МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Июня 2012 года

День Св.Троицы


Римл.11, 33-36

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им, и к Нему. Ему слава во веки. Аминь.

Произнесена в богослужении: День Св. Троицы

Сегодня Западная Церковь празднует День Св.Троицы – день, в который мы призваны сосредоточиться на величайшей тайне Божьего Триединства. В этой тайне, как и в других тайнах веры, мы соприкасаемся с сущностями, которые не могут быть познаны нашим разумом, потому что превосходят возможности человеческого познания и не имеют никаких аналогов в повседневности. Мы можем соприкоснуться с тайнами, мы можем познать их реальность, мы можем воспользоваться их плодами, но более доступными или понятными они от этого не станут, как не стала доступной и понятной Тайна Триединства. Люди видели, что Отец и Сын действуют, как раздельные личности, хотя в то же время Они были единым целым и, как сказал Иисус Филиппу, «видевший Меня видел Отца». Любые попытки осмысления, каким образом такое возможно, неизбежно приведут к ереси, к умалению Творца, потому что будут попыткой втиснуть всемогущего Бога в рамки человеческих возможностей и логики. Именно поэтому и написал св.Павел: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?».

Человеку трудно понять непонятное, вместить непостижимое, поверить в невидимое. Ему непременно нужно нечто вещественное, доступное, близкое. Именно поэтому, непосредственно после перехода через Чёрмное море, сыны Израилевы сотворили себе золотого тельца и провозгласили богом творение рук своих. Так было проще и доступнее. Шли годы и столетия, а упорное желание втиснуть непостижимое в рамки постижимого оставалось. Именно поэтому одни изображали Творца в виде старца, а другие писали толстые книги, посвящённые исследованиям Божественных возможностей. Это желание живёт в людях и сегодня. Потому что люди то и дело пытаются включить Бога в орбиту своей жизни на равных правах с остальными сущностями, призванными улучшить их жизнь. Люди, считающие себя верующими, пытаются превратить Бога в исполнителя своих желаний и очень обижаются, если что-то происходит не по их задумке, если Бог не торопится удовлетворять их притязания. Представьте себе такую картину: один человек стоит на стуле, другой на полу и стремится стащить вышестоящего вниз. Эта картина и будет выражением отношений человека, пребывающего внизу, и Бога, Которого человек пытается низвести на свой уровень. Полагаю, большинство было бы просто счастливо, если бы вместо непостижимого Истинного Бога можно было поклоняться богам античной Греции, которые отличались от людей только лишь бессмертием и магическими способностями. На этом разница исчерпывалась. Во всём остальном боги были идентичны людям, причём зачастую худшим из них. Они были злобными, завистливыми, похотливыми, невероятно обидчивыми и не терпящими возражений. Но именно поэтому они были понятны, и отношения с ними вполне могли строиться по принципу «ты мне, я тебе». Боги были подобны людям, а человек вполне мог стать любимцем богов и быть принятым в их число. Истинный Бог не подобен человеку. Его действия не вписываются в нашу логику, они непонятны. Именно поэтому мы стремимся стащить Его вниз, стремимся уподобить Его себе, чтобы таким извращённым способом обрести богоподобие, к которому были изначально призваны, и которое было разрушено грехопадением. Но Бог предлагает нам иной путь, который, как и всё, что предлагает Бог, намного лучше самой позитивной человеческой идеи.

Посмотрев захватывающий фильм или прочитав не менее захватывающую книгу мы стремимся к подражанию наиболее впечатлившему нас персонажу. Такие попытки могут быть вполне удачными. Посредством целенаправленного подражания мы приобретаем новые свойства, которые могут существенно повлиять на бытие, на общение с окружающими и т.д. Подражание – великая сила, обладающая реальной возможностью изменить не только внешнюю жизнь, но и внутреннюю сущность человека. Так почему бы не попробовать заняться подражанием Богу, причём не посредством стаскивания Его с небес, но посредством восхождения на небеса? Тем более, что возможности для этого есть.

Величие и всемогущество Божие непредставимы. Об этом свидетельствует нам видимая часть творения. По сравнению с нами, Бог обитает в иной реальности: Он обретается в святости и в вечности. Но при этом Он не отворачивается от нас. Он обращается к нам, Он говорит с нами, Он открывает нам Свою волю и замысел. Так было даже во времена Ветхого Завета. Новозаветная же эпоха началась с вочеловечения Всевышнего. Бог снизошёл к нашей слабости и явил нам Себя таким образом, чтобы мы могли не только понять Его наилучшим образом, но и подражать Ему.

Путь подражания Христу удивителен в своей парадоксальности. Непрерывно возрастая в Духе Святом, в благодати и ведении, мы можем подняться очень высоко. Но, чем выше мы поднимемся, тем лучше будем понимать, насколько далеко находимся от вершины подъёма. Недостижимость Божественной святости понимаешь только тогда, когда всерьёз пытаешься её достичь. Однако, встаёт вполне логичный вопрос: зачем пытаться достичь то, что является недостижимым? Но так ли уж недостижима Божественная святость?

Начнём с того, что восхождение к Богу, предпринимаемое в этом мире, предпринимается не потому, что верующий хочет достичь некоего уровня и начать творить чудеса. Восхождение к Богу начинается потому, что ты хочешь пребывать в истине, в соприкосновении с Богом и вечностью. Восхождение к Богу начинается потому, что в этой жизни нет ничего более фантастического и удивительного, чем переживание близости Господа. Ощущение истины побуждает стремиться к ней, всё глубже проникаться ею. И если человек живёт так, то в конце истории нынешнего мира совершится самое великое чудо: после Страшного Суда Бог изменит всех оправданных, сделает несовершенных совершенными, способными пребывать в полном единстве с Создателем и в Его присутствии. Ибо, как свидетельствует нам Книга Откровения, в новом творении Бог будет всё во всём. В пределах этого мира нам не достичь Божественной святости, но в Царстве Божием это стремление найдёт своё исполнение.

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?». Смешные в своём высокомерии богословы рассуждают о свойствах Бога так, как будто распоряжаются Им – приписывают Ему свойства, о которых в Писании нет ни единого слова. В результате этих рассуждений Бог сегодня превратился в нечто среднее между добрым дядюшкой и Дедом Морозом с полным мешком подарков. Путь таких умствований не ведёт ни к богопознанию, ни к спасению. Путь восхождения к Божественной святости начинается с иного: с трепета перед величием Бога, со смирения и с устремлённости к Нему. С устремлённости, в которой есть только одно желание – отрешиться себя, наполниться Божественным светом и полностью отдать себя в руки Господа, стать инструментом Его воли. Путь восхождения к Божественной святости начинается с понимания того, что, как говорит ап.Павел, «всё из Него, Им и к Нему». Такая устремлённость делает возможным изменение, при котором из самодовольной, зацикленной на своей персоне и её потребностях личности, постепенно рождается иной человек, которого Св.Писание называет новым. Новый человек – это человек, отрекшийся от самого себя, презревший свою влекущую ко греху сущность и всеми силами души устремившийся к сиянию Небесного Царства. Именно такой человек становится способным через веру с радостью принять Божественные тайны, которые никогда не станут доступными для пребывающих в тисках земного сознания!

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его». Бог явил нам великую тайну Триединства – одну из многих тайн Своего присутствия и действия в этом мире. Примем же её с великой радостью. Она явлена нам для того, чтобы мы, преисполнившись трепета перед непостижимым величием Творца, смогли начать восхождение к Божественной святости; непрестанно продвигаясь по избранному пути, в свой час достигли спасения и в этом спасении обрели полноту единства со своим Отцом в Его Царстве. В Царстве, в котором Бог будет всё во всём, в котором мы сможем узреть Его лицом к лицу и обрести бытие, настолько же превосходящее наше нынешнее состояние, насколько Бог превосходит человека! Ему же, нашему Вседержителю: Отцу, Сыну и Святому Духу всякая честь и слава и поклонение во веки веков! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 03.06.2012