№11. Тема: Реформация в Финляндии

В не столь отдалённые времена, когда в Европе уже не было границ, а получение визы в Германию или Францию было достаточно непростым делом, получить финскую визу было намного проще, т.к. желающих ехать в Финляндию, а оттуда перемещаться в Центральную Европу нашлось бы немного. Так уж получилось, что географически эта страна удалена от главных центров христианского мира, поэтому христианство там утвердилось достаточно поздно – даже позднее, чем в Швеции. К началу второго тысячелетия население Финляндии было очень редким и единое государство там не создано не было. Постепенное распространение христианства начинается там на протяжении XI-XII веков, в том числе за счёт переселенцев из Швеции, постепенно обосновывавшимся на южном и юго-западном побережье. Финские области были включены в состав Упсальской епархии, а в начале XIII столетия достоверно известен епископ с титулом «епископ Финляндии». По происхождению он был англичанином, т.к. Рим поощрял прибытие в Скандинавию английских миссионеров во избежание появления там немцев. В 1230-е гг. резиденция этого епископа была перенесена на то место, где возник г.Турку (Або). В 1259 г. епископ Финляндии начинает именоваться episcopus Aboensis, т.е. епископ Турку – с тех пор первенствующий иерарх финской Церкви носит этот титул, сохранившийся и во время Реформации. В 1291 г. епископом Турку впервые стал финн. В этот период финские земли являются спорной территорией между шведами и новгородцами, которые в 1318 г. дошли до Турку и сожгли город вместе с собором. Но по Ореховецкому мирному договору 1323 г. Финляндия была закреплена за Швецией. На протяжении всего этого периода Церковь в Финляндии была наиболее организованной силой, причём система церковных приходов сформировалась раньше административных органов шведского управления. В XV столетии Церковь достигает наибольшего могущества. Епископы активно вмешиваются в события политической и социальной жизни. Все они получали университетское образование в Европе, а один из них некоторое время был ректором Парижского университета. В отличие от шведских иерархов, в период Кальмарской унии поддерживавших датчан, финские епископы поддерживали национальную партию Швеции. Ещё один интересный момент: уже в середине XV в. (т.е. задолго до Лютера) была официально утверждена практика чтения Молитвы Господней, Символа веры и Ave, Maria по-фински. На том же языке произносилось общее исповедание грехов. К началу XVI века епархия Турку насчитывала около 150 приходов. Имелось также 6 монастырей, при каждом из которых действовала школа. Следует отметить, что все школы, имевшиеся к тому времени в Финляндии, содержались на церковные средства. Первые два десятилетия XVI в. стали временем кровавых столкновений датчан и шведов, причём в 1509 г. датчане напали на Турку, учинив там массовую резню. Последний католический епископ Финляндии Арвид Курки, спасаясь от датчан, летом 1522 г. отправился на корабле в Швецию. Корабль потерпел крушение и затонул вместе с епископом, членами соборного капитула и главными реликвиями Кафедрального собора. Таким образом закончилась церковная история финского средневековья.

* * *

Первый период Реформации в Финляндии, следовавшей основным фазам реформационного процесса в Швеции, приходится на время правления Густава Вазы. Накануне Реформации в Финляндии не было заметно каких-либо признаков массового недовольства Католической церковью. В отличие от Европы, духовенство не было разложено и играло позитивную роль в жизни страны. Процент городского населения был незначительным. Таким образом, предпосылки для бюргерской Реформации отсутствовали. С другой стороны идеи гуманизма и реформированного католицизма получили распространение среди членов кафедрального капитула Турку и близкого к нему духовенства. Это предопределило специфику финской Реформации, которая была проведена по инициативе королевской власти, но при этом силами местного духовенства, в основном из епархиальной верхушки. Главным организационным и духовным центром Реформации стал кафедральный капитул в Турку. Первым человеком, возвестившим в Финляндии идеи Реформации был Пиетари Сяркилахти, о котором «Хроника епископов финляндских» сообщает: «Из мужей виттенбергских в Финляндию первым прибыл магистр Пиетари Сяркилахти, который со тщанием наставлял в школах и в Кафедральном соборе Турку, призывая к очищению евангельского учения от папского идолослужения». Он был замечен королём и в 1529 г. стал архидиаконом Кафедрального собора, т.е. вторым лицом после епископа, однако в том же году скончался. Представителей старшего поколения изрядно шокировало, что магистр Пиетари был женат. В это время церковная среда в Турку в идеологическом отношении уже не была единой. Тем не менее, в 1528 г. епископом стал Мартин Шютте, в отношении Реформации занимавший весьма сдержанную позицию. Эта сдержанность является общей чертой финских реформаторов XVI в. Они были настроены не на радикальный разрыв с предшествующей традицией, а на диалог с ней.

Интересной особенностью финской реформации является наличие в ней двух центров. Помимо Турку важную роль в реформационном процессе сыграл Выборг, который после победы над датчанами был передан королём Густавом Вазой своему шурину графу Иоганну, имевшему владения на севере Германии. Королевский шурин поддерживал тесные контакты с немецкими родственниками, причём в его родовых владениях реформация насаждалась именно «сверху». Поэтому нет ничего удивительного в том, что лютеранские проповедники находили в Выборге благосклонный приём. Примечательно, что из 8 финских клириков, направленных епископом Шютте на учёбу в Германию в 1530-х гг., 6 были выходцами из школы Выборга. Однако, после середины 1530-х гг. Выборг утратил самостоятельную роль во-первых, по причине падения власти графа Иоганна; во-вторых, при начале более активных преобразований, инициированных Стокгольмом, ведущая роль перешла к епархиальному центру; и в-третьих, когда из Виттенберга стали возвращаться первые финские магистры, они сразу же получали должности в капитуле или епископской канцелярии.

Итак, на первых стадиях реформационного процесса в Финляндии, таковой вовсе не был народным движением. Если в Швеции своеобразным катализатором Реформации стала ненависть к датчанам и зародившаяся в сознании представителей различных слоёв шведского общества потребность в национальной Церкви, то в Финляндии таких предпосылок не было. Следует учитывать также, что в немногочисленных финских городах (всего 6) проживало самое большее 2% тогдашнего населения страны. Поэтому Реформация в Финляндии началась как движение среди немногочисленной, но влиятельной и образованной верхушки епархиального духовенства.

Новая стадия реформации началась после риксдага в Вестеросе 1527 г. В 1528 г. король назначил нового епископа – уже упоминавшегося Мартина Шютте, которому в этот момент было почти 70. До этого назначения Шютте был викарием доминиканского ордена в Скандинавии и до конца своих дней оставался приверженцем католических традиций. Почему же король вверил епархию именно ему? Прежде всего, известно, что Шютте был сторонником реформирования Католической Церкви изнутри. Кроме того, он был воспитан в духе гуманизма, что позволяло ему иметь широкий взгляд на начинавшиеся изменения и находить компромиссы с представителями различных направлений. Историки называют его одной из наиболее значительных фигур предреформационной эпохи во всём шведском королевстве. Поэтому его назначение было вполне взвешенным решением. В ожидании посвящения он получил письмо от короля, в котором говорилось: «Самое главное, чего от Вас ожидает и желает король – быть евангелическим, а не папским епископом, епископом по Слову Божию, а не папскому». Новый епископ был вынужден принять тот факт, что половина его доходов будет идти в казну. Одним из важнейших деяний епископа Шютте было получение согласия короля на обучение финских клириков в зарубежных университетах (прежде всего в Виттенберге). Обучение финансировалось капитулом Турку. Благодаря этому соглашению стало возможным воспитание нового поколения духовенства, которое смогло впоследствии адекватно реагировать на условия эпохи. В это время лютеровская Реформация в Германии находилась на взлёте, что придавало атмосфере главного протестантского университета особую приподнятость. Авторитет Лютера в Виттенберге находится на недосягаемой высоте, и его личность производила на финских студентов огромное впечатление. Своё восхищение Лютером они впоследствии привили следующему поколению финского духовенства. Надо учитывать, что Лютер в это время уже не столь радикален как раньше – его воззрения значительно смягчились, и он старался удерживать те старые порядки, которые не противоречили основополагающим принципам Реформации. Это сыграло важнейшую роль в отношении финских клириков к отечественной церковной традиции.

Между тем материальное положение епархии начало ухудшаться. Капитул и духовенство были обложены налогами, корона присвоила себе значительную часть десятины, сильно урезав средства на содержание приходских священников. Впоследствии десятина была отобрана у Церкви полностью, а священники переведены на государственное жалованье. Это стало мощным рычагом воздействия, т.к. не только центральная власть, но и чиновники на местах имели право лишить священника содержания. Как и в Швеции, в Финляндии власти произвели изъятие колоколов. В отличие от Швеции, активного протеста зафиксировано не было, но во многих приходах жители выкупили у казны свои колокола. В 1535 и 1536 гг. произошло массовое изъятие церковных ценностей. В 1550-х гг. это повторилось. В результате в каждой церкви оставалось не более одной чаши для причастия, а Финляндия лишилась большей части своих церковных ценностей средневекового периода. Те, что уцелели, по большей части находятся в Швеции. В 1537 г. сгорел старейший в Финляндии доминиканский монастырь в Турку. Восстанавливать его не стали. В следующем году были закрыты все остальные монастыри за исключением бригитского женского монастыря в Наантали. Судя по всему, его не тронули лишь потому, что его насельницами были представительницы знатных семей. В 1540 г. всё духовенство было обложено дополнительным налогом. В 1544 г. король покончил с остатками земельной собственности епископа – было изъято примерно 170 хозяйств под предлогом того, что епископ не в состоянии управлять им как следует. Когда умирал кто-то из членов капитула, его должность более не замещалась, а соответствующие доходы отходили короне. В 1546 г. во время пожара в Турку серьёзно пострадал собор, однако власти отнюдь не спешили его ремонтировать. В результате богатый и пышный Кафедральный собор Турку превратился в обычную городскую церковь, открытую лишь по воскресеньям и праздничным дням. Интересно, что он даже не принадлежал Церкви – с середины 1540-х гг. он считался собственностью короны. В 1550 г. скончался епископ Шютте. Король не торопился замещать кафедру, остававшуюся вакантной 4 года, что не способствовало укреплению Церкви. К середине 1550-х гг. доходы финского духовенства по сравнению с уровнем 1520 г. снизились на ¾. Свидетельством оскудения является тот факт, что за первые три десятилетия Реформации в Финляндии не было построено ни одной новой церкви, а существовавшие пришли в ветхость. Обедневшая Церковь была вынуждена отказаться от значительной части благотворительной деятельности. Однако, отвлечёмся от хозяйственных забот и посмотрим, какие изменения произошли в литургической жизни.

Литургические изменения в финской Церкви были тесно связаны с общим ходом Реформации в Швеции, тем более, что все они осуществлялись исключительно в соответствии с директивами Стокгольма. Ничего подобного немецким городам, где горожане зачастую сами определяли, каким быть богослужению, в Финляндии не было. Даже Петари Сяркилахти предпочёл в эту сферу не вмешиваться. Поэтому к началу 1530-х гг. никаких заметных изменений не произошло. В первой половине 1530-х были устранены из практики частные мессы, освящение верб в Вербное воскресенье, употребление освящённой воды. Начало коренным реформам положил Упсальский синод 1536 г. В том же 1536 г. в Кафедральном соборе Турку была впервые совершена месса на национальном языке (шведском) и было закуплено некоторое количество шведских служебников, которые стали основой для разработки богослужения на финском языке. В эти же годы отказались от употребления елея, а число Таинств сократилось до трёх. Богослужебные облачения были сохранены. Проповедь стала обязательной.

Особенностью Финляндии была языковая ситуация. Латынь продолжала оставаться языком церковной администрации и школьного преподавания. Шведы составляли 1/5 всех жителей, население городов было смешанным, поэтому горожане, как правило, владели обоими языками. Шведский был языком администрации, торговли и светской культуры. Финские крестьяне в основной своей массе этим языком не владели. Это делало актуальной проблему перевода Св.Писания и богослужебных текстов на финский язык. Именно этим и занялись финские реформаторы в 1530-1540-е годы. Огромную роль здесь сыграл епископ Турку Михаэль Агрикола, трудами которого создался финский литературно-письменный язык. Таким образом, за финским постепенно закрепилась роль языка богослужения, проповеди и душеполезного чтения. К концу 1540-х гг. финский язык сделался основным богослужебным языком.

Лютеранские богослужения в Финляндии совершались на двух языках, но идентичными они не были. Финские общины отличались куда большим консерватизмом. Ведущие представители финского духовенства довольно легко усвоили основополагающие богословские идеи Лютера, в то время как в церковной практике постарались в максимально допустимых пределах сохранить связь со старыми обычаями и традициями католического периода. Как написал один из исследователей, «Преобладающую роль в Финляндии играло направление, стремившееся к умеренным преобразованиям. Реформация здесь была встречена с сочувствием, но говорить о какой-либо ненависти к католическим злоупотреблениям не приходится».

Приходилось считаться и с народной религиозностью, о которой можно сказать, что в середине XVI века народ жил в мире представлений, являвших собою сплав исконных языческих образов с элементами католичества. Народная финская религиозность была насквозь пропитана магическим духом, что нашло выражение в повсеместной практике знахарей (колдунов). Люди по-прежнему поклонялись многочисленным языческим божествам. Во многих местах Финляндии сохранялись языческие капища в священных рощах. Довольно распространенным был обычай воздвигать столбы, наверху которых помещался крест, вписанный в круг, а в нижней части выдалбливалось подобие алтаря – по праздникам на них приносили в жертву домашних животных, кровь которых разбрызгивалась у подножия столба. Таков был контекст, в котором приходилось действовать реформаторам. В сочетании с редкой заселённостью и скверными коммуникациями всё это создавало большие трудности, способствуя консерватизму и осмотрительности. Поэтому при проведении церковных реформ в Финляндии не наблюдалось потрясений. Она осуществлялась без излишнего пыла, даже медленней и спокойней чем в Швеции.

В 1554 г. король Густав упразднил соборный капитул Турку, а также объявил о разделении епархии Турку на две. Турку продолжал оставаться центром одной из них. Центром новообразованной епархии стал Выборг. В 1555 г. началась война с Россией (до 1557 г.), ставшая причиной больших проблем для Церкви.

1560-е гг. прошли под знаком бурных политических событий, т.к. В конце царствования король Густав сделал своего сына Юхана герцогом Финляндии. В дальнейшем началось противостояние между герцогом и его братом – новым королём Швеции Эриком, приведшее к военному столкновению, которое окончилось в 1563 г. поражением герцога. Для Церкви это было сложное время, т.к. пришлось выбирать между герцогом и королём. После поражения Юхана многие священники были оштрафованы за оказанную ему поддержку. Но в 1568 г. Эрик был свергнут и герцог Юхан стал королём Швеции. Во время нашей прошлой встречи мы говорили, что в его правление в Шведской Церкви произошли значительные изменения. Вполне естественно, что таковые отразились и на церковной жизни Финляндии.

Прежде всего, в Турку был воссоздан капитул Кафедрального собора, члены которого должны были помогать епископу в управлении епархией, а в его отсутствие коллективно замещать его. Именно так и случилось, когда епископ Турку по поручению короля отправился в Москву для ведения мирных переговоров с Иваном Грозным. Кроме того, капитул заведовал кафедральной школой, где готовились кадры духовенства, разъяснял приходским священникам церковную политику, исполнял функции верховного церковного суда. Кроме того, для организационного укрепления Церкви на местах были созданы должности пробстов, причём таковые имели не только церковную власть, но и административно-судебную. Произошла определённая стабилизация материального положения духовенства. В правление Юхана III в Турку была построена каменная церковь Св.Духа. Этот факт следует отметить, потому что означенная церковь была единственным каменным храмом, возведённым в Финляндии на протяжении всего XVI в. Вообще, в конце этого столетия произошло некоторое оживление строительной активности, но все построенные храмы были деревянными. Как мы говорили в прошлый раз, король Юхан был сторонником сближения с католичеством. Предпринятые им литургические изменения шли именно в этом направлении, причём духовенство было обязано приносить присягу о следовании новым курсом. К сомневающимся применялись меры административного нажима. Фогты (королевские чиновники на местах) получили распоряжение удерживать выплаты священникам, не желавшим присягать – как видите, в те времена вопросы церковной жизни решались весьма просто. Тем не менее, королевская реформа в Финляндии прошла намного спокойнее, чем в Швеции, т.к. во-первых, широким слоям была свойственна определённая индиффирентность в религиозных вопросах; во-вторых более пышное и эстетически более насыщенное богослужение пришлось по душе простому народу. Кроме того, король Юхан, в прошлом герцог Финляндии, пользовался среди финнов популярностью. Любопытно, что в описываемый период он посетил единственный уцелевший монастырь в Наантали и даже выделил некоторые средства на его содержание. Но за отсутствием новых призваний эта обитель к концу 1570-х гг. полностью угасла.

В 1583 г. в Турку наконец появился новый епископ – Эрик Соролайнен, занимавший кафедру более 40 лет. Он был активным сторонником реформы Юхана III, поэтому последующее десятилетие для финской Церкви было достаточно спокойным, хотя из-за войны с Россией социальная и экономическая обстановка в стране обострилась. Тем не менее, Церковь как институт значительно окрепла. При поддержке короля предпринимались действия, направленные на повышение роли финского языка в духовной жизни. Были изданы: Катехизис, «Малая книга молитв» и «Малая книга духовных песнопений». При этом латинский язык продолжал играть важную роль: песнопения на этом языке звучали в любом финском храме, некоторые части богослужения также звучали на латыни. Это свидетельствует о стойкости местных епархиальных традиций, укоренённых в предшествующей эпохе. Увы, именно эта стойкость стала причиной больших проблем в 1590-х годах.

В феврале-марте 1593 г. в Упсале состоялся церковный собор, решения которого сделали сдвиги в религиозной сфере необратимыми. В частности, в качестве основного вероучительного документа было принято «Аугсбургское Исповедание». С этого момента начинается период так наз. «лютеранской ортодоксии», для которого характерно упование на «чистое учение», раз и навсегда зафиксированное в основополагающих документах, а также стремление опереться на крепкую церковную организацию, пользующуюся покровительством государственной власти. Новое поколение богословов канонизировало учение Лютера, в чём-то ужесточило его, вследствие чего их богословие приобрело нормативный характер, противоречивший одному из принципов Реформации – sola Scriptura. Эта фаза была исторически неизбежна вследствие разрыва, образовавшегося между просвещённой элитой и невежественными массами. Требовался период катехизации и массового церковного воспитания ради укоренения основ протестантизма. По замечанию одного из исследователей, «Возрождённое Лютером в XVI веке сознание крайней ответственности свободы и возлагаемого ею творческого долга, было вскоре перетолковано в серию более или менее внешних моральных предписаний»1. Требовалось время для осмысления Реформации и фиксации того, что уже было достигнуто. Однако, указанные перемены не отменили личной веры и упования на милость Божию. Следствием этого процесса стало формирование лютеранского типа личности с твёрдыми религиозными убеждениями и постепенное укоренение в массах принципов новой трудовой этики.

В Финляндии отсутствовали предпосылки для бурных богословских споров, т.к. первый университет в стране был открыт лишь в 1640 г. Ведущие церковные деятели по-прежнему держались меланхтоновских установок (интерес к церковной истории, почтение к святоотеческому наследию, традиции библейского гуманизма). В то же время ужесточились доктринальные суждения, усилилась враждебность к другим конфессиям, возросло стремление к максимальному контролю над всеми аспектами частной жизни верующих. Лютеранское духовенство каждодневно сталкивалось с вопиющей религиозной неразвитостью народа. Для того, чтобы привить самые элементарные представления о христианской жизни, требовалось обучение грамоте, без чего было невозможно говорить о понимании Св.Писания. Священники и епископы имели возможность убедиться, что одних лишь благих пожеланий и уговоров здесь недостаточно. Требовались суровые и действенные меры. Важность задачи убедила духовенство в необходимости сотрудничества с государственной властью. Поэтому епархиальное руководство поддержало решения Упсальского собора, на котором, в том числе, разбирался вопрос об отдельных богослужебных моментах, которые сторонникам «чистого» лютеранства казались чересчур католическими. Таковые было велено устранить. И вот, довольно быстро обнаружилось откровенно враждебное отношение к нововведениям со стороны различных слоёв населения Финляндии. Это отношение распространилось на духовенство, поддержавшее решения собора, особенно высшее. Основная масса населения не видела смысла в отказе от привычных обрядов, поэтому твёрдость капитула Турку в осуществлении литургических изменений обернулась утратой доверия со стороны значительной части населения. Ситуация усугублялась ещё и тем, что сёдерманландский герцог Карл, сторонник нововведений, восстал против короля-католика Сигизмунда, в то время как финляндское дворянство во главе с маршалом Флемингом, отказавшимся признать решения собора, поддержало законного монарха. Военные действия закончились победой герцога со всеми вытекающими отсюда последствиями. В письме 1599 г. герцог, ставший королём Карлом IX, пишет, что, за редкими исключениями, всё финское духовенство отравлено папистской закваской. Начались казни сторонников Сигизмунда. Карл издал постановление о смещении с должности всех священников, замеченных в сотрудничестве с Флемингом. На каждого настоятеля в Финляндии был наложен штраф в 15 талеров. Епископ Соролайнен был арестован и упрятан за решётку. На последовавшем процессе ему удалось оправдаться только потому, что деятели Шведской церкви проявили корпоративную солидарность и не побоялись конфронтации с правителем. Риксдаг отказался признать коллективную вину финского духовенства. В 1602 г. после ходатайства съезда сословий Финляндии епископ вернулся на свою кафедру. В том же году Карл посетил Финляндию, примирился с дворянством и духовенством и обнародовал указ о создании специального комитета по переводу всего текста Библии на финский язык. Однако первый дошедший до нас финский перевод всей Библии был издан только в 1642 г.

Особенностями финского лютеранства начала XVII века являются: сохранение латинского языка, средневековых облачений, повсеместное сохранение в церквах статуй и живописных изображений Девы Марии и святых, принесение в церковь вотивных даров (т.е. даров по обету) по случаю выздоровления, возвращения из путешествия и пр.; сохранялось поклонение святым, чтение розария. Большое значение имела частная исповедь. Некоторые из этих особенностей впоследствии были ликвидированы.

В 1627 г. после кончины Эрика Соролайнена епископом Турку стал швед Ротовиус, с приходом которого началось целенаправленное возведение здания монолитной, жёстко регулируемой протестантской культуры, опиравшейся на незыблемые постулаты догматизированного лютеранства и охватывавшей практически все стороны общественной и частной жизни. Особенностью этого этапа стал более тесный союз духовной и светской властей. Идеалом церковной жизни стала сплочённая крепкая община, возглавляемая пастором, власть которого существенно возросла, и который неукоснительно следовал предписаниям епархиального начальства. Члены общины должны были контролировать благочестие друг друга, применяя в случае надобности меры дисциплинарного воздействия. Изменился весь стиль религиозной жизни, что констатировалось как знак окончательной победы над католическими пережитками.

*

Эпоха Реформации в Финляндии заложила прочную основу национальной церковной традиции, а также сыграла значительную роль в процессе формирования финской национальной идентичности. В том числе усиление государственного и церковного контроля способствовало укреплению конформизма, как одной из доминирующих особенностей общественного поведения. Лютеранство способствовало усилению рационального начала в финской культуре и формированию идеала личности, чертами которого являются серьёзность, замкнутость, рациональность, практическая хватка в сочетании с обострённой потребностью в общественном признании своих поступков и нежеланием отклоняться от общепринятых стандартов.

Источники:

Макаров И.В. «Очерки истории Реформации в Финляндии (1520-1620-е гг.): формирование национальной церковности. Портреты выдающихся деятелей финской Реформации. СПб, 2007