Происхождение
«Аугсбургское Исповедание», написанное ближайшим сотрудником Лютера Филиппом Меланхтоном, не появилось из ниоткуда. До Аугсбургского рейхстага 1530 г. на трёх встречах лютеранами были выработаны вероисповедные документы, излагающие сущность и основы реформированного учения. В октябре 1529 г. при непосредственном участии Лютера были составлены «Швабские Артикулы», которые в свою очередь были использованы в «Марбургских артикулах», ставших результатом встречи Лютера со своим оппонентом, швейцарским реформатором Ульрихом Цвингли. Эти два документа впоследствии легли в основу первой части «Аугсбургского Исповедания», освещающих вопросы вероучения. В апреле 1530 г. курфюрст попросил Лютера составить перечень церковных злоупотреблений, подлежащих устранению. Этот документ был представлен курфюрсту в г.Торгау, почему и был назван «Торгаускими Артикулами». Таковые легли в основу второй части «Аугсбургского исповедания», касающейся церковных злоупотреблений. Ещё одним документом, идеи которого были использованы в АИ, является вероисповедание, составленное лично Лютером и опубликованное как приложение к его труду о Св.Причащении.
Лютер не имел возможности присутствовать на рейхстаге в Аугсбурге, т.к. в 1530 г. он был заклеймён Церковью, как еретик и объявлен государством вне закона. Поэтому путешествие по землям, правители которых не сочувствовали идеям Реформации, представляло собою смертельную опасность. Именно поэтому представлять дело и интересы Лютера на рейхстаге было поручено Филиппу Меланхтону.
Филипп Меланхтон (1497-1560) – ближайший сотрудник Лютера, систематизатор лютеранской теологии. Оказывал постоянную помощь Лютеру во время богословских диспутов, а также в переводе Библии. Автор «Ауг- сбургского Исповедания» и «Апологии». В историю вошёл, как «учитель Германии», создатель новой системы школьного и университетского образования, автор классических учебников по греческой и латинской грамматике, богословию, логике, риторике, этике.
Сам Лютер перебрался в Кобург и поддерживал постоянную связь с Аугсбургом через курьеров. 11 мая ему был передан на рассмотрение проект АИ, и Лютер без колебаний назвал его своим собственным исповеданием. 25 июня в три часа дня канцлер Саксонии зачитал документ перед имперскими чинами. В качестве подтверждения своей веры подписавшие его князья и другие официальные лица вышли вперёд и стояли перед императором и всем собранием в продолжении всего чтения. Это был чрезвычайно смелый поступок, свидетельствовавший об открытом принятии стороны опального Лютера и выступлении против императора и папы.
Содержание
Центральное место в АИ занимают две доктрины: (1) – Священное Писание, как Слово Божие, является единственным источником всего вероучения Церкви; (2) – Оправдание через веру во Христа является главной вестью Библии. Темами первой части являются такие понятия, как Бог, Первородный грех, Божий Сын, Оправдание, Проповедническое служение, Послушание, Церковь, Таинства, Священство, Церковные порядки. Во второй разбираются злоупотребления, допускавшиеся Римско-Католической церковью в таких вопросах как Причащение, безбрачие духовенства, монашеские обеты, полномочия епископов и т.д.
Посредством АИ лютеране хотели не только обосновать то, что их вера стоит на Писании, но и доказать своим оппонентам, что они не являются сектой. На протяжении всего документа показывается, что реформированное учение находится в соответствии с учением древнехристианской Церкви, и что в этом смысле они являются истинными католиками. Представители РКЦ оценили эту примирительную тактику. Они согласились с тем, что лютеране исповедовали о Боге, Христе, Крещении, Причащении, Втором Пришествии Христа, Происхождении греха. Но единство в основополагающих вопросах не сопровождалось единством подхода к ним. На тот момент РКЦ не могла признать невозможность спасения через дела – с этой концепцией и вытекающей из неё практикой в средневековом католичестве было связано слишком многое. Кроме того, принятие Лютеранской точки зрения на полномочия епископов означало бы фундаментальный пересмотр полномочий папы…
Аугсбургское Исповедание от XVI столетия и до нашего времени
Вскоре после представления АИ императору оно стало признаваться как классическое изложение лютеранства. В период подготовки к Тридентскому собору АИ вместе с составленной несколько позже Апологией было утверждено как документ, выражающий лютеранскую позицию. В составленной в 1577 г. Формуле согласия.
АИ приводится как первый документ, излагающей лютеранское исповедание. Как и остальные вероисповедные документы, АИ способствовало сплочению Церкви, помогая отделять истину от заблуждений. В 1555 г. оно приобрело политическое значение через признание империей официального статуса трёх вероисповеданий: римско-католического, евангелическо-лютеранского и евангелическо-реформатского.
Многие проблемы, затронутые в АИ и ставшие предметом расхождения между лютеранством и римским католичеством, не решены до сих пор, хотя по некоторым наблюдается прогресс. Например, причащение мирян хлебом и вином в сегодняшнем католичестве получает всё более широкое распространение. Богослужение совершается на родном языке. По вопросу об обете безбрачия духовенства в РКЦ в настоящее время ведутся дискуссии. В 1976 г. папа Павел VI рассматривал вопрос о признании АИ аргументированным выражением христианской истины. В 1979 г. представителями РКЦ и ЕЛЦ было подписано «Заявление по поводу учения об оправдании через веру», в котором отмечалось, что данное учение более не является поводом для разделения. Хотя АИ является чисто лютеранским документом, другие протестантские деноминации признают его как первое официальное изложение доктрины протестантизма.