№14. Швейцарская реформация и её отличие от реформации Лютера - Часть 2

Часть 2.

Жан Кальвин. Кальвинизм в свете лютеранских вероисповедных документов.

1.

В прошлый раз мы говорили о жизни и деяниях Ульриха Цвингли, положившего начало швейцарской Реформации. Сегодня мы будем говорить о Жане Кальвине – человеке, который продолжил дело Цвингли, и благодаря которому окончательно сформировалось евангелическо-реформатское исповедание.

Кальвин был младшим современником Лютера, он родился во Франции, в 1509 г. Лютеру в тот год исполнилось 26 лет; он уже был рукоположенным священником и уже год как преподавал в Виттенбергском университете. Кальвин происходил из совершенно иной среды, нежели Лютер и Цвингли. Его отец был делопроизводителем в городском управлении Нуайона, а потом стал поверенным соборного капитула и изначально готовил сына к духовной карьере. В 11 лет Кальвин был зачислен в соборный клир, а позже направлен для воспитания и обучения в семью графа де Монмор, где усвоил аристократические привычки. Образование он получил в Париже. В 1527 г. нуайонский капитул наградил его приходом, в котором сам Кальвин несколько раз прочёл проповедь, но не служил, т.к. не был рукоположен. Духовные обязанности исполнял священник, получавший оговоренную часть доходов – такова была обычная практика того времени. Однако годом позже у отца произошёл конфликт с капитулом и он решил, что сыну более подойдёт карьера юриста. Поэтому в 1528 г. Кальвин начинает изучать право в Орлеане. Каким образом и когда в Кальвине произошла перемена воззрений, остаётся неизвестным. Сам Кальвин позже писал, что его обращение было внезапным. 1 ноября 1533 г. друг Кальвина Николя Коп, ставший новым ректором Парижского университета, выступил с торжественным обращением, написанным под влиянием друга. В этом обращении он заявил, что от греха спасает только Божья благодать. Через несколько часов Коп был вызван в парламент (высший суд). Решив не рисковать, он уехал в Базель. Кальвин также успел скрыться, но его комната была обыскана, документы и письма изъяты. В 1534 г., скрываясь в Наварре, говоря о Церкви, он выразился так: «Строение слишком прогнило для ремонта. Его следует снести и вместо прежнего возвести новое». В этом высказывании видна принципиальная разница с Реформацией Лютера, который никогда не ставил своей целью разрушение. Именно поэтому Лютер весьма бережно относился к традициям. Между тем, обстановка во Франции накалялась. Протестанты позволили себе вызывающие действия, развесив в Париже и других городах плакаты с лозунгами против мессы. Один плакат оказался на дверях королевской спальни. Король Франциск I вознегодовал и обязался очистить страну от заразы. Сотни протестантов были арестованы, некоторые казнены, в т.ч. и брат Кальвина. Кальвин бежал в Страсбург, а потом в Базель. В 1536 г. в этом городе была опубликована первая редакция главного сочинения Кальвина: «Наставление в христианской вере». К этому труду он возвращался на протяжении всей жизни, так что насчитывается 25 редакций оного. «Наставление» излагало основные положения протестантизма. К его безусловным достоинствам следует отнести чёткость формулировок, ясность и последовательность в изложении материала. В этот же год по настоянию проповедника Фареля Кальвин оказался в Женеве, с которой была связана его дальнейшая жизнь.

К моменту прибытия Кальвина в Женеву в городе произошли важные события, сделавшие возможной реформаторскую деятельность. В 1534 г. город, сражаясь за политическую независимость, изгнал епископа, правившего Женевой в качестве члена Савойского дома. После этого в открытой дискуссии протестантские проповедники разгромили католических оппонентов и осуществили рейдерский захват многих церквей, в том числе и Кафедрального собора, причём разбили витражи и выбросили статуи святых. Большой совет остановил отправление мессы, и католическое духовенство покинуло город. 21 мая 1536 г. в соборе состоялось общее собрание с анонимным голосованием, в котором участвовали главы семейств – его результатом стало установление евангелической формы поклонения. Именно в этот момент в городе и появился Кальвин.

*

Деятельность Кальвина началась с лекций о Посланиях Павла, а спустя год магистрат назначил его проповедником. Однако, амбиции Кальвина простирались намного дальше проповеднической деятельности. Характер таковых может быть понят из нижеследующего отрывка «Наставлений в христианской вере»: «Поскольку их (проповедников) предназначение – быть управляющими душ человеческих и провозвестниками Слова Божьего, они могут всё, … Они вправе приказывать всем – от самых высших до самых низших…». Иначе говоря, программой Кальвина было установление теократического режима, при котором светской власти отводилась роль исполнительного органа при власти духовной. Эту программу Кальвин и начал постепенно осуществлять.

Через 3 месяца Кальвин предлагает Совету написанный им Катехизис, причём не удовлетворяется просто принятием такового, но требует от Совета, чтобы Катехизис был признан публично. Вследствие сего, бюргеры отправляются в собор и там приносят клятву следовать Катехизису. Тот, кто откажется её дать, должен быть изгнан из города. Следующий шаг – установление порядка, в соответствии с которым проповедник допускает к причастию лишь того, чьё моральное поведение кажется проповеднику безупречным. Тот, кому проповедник откажет в причастии, исключается из общества: никто не может с ним разговаривать, он не может ни покупать, ни продавать. Если же этот человек будет упорствовать и не совершит публичного покаяния, то будет изгнан. С этого момента гражданские права любого бюргера находятся под угрозой. Нравственные вопросы должны находиться в компетенции Церкви. Кальвин предложил в каждом районе назначит ответственных людей, обязанных искоренять пороки и сообщать о нарушениях. Самоуправство чужеземца Кальвина вызвало возмущение. В феврале 1538 г. на выборах в магистрат победили враги Кальвина. Проповедники осудили победителей с кафедры. Кальвин заявил, что «предпочтёт умереть, чем отдать святое Тело Господне на растерзание собакам», и другой проповедник назвал Совет «сборищем пьяниц». Совет указывает, что церковная кафедра не может использоваться в политических целях – Кальвин игнорирует это. Тогда ему и его коллегам запрещают всходить на кафедру – Кальвин переступает этот запрет, вследствие чего на Пасху непосредственно в соборе произошло вооружённое столкновение между сторонниками Кальвина и его противниками, чудом не закончившееся кровопролитием. В результате Совет изгоняет Кальвина и других проповедников, выступивших против городской власти.

Некоторое время Кальвин проводит в Страсбурге в качестве пастора французской общины. Там он женился на вдове с тремя детьми. Брак был недолгим – в 1849 г. Кальвин овдовел. Женеву между тем раздирали противоречия: сторонники Кальвина отказались принимать новых проповедников, не отличавшихся к тому же надлежащими качествами; католики предприняли попытку вернуть город. Дело кончилось бунтом и в 1541 г. Кальвина попросили вернуться. По возвращении он взялся за реорганизацию церковной жизни. Провозглашается, что нет истины вне Писания, поэтому все решения должны основываться на нём. Вроде бы это соответствует одному из принципов Реформации «только Писание». Но если Лютер провозглашает свободу понимания Библии, когда каждый христианин имеет право на собственное толкование, то Кальвин полагает, что Библия выглядит правильно только в его изложении. Отныне только толкование Библии консисторией определяет, что разрешено и что запрещено. Каждый несогласный будет судим как бунтовщик. Вскоре на свет появляются «Ордонансы (священнические постановления)», регламентировавшие жёсткую систему управления, во главе которой стояли пасторы и старейшины (пресвитеры). Руководящие функции осуществляла состоявшая из духовных лиц Консистория, диаконы решали мирские вопросы, доктора богословия отвечали за образование. Старейшинам предписано следить за жизнью каждого бюргера. Эти ищейки могли в любой момент войти в любой дом и подвергнуть контролю не только познания, почерпнутые из проповедей, но и покрой и цвет платьев, количество одежды в доме, книги в шкафах, сундуки с вещами и даже продукты на кухне (запрещены варенья, компоты, сладости),. Танцы и игры, мирские песни, театры, народные празднества, и даже катание на коньках запрещены. Девушкам до 15 лет запрещены шёлковые платья, а после 15-ти бархатные. Запрещены платья с золотым и серебряным шитьём и вообще любое использование золота и украшений из драгоценных металлов. Мужчинам запрещено ношение длинных волос, женщинам – причёска с завивкой. Запрещены семейные праздники более чем на 20 человек. Запрещено пользоваться экипажами, пить за чьё-либо здоровье, употреблять дичь, птицу, паштеты. Запрещено делать подарки на свадьбу, а через 6 месяцев после свадьбы супруги не имеют права дарить что-нибудь друг другу. Искусство запрещено в любой форме, в том числе церковное: ни картин, ни витражей, ни скульптур ни органов в церкви быть не должно. При крещении родители не имеют права выбора имени; запрещено празднование Пасхи и Рождества и, что самое главное, запрещена любая критика Кальвина. Детей допрашивают о жизни родителей, прислугу о жизни хозяев. Блюстители нравов прочёсывают все укромные уголки, вскрывают письма, устраивают обыски приезжих, остановившихся в гостиницах. Как и во времена деятельности гестапо и НКВД, к штатным ищейкам вскоре присоединяются добровольные полицаи – очень часто лишь для того, чтобы отвести подозрения от себя. За первые 4 года существования режима Кальвина в относительно небольшом городе выслано 76 чел., повешено 13, 10 обезглавлено, 35 сожжено. Признания вымогаются под пытками. Истязают не только приговорённых, но и просто подозреваемых. Совет издаёт распоряжение денно и нощно содержать арестованных в ручных и ножных кандалах, т.к. люди, не вынеся подобного обращения, кончали жизнь самоубийством. Кальвин же настоятельно советует кроме тисков для пальцев и приспособления для растяжки сухожилий применять поджаривание подошв. Бальзак сказал об этом: «Дикая религиозная нетерпимость Кальвина была в моральном плане более решительной и бессердечной, чем политическая нетерпимость Робеспьера, а если бы Кальвину было предоставлено более широкое поле деятельности, чем Женева, он пролил бы несравненно больше крови, чем ужасный апостол политического равенства». Сохранившиеся протоколы показывают, как работала машина устрашения, беспощадная к любой мелочи. Горожанин при крещении ребёнка усмехнулся – 3 суток тюрьмы; человек уснул во время проповеди – тюрьма; рабочие за завтраком ели паштет – 3 суток на хлебе и воде; два горожанина играли в кегли – тюрьма; человек не пожелал дать ребёнку имя Авраам – тюрьма; девушка каталась на коньках, женщина бросилась на гроб мужа – строгое предупреждение и покаяние. Два матроса подрались – казнить; человек назвал Кальвина лицемером – казнить; типограф во хмелю ругал Кальвина – просверлить язык раскалённым железом и изгнать; человек высказался против учения Кальвина о предопределении – бичевать до крови на всех перекрёстках города, потом изгнать. Через несколько лет Женева казалась погружённой в постоянный траур.

С 1542 по 1545 г. в Женеве свирепствовала чума. Ранее проповедники под угрозой суровых наказаний требовали, чтобы каждый больной в первые три дня болезни приглашал священника – теперь же они бросают больных в чумных бараках без всякого утешения, несмотря на просьбы магистрата. 5 января 1543 г. все проповедники во главе с Кальвином открыто признаются на заседании Совета, что никто из них не имеет мужества войти в чумной барак (Лютер в аналогичной ситуации вёл себя совершенно обратным образом). Это сильно уронило их авторитет в глазах народа. Тогда устраивается постыдный процесс, когда арестовывают нескольких нищих и под пытками вымогают из них признание, что они призвали в Женеву чуму, обмазав дверные ручки мазью, изготовленной из экскрементов чорта. Кальвин поддерживает обвинение и одобряет наказание несчастных.

Окончательная победа кальвиновского режима произошла в результате государственного переворота, когда простая драка была использована как предлог для массовых арестов республиканцев, после чего были казнены все, кто оказывал Кальвину хоть малейшее сопротивление. После разгрома оппозиции Кальвин планомерно расширил свою систему. Кальвинизм победил в Шотландии и Нидерландах, занял значительное место в Венгрии, обосновался во Франции, где к моменту кончины Кальвина действовало более 2000 общин. Пуританство пустило мощные корни в Англии, а впоследствии и в Америке. И всюду, где это учение побеждало, возникал особый тип человека: незаметно живущего, безупречно выполняющего свои обязанности и лишённого всякой тяги к свободомыслию. Вебер впоследствии показал, что в выработке абсолютного послушания определяющая роль принадлежит кальвинизму, который уже в школах вёл воспитание в духе унификации и механичности мышления.

Однако, после смерти Кальвина, скончавшегося в 1564 г. в возрасте 56 лет, реальность смягчила его жизнененавистничество. Его учение быстрее, чем можно было бы ожидать, утратило свою непримиримую нетерпимость. Поэтому нынешний кальвинизм не идентичен той форме, которая бытовала в Женеве при жизни его основателя. Более того. Именно в Женеве находит убежище вольнодумец и еретик Вольтер, которому проповедники наносили дружеские визиты. Однако на протяжении 200 лет после Кальвина из Женевы не вышло ни одного деятеля искусств.

В собственно-России кальвинизм не получил сильного распространения. Он был представлен некоторым количеством колонистских общин в Поволжье, а также небольшими по численности общинами в крупных городах, в т.ч. и в Москве.

2.

Вероучительными документами кальвинизма являются несколько документов. Пресвитерианская Церковь Шотландии опирается на «Вестминстерское Исповедание» 15… г., континентальные Церкви на «Бельгийское Исповедание» 1561 г., «Гейдельбергский Катехизис» и Каноны Дордрехтского Синода» 1619 г. По многим положениям они практически идентичны «Второму Гельветическому Исповеданию», о котором мы говорили в прошлый раз. Однако, есть момент, отделяющий позднее реформатство (кальвинизм) от его ранней стадии (цвинглианство). Это учение о двойном предопределении, жёстко акцентированное Кальвином. «Вестминстерское Исповедание» формулирует его следующим образом:

Глава 3

§3. По Божьему установлению (и ради явления Его славы) одни люди и ангелы предопределены к вечной жизни, а другие предназначены к вечной смерти.

§4. Эти ангелы и люди предопределены к жизни или предназначены к смерти в соответствии с ясным и непреложным замыслом. Их число определено, неизменно и не может быть ни увеличено, ни уменьшено.

§5. Бог предызбрал во Христе к вечной славе тех, кто предназначен к жизни. Он сделал это ещё до того, как были заложены основания мира … Ни условий, ни причин, побуждавших Бога избрать этих людей, не было…

§6. Предназначив избранных к славе, Бог предопределил и все необходимые для этого средства … Избранные, падшие в Адаме, искуплены Христом, призываются к вере во Христа Духом Божиим, действующим в подобающее время, оправдываются, усыновляются, освящаются и сохраняются силой Божией через веру ко спасению. Никто, кроме избранных, не искуплен Христом, не призывается к вере, не оправдывается, не усыновляется, не освящается и не обретает спасения.

§7. Остальными людьми Богу было угодно пренебречь и предопределить для них немилость и гнев Свой за их грехи; на то была Его непостижимая воля…

Как видите, никаких усилий и вообще ничего от человека не требуется. Наша судьба решена заранее и ничто не может её изменить. Разумеется, встаёт вполне логичный вопрос, зачем тогда вообще нужно было земное служение Христа, а тем более Голгофа? Если исходить из предопределённости, Голгофа становится совершенно лишней. Однако, «прелести» Вестминстерского исповедания этим не исчерпываются. Первый параграф 3-ей главы утверждает, что Бог … предопределил всё, что должно произойти. Но при этом Он не является создателем греха. Тем не менее в 5-ой главе говорится следующее: §6. Есть нечестивые и безбожные люди, которых Бог как праведный Судия ослепляет и ожесточает за их прежние грехи. Он лишает их Своей благодати, под действием которой мог бы проясниться их разум, а сердце могло бы осознать свою вину. Иногда Он отнимает у них и те дары, какие они имели, и ввергает этих людей в обстоятельства, в которых их же испорченная природа побуждает их грешить. Таким образом, Он отдаёт их во власть собственных похотей, искушений мира сего и сатаны. Тогда бывает, что они ожесточаются, даже если к ним применяются те же средства, которые Бог использует, смягчая сердца других людей. Тем самым Бог несёт однозначную ответственность за грехи человека. Но и это ещё не всё. Дела невозрождённых людей, даже если они соответствуют заповедям Божиим и полезны для них самих и для других людей, греховны … Однако пренебрежение таких людей добрыми делами ещё более греховно и неугодно Богу (Гл.11, §7). В той же главе 11-ой содержится во всех отношениях потрясающее утверждение: Оправдание верующих во времена Ветхого Завета было во всех отношениях тем же самым, что и оправдание верующих во времена Нового Завета. (§6). Таким образом, нет никакой разницы между Законом и Евангелием, между Моисеем и Христом. Всё вышесказанное находится в противоречии с лютеранскими вероисповедными документами, где говорится о принципиальной разнице между Законом и Евангелием, и о том, что человек грешит вследствие свободной воли, но Бог не понуждает его ко греху. Равным образом в наших документах нет ни единого слова о том, что Бог может изначально обречь кого-то на проклятие.

Бельгийское Исповедание не выглядит столь мрачно, оно не говорит о чьей-либо изначальной обречённости, однако «Каноны Дордрехтского Синода», наиболее поздний по времени вероисповедный документ, гласят следующее:

  • Бог избирает человека не за какие-то ни было заслуги, а по Своей суверенной воле, и избирает тех, кого захочет Сам;
  • Христос умер за конкретных избранных людей, а не за всё человечество;
  • Если Бог призывает, то человек неизбежно станет верующим. Божья благодать сильнее любых человеческих стараний;
  • Однажды призванные не могут более отпасть от Господа, так как Он становится их жизнью.

Эти каноны, точно также как и «Вестминстерское исповедание», противоречат Св.Писанию, в котором Христос именуется жертвой за грехи мира, а не отдельных заранее избранных.

Оценка кальвинистских идей дана «Книгой Согласия», где в так называемых «Сводных Артикулах» сформулированы тезисы под заглавием «Ложное и ошибочное учение кальвинистов». В них осуждаются кальвинистское учение о Причастии и Крещении, т.к. таковые рассматриваются как символические действия. Также категорически осуждается учение о предопределении, смерти Христа только за избранных, невозможности отпадения от веры и благодати и т.д. Кальвинистское богослужение до предела упрощено. У них отсутствуют алтарь и литургия. Богослужение состоит из чтения Писания, проповеди и молитв, читаемых с кафедры.

3.

Несмотря на все различия Лютер и Кальвин питали друг ко другу обоюдное уважение. За год до смерти, просмотрев «Наставление в христианской вере», Лютер сказал: «Автор наверняка образованный и благочестивый человек. Если бы Эколампадий и Цвингли были с самого начала столь же чистосердечны, то не произошла бы эта отвратительная ссора». Он считал Кальвина настолько же основательным, насколько Цвингли поверхностным. Кальвин в свою очередь, высоко ценил Лютера и в письме Буллингеру 1544 г. выразился так: «Помни, сколь великим человеком является Лютер. Как он изумительно одарён, как смело и непреклонно, как умело и грамотно, как эффективно он трудился, неустанно уничтожая антихриста и распространяя учение о спасении. Я остаюсь верен тому, что говорил уже много раз: «Назови он меня диаволом, я всё равно отдам ему честь и назову его превосходным служителем Божиим».

Источники

1. Бельгийское Исповедание

2. Вислёфф К.Ф. «Теология Мартина Лютера». СПб, 2009

3. Вестминстерское Исповедание

4. Каноны Дордрехтского Синода

5. Книга Согласия, Минск, 1996

6. Спиц Л.В. «История Реформации». Минск, 2003

7. Цвейг С. «Совесть против насилия». Собр.соч.в 10-ти т., т.9, М.1993