший постоянный Ординарий (неизменяемые части мессы). Западная традиция - Литургия делится на неизменяемые и изменяемые (в зависимости от времени Церковного года) части, в то время как на Востоке сама Литургия была неизменяемой, но в разных случаях служились разные Литургии (например, в сегодняшнем российском православии существует три литургии (Василия Великого, Григория Двоеслова и Иоанна Златоуста (преждеосвящённых даров)), употребление которых зависит от времени года. Латинский язык, как канонический язык богослужения и церковного общения. Вследствие малограмотности основной массы, люди на богослужении стали зрителями.

2. Культ святых, особенно св.Марии – сложился постепенно вокруг празднования богослужения на могилах мучеников; популярность святых в языческих землях, где таковые «перенимали» функции языческих божеств (Велес – св.Власий). Провозглашение Марии «приснодевой», т.е. оставшейся девой даже после рождения Христа; фигуральное толкование тех мест Писания, где говорится о братьях и сёстрах Иисуса; популярность культа Марии в Европе вследствие проекции на него языческих представлений о женском начале (земля) – сегодня также, а может быть и больше (Nepokalanow). Практическое выражение данного культа в почитании изображений (живописных и скульптурных, на Востоке скульптура не привилась), развитие данного культа в почитании не первообраза, но самого изображения; ещё одно выражение – культ реликвий (слабость веры, требовавшей видимых объектов), имевшихся в огромном количестве и поразительном качестве (ветвь от неопалимой купины, волосы св.Марии, её грудное молоко и т.д.) – их понимание, как каналов Божественной благодати; созерцание реликвий, как действие, способствующее «зарабатыванию» спасения; чрезвычайный успех собрания реликвий курфюрста Фридриха Саксонского.

3. Причащение мирян только под одним видом – средневековая традиция, дать однозначное описание её происхождения сегодняшние католики не могут.

4. Совершение Евхаристии на пресном хлебе. (На Востоке – квасной; Тайная Вечеря на день раньше).

5. Безбрачие духовенства (аскетическая реформа Льва IX и Григория VII в XI в.);

6. Деление монашества на ордена (в восточном нет), монашество созерцательное и нищенствующее. Роль монахов в системе образования.

7. Музыкальное сопровождение в виде григорианского распева. Возможность употребления в Западной Церкви музыкальных инструментов.

В следующий раз будем говорить о начале лютеранской традиции.