№10. Тема: «Реформация в Скандинавии (Швеция)»

Обычно, говоря о Лютеровской Реформации, мы имеем в виду события на территории Священной Римской Империи Германской нации. Говоря же о Лютеранской Церкви, мы имеем в виду прежде всего обычаи и традиции, пришедшие к нам вместе с немецким вариантом нашего исповедания. Однако, такой взгляд слишком узок, т.к. Реформация Лютера отнюдь не является исключительно немецким достоянием. Равным образом, немецкая традиция не является ни единственно возможной, ни единственно правильной. Более того. Специфические условия немецкой Реформации привели к нарушению церковного устройства и вызвали к жизни ущербный церковный режим, приведший в том числе к поддержке германской Евангелической Церковью нацизма, о чём мы говорили на прошлых встречах. Благодарение Богу, лютеранство не исчерпывается Германией, и сегодня мы обратим наши взоры в сторону Скандинавии, а конкретнее, в сторону Швеции, где Реформация шла иначе, что позволило избежать многих бедствий, омрачивших реформационный процесс в Священной Римской империи.

В отличие от германских княжеств, Реформация в Швеции не оформилась в массовое народное движение. Решающую роль в её развитии сыграли не религиозные, а политические факторы. Начиная с 1397 г. Швеция, пребывая в составе так наз. «Кальмарской унии», находилась под властью датского короля. На протяжении XV столетия возрастало противостояние между королём и шведскими сословиями. Это осложняло положение Католической Церкви, которая склонялась к поддержке унии, в то время как большинство населения относилось к ней враждебно. При этом значительная часть низшего духовенства сочувственно относилась к идее национальной церковности. В 1521 г. началось мощное восстание против датского господства, которое завершилось изгнанием датчан из Швеции и формированием национального шведского государства. Предводитель ополчения, дворянин Густав Ваза, был избран королём в 1523 г. и в 1528 г. коронован. Он правил Швецией в течение почти 40 лет. Как отметил один историк, «Реформация в Швеции осуществилась по нотам Густава Вазы». Страна в этот момент была разорена войной с датчанами, король имел долги перед г.Любеком, помогшим ему достичь престола. Поэтому внимание короля обратилось в сторону церковных богатств. Кроме того, уменьшение светской власти Церкви было необходимым условием централизации государства. Момент был подходящий, т.к. авторитет Церкви был подорван продатской позицией иерархов, а архиепископ вообще был вынужден бежать. Поэтому король приступил к преобразованиям, но совершал их без грубости и напора. Идеи Лютера к тому времени уже проникли в Швецию, так что на протяжении 1520-х годов в шведской Церкви сосуществовали три главных направления:

  1. «Католическое», ориентированное на Рим. К нему принадлежал новый архиепископ Браск
  2. Умеренно-реформаторское, опиравшееся на идеи предреформационного соборного движения, гуманистические принципы Эразма Роттердамского и идеалы национальной церковности.
  3. Радикально-реформаторское, во главе которого стояли Олаф Петри и Лаврентий Андреа. Петри получил образование в Виттенберге, когда там проповедовал Лютер.

Случилось так, что по различным причинам на момент обретения Швецией независимости, 5 из 7 епархий лишились своих предстоятелей, в связи с чем возникла необходимость назначения новых епископов. По обычаю того времени полагалось, что за назначение епископа епархия должна была заплатить Риму весьма немалую сумму. Густав Ваза решительно воспротивился этому. Это привело к конфликту с папой, вследствие чего в 1524 г. переписка между Стокгольмом и королём была прервана. В итоге Рим назначил епископа только на одну кафедру (Вестерос). Этот епископ, Петрус Магни, заплатил требуемую сумму самостоятельно. Остальные кафедры получили епископов, утверждённых королём. Вследствие назначения королём, означенные епископы были зависимы уже от короля, а не от папы. Рим этого назначения, естественно, не признал.

Между тем король обложил налогами церковную собственность, а с его согласия его секретарь Лаврентий Андреа обнародовал положение о том, что епископы являются не хозяевами Церкви, а её слугами, чем-то вроде управляющих её имуществом. В 1525 г. было принято решение о передаче в казну всей собранной за этот год церковной десятины. В 1526 г. был издан шведский перевод Нового Завета, а в 1527 г. в Вестеросе был созван съезд представителей сословий (риксдаг), на котором рассматривался вопрос о церковной собственности. В результате дебатов были приняты решения о:

  1. Праве короля на отчуждение лишней церковной собственности (к указанному времени Церковь владела примерно 1/5 частью земельных угодий);
  2. Праве дворян вернуть земли, подаренные их предками Церкви после 1454 г.
  3. О свободной проповеди слова Божия (это решение было очень расплывчато, т.к. не уточнялось в каком ключе следует вести проповедь).

Кроме того, был отменён церковный суд, епископы могли избираться только с королевского согласия при условии принесения монарху специальной присяги. Таким образом, Шведская Церковь вышла из канонической связи с Римом и превратилась в национальную. Однако при этом, в отличие от Германии, в ней не произошло развала сложившихся структур. Сохранились епархии и епископы, примасом остался архиепископ Упсальский, приходы остались основной церковной единицей. Поэтому церковная традиция не было попрана так, как это случилось в Германии.

Однако, после риксдага король начал производить отчуждение церковной собственности в объёмах, далеко превосходивших предусмотренные. В том числе он распорядился конфисковать церковные колокола. Вследствие этого в одной из провинций разразилось так наз. «колокольное восстание», показавшее королю, что действовать надо с большей осторожностью.

Архиепископ Браск в знак несогласия с политикой короля покинул страну, а вместе с ним многие клирики. В 1531 г. был поставлен новый архиепископ – брат Олафа Петри Лаврентий, который также получил образование в Виттенберге. Однако, в отличие от своего радикально настроенного брата, он имел больше симпатий к Меланхтону, поэтому в течение своего 40-летнего пребывания на кафедре старался тщательно сохранить традиционные основы церковной жизни там, где они не противоречили главным идеям Реформации. Интересно, что его рукоположение совершил Петрус Магни, поэтому, хотя Рим и не признал этого поставления, тем не менее de facto апостольская преемственность в Шведской Церкви не была прервана. В литургической жизни того времени сосуществовало два варианта мессы – один был ориентирован на использование шведского языка, второй был составлен преимущественно на латыни.

В 1536 г. сторонники радикальной линии одержали верх и совершился поворот к коренной церковной реформе. В Упсале состоялся синод, который постановил перейти на шведский язык во всех приходах и унифицировать богослужение во всех епархиях. Кроме того проповедь надлежало вести в реформированном духе, был отменён целибат и закрыты монастыри. Король подтвердил решения синода специальным распоряжением. Тогда же Олафом Петри были изданы перевод Псалтири и Малого Катехизиса Лютера. Всё это означало окончательную победу Реформации и, как казалось, сторонники её решительного варианта могли праздновать победу. Но вскоре в их отношениях с королём разразился неожиданный кризис.

Этот кризис был связан с разногласиями в понимании сути Реформации: король ориентировался на немецкий вариант «княжеской реформации», в то время как шведские реформаторы отрицательно относились к самоуправству короля, полагая, что Церковь имеет право на автономию. В результате к 1539 г. король полностью отказался от услуг Олафа Петри и Лаврентия Андреа и даже подверг их тюремному заключению, а суперинтендентом (фактически управителем) Церкви поставил приглашённого из Германии юриста Георга Нормана. Создалось странное положение, т.к. архиепископ Лаврентий Петри оставался на своём месте. Между тем Норман и немецкие помощники короля исходили из идеи полного подчинения Церкви монарху. Эта концепция должна была найти практическое выражение в новом церковном уложении, в котором не оставалось места ни епископам, ни кафедральным капитулам. Немецкие «специалисты» начали проводить жёсткую конфискационную политику, которая оказалась столь беспощадной и бесцеремонной, что в 1542 г. разразилось восстание, едва не стоившее королю трона. В результате Густав Ваза отказался от услуг немецких советников и вернулся к более умеренной линии. Но гармонии в отношениях короля и Церкви не наступило, т.к. король не желал отказываться от права вмешиваться в церковные дела. В том числе он не пожелал утвердить Церковное уложение, составленное архиепископом Петри, вследствие чего Церковь управлялась временными статутами, создававшими неопределённость. Интересно, что в такой нестабильной обстановке Лаврентий и Олаф Петри совместно с Лаврентием Андреа в 1541 г. издали полный перевод Библии на шведский язык. Этот перевод известен под названием «Библия Густава Вазы», т.к. король оказал проекту финансовую поддержку и обязал распространить экземпляры этого издания во всех епархиях. В том же году был составлен новый евангелический Служебник.

В 1544 г. на риксдаге в Вестеросе Швеция была провозглашена евангелическим государством. Было отменено поклонение святым, отменены соответствующие праздничные дни (например, Рождество св.Марии и Успение св.Марии) и устранены некоторые моменты богослужения, считавшиеся чрезмерно «католическими». В то же время сохранилось григорианское пение и органное сопровождение. Была сохранена практика литургии часов, во время которой песнопения по-прежнему звучали на латыни.

До последних дней король боролся с автономией Церкви, пытаясь узурпировать епископские права. Однако шведский епископат оказался сплочённым и достаточно успешно противостоял королевской экспансии. Всё же к концу правления Густава Вазы Церковь Швеции являла собою лишь бледное подобие прежнего великолепия. Тем не менее, основы своей организации она сохранила. Кроме того, велась активная издательская и катехизаторская деятельность, способствовавшая распространению идей реформации среди широких масс населения. К середине 1540-х годов духовенство располагало книгами, необходимыми для совершения новой литургии и составления проповедей в новом духе. Сохранилась епископальная система, в то время как попытки короля навязать Церкви управление через интендантов провалились. Разумеется, епископы находились в зависимости от короля, символом чего стала присяга на верность монарху. Они лишились административной власти, но при этом сохранили право рукоположения пасторов, осуществляли надзор за церковными школами, вершили церковный суд. Вопреки усилиям светской власти, не сложился централизованный орган церковного управления. Архиепископ оставался «первым среди равных». В случае необходимости принятия общецерковных решений, главы епархий собирались на синоды. Литургические изменения в Шведском королевстве оказались гораздо менее радикальными, чем в иных землях, принявших лютеранство. В результате Шведская Церковь оказалась намного более самостоятельной, нежели иные Лютеранские Церкви, что служило источником постоянного напряжения в отношениях между нею и наследниками Густава Вазы. Адаптация к новым духовным порядкам проходила медленно и наняла не менее столетия.

*

В 1560 г. умер Густав Ваза, которому наследовал его старший сын Эрик XIV. Новый король получил хорошее гуманистическое образование, поэтому проявлял большой интерес к богословским вопросам. Следствием этого стало оживление в Швеции религиозной полемики, тем более, что, в отличие от своего отца, король Эрик был готов предоставить Церкви больше внутренней свободы. Его мировоззрение формировалось под влиянием сочинений Меланхтона, взгляды которого в 1540-е годы получили в Швеции широкую известность. Имея подчёркнуто антикатолическую позицию, король не абсолютизировал расхождения между различными направлениями Реформации, поэтому при нём в Швецию перебралось некоторое число французских и голландских кальвинистов, получивших возможность пропаганды кальвинистских идей. Однако кальвинистская проповедь встретила враждебное отношение со стороны шведских лютеран, что нашло своё выражение в споре, возникшем из-за следующей проблемы: в начале 1560х- годов из-за военных действий в Балтийском море в Швецию временно прекратился ввоз вина. Это вызвало вопрос: можно ли при совершении Евхаристии заменить вино какой-либо иной жидкостью? Кальвинисты сказали «да». Шведское духовенство, придерживавшееся воззрений Лютера, сказало «нет». В результате на синоде 1565 г. был не только отвергнут кальвинистский взгляд на проблему, но им было также запрещено пропагандировать свои взгляды среди шведских подданных. И то, что им самим разрешили остаться при своих убеждениях, объясняется только лишь нажимом со стороны короля.

Важнейшей церковной фигурой этого периода является архиепископ Лаврентий Петри, противостоявший увлечениям идеями позднего Меланхтона, начавшего отходить от лютеровских позиций. Кроме того архиепископ стремился сохранить как можно больше не противоречивших принципам лютеровской Реформации элементов из традиции предшествующего времени. В том числе он высказался за сохранение литургических одеяний. В 1567 г. он издал сборник духовных песнопений на шведском языке и примерно в это же время вместе со своими помощниками перевёл ряд книг ВЗ непосредственно с иврита (до этого в Швеции основной «базой» переводов была Септуагинта). Его главным трудом стало «Церковное уложение», опубликованное в 1571 г., которым церковная жизнь Швеции регулировалась на протяжении многих последующих десятилетий. Одним из стимулов его создания стала необходимость размежевания с кальвинистами. Уложение провозглашает опору исключительно на Св.Писание, но при этом обходит молчанием Аугсбургское Исповедание. Наличествует параграф о разделении полномочий светской и духовной власти, чем фактически отвергается концепция монарха, как верховного епископа. В разделе литургических предписаний сохраняется возношение Св.Даров при освящении, запрещаются молитвы перед изображениями святых, освящение предметов и зданий, крестные ходы. Были ликвидированы боковые алтари, однако хор, отделённый от остального помещения храма преградой, сохранился. В 1572 г. синод одобрил это Уложение.

Особенности шведского лютеранства, существенно отличавшие его от немецкой вариации, укрепились в правление следующего короля Юхана III, вступившего не престол в 1568 г. и правившего 25 лет. Король Юхан был изрядно начитан в богословских вопросах, был знаком с практикой Англиканской Церкви, а кроме того, был женат на польской принцессе из дома Ягеллонов. Поэтому он был неравнодушен к эстетической стороне богослужений и, после кончины в 1573 г. архиепископа Петри, приступил к реализации своей идее преобразования шведского лютеранства с целью его приближения к католичеству. Были восстановлены капитулы, изменён порядок богослужения, в котором, в частности, был акцентирован момент Евхаристии как жертвы. Ряд важных молитв должен был произноситься на латинском языке. Кроме того, в Швеции была разрешена деятельность иезуитов. Однако попытка папского легата склонить короля к переходу в католичество успехом не увенчалась, т.к. Юхан III не собирался отменять причастие под обоими видами, брачность священников, национальный язык в литургии. Тем более он не собирался возвращать Церкви реквизированное у неё имущество. В результате контакты с Римом постепенно прекратились.

Кончина Юхана III привела к резкому обострению политической обстановки в королевстве, т.к. его наследник Сигизмунд воспитывался в Польше, был избран там королём и являлся приверженцем воинственного контрреформационного посттридентского католицизма. Поэтому в феврале 1593 г., т.е. до его коронации, был спешно созван собор в Упсале, который: во-первых, осудил литургические эксперименты короля Юхана; во-вторых принял «Аугсбургское Исповедание» в качестве одного из основных вероучительных документов Шведской Церкви. «Формула согласия» в состав этих документов не вошла1. Собор дал негативную оценку как католичеству, так и кальвинизму. Была поставлена задача широкой евангелизации народных масс. Кроме того было принято постановление о необходимости нового перевода Библии, который опирался бы не только на оригинальные тексты, но и на перевод Лютера. Именно с этого времени Лютер стал почитаться как непревзойденный авторитет в духовных вопросах. В сентябре того же года Сигизмунд был коронован в Стокгольме, дав при этом обязательство руководствоваться постановлениями Упсальского собора. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, ибо во главе лютеранского государства оказался католик. Как ни странно, существенных противоречий между королём-католиком и лютеранским духовенством не возникло, т.к. у них был общий враг – домогавшийся трона младший брат Юхана III герцог Карл, который считал необходимым ещё большее подчинение Церкви государству, а также имел определённые симпатии к кальвинизму и отрицательно относился к конфессиональному самоопределению2. Дошло до того, что активные противники литургической реформы Юхана III сделались политическими сторонниками короля-католика. Это возымело для них печальные последствия, т.к. когда в 1598 г. Карл захватил власть3, он обрушил репрессии на многих церковных деятелей. В т.ч. архиепископ был смещён и даже подвергся тюремному заключению. Когда Карл был коронован под именем Карла IX, противостояние между ним и духовенством продолжалось. На риксдаге 1602 г. дошло до открытого столкновения высших иерархов с правителем, т.к. было выдвинуто требование удалить из королевства всех кальвинистских проповедников. В конце концов в вероучительных вопросах монарху пришлось уступить. В 1604 г. на риксдаге было принято постановление, согласно которому подданные шведского короля могли исповедовать только лютеранство – в противном случае им грозило изгнание. Таким образом, Швеция официально была объявлена моноконфессиональным государством. Для церковной жизни этого периода характерны следующие явления: проповедь превратилась в основной элемент воскресных и праздничных богослужений, было выдвинуто требование регулярного причастия для всех прихожан, за членами общины закреплены постоянные скамьи, ужесточились наказания нарушителей церковного порядка, усилился контроль за нравственностью и поведением членов прихода (контроль был возложен на настоятелей и их помощников).

В 1610 г. Карл IX скончался, и на престол вступил Густав II Адольф, внесший значительный вклад в историю лютеранства, т.к. именно благодаря его участию в Тридцатилетней войне, реформация в Германии не оказалась низвергнутой. При этом короле в 1614 г. был принято новый служебник, в 1617 г. было принято специальное постановление, запрещавшее подданным короля исповедовать католичество, а в 1618 г. был осуществлён новый полный перевод Библии. Произошло также усиление епископской власти, хотя в 1623 г. и была создана Генеральная Консистория.

Таким образом, в Шведском королевстве окончательно утвердились Реформация в её лютеранском варианте и национальная Лютеранская Церковь Швеции.

---

Источники

1. Макаров И.В. «Очерки истории Реформации в Финляндии (1520-1620-е гг.): формирование национальной церковности. Портреты выдающихся деятелей финской Реформации»., СПб, 2007

2. Всемирная история, т.IV, М., 1958