МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Мая 2008 года

На первой неделе после Дня Св.Троицы


Быт.1, 3

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

В этом мире навряд ли можно сыскать повествование более величественное, нежели чем начало Книги Бытия. Человек, по вдохновению Святого Духа написавший историю сотворения, жил немыслимо давно. И тем не менее ему удалось выразить то, что не удавалось выразить жившим в намного более поздние времена. Чего только не придумывали люди, пытаясь выразить сущность Бога, Его всемогущество и тому подобное. Если посмотреть святоотеческие тексты, особенно восточных отцов, то, вчитываясь в их творения, испытываешь мучения от попыток вникнуть в их мысль, проследить её. То же самое можно сказать и о западных схоластах. Сегодняшняя богословская и около богословская литература также изобилует попытками так или иначе объяснить Бога и Его свойства. Ничего это не делает автор Книги Бытия. Он просто констатирует факты. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.». Эта простая констатация говорит намного больше, чем все истолкования вместе взятые. Бог говорит – и этого достаточно, чтобы в мироздании явилась новая сущность. Священнописатель не пытается объяснить, как именно это произошло, и он прав, потому что некоторые моменты невозможно выразить человеческим словом. Любые объяснения будут не более чем спекуляцией, умалением величия совершившегося, попыткой низвести непостижимое до уровня постижимого, т.е. умалением славы Господней.

Чему учит нас услышанное сегодня Слово?

Прежде всего оно показывает нам безмерное могущество Творца, по слову Которого изменяется пространство, причём перемены эти столь грандиозны, что невозможно размышлять о них без благоговейного трепета.

Далее: оно учит нас поднимать глаза от земли к небу. Мы слишком сильно увлечены собой и своими проблемами и потому придаём им слишком много значения. Но история творения побуждает нас осознать, что перед его грандиозностью, перед величием Творца мы сами не столь уж и значимы.

И ещё оно учит нас смирению перед непостижимым – тому, что есть сущности, превосходящие наше понимание. Их не надо пытаться объяснять, их надо просто принять как данность.

Благоговение перед величием Творца, смирение перед непостижимым и некоторое отрешение от текущих проблем позволяют нам лучше оценить своё место в мироздании. Они помогают нам хотя бы немного отрешиться от преходящего и чуть больше сосредоточиться на вечном, а это полезно во всех отношениях. И не только потому, что именно вечность является концом нашего земного пути. Смотрение на повседневность в перспективе вечности позволяет увидеть истинную ценность происходящего. А жить, когда знаешь истинную стоимость окружающего тебя, намного проще.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.». Аминь.