Одной из важнейших фигур истории Церкви является Апостол Пётр, с именем которого сегодня неразрывно связана Римская Церковь. Считается, что Пётр был первым епископом Рима, поэтому Папа является его преемником. На этом основании Папа претендует на верховную власть во всей Церкви. Но действительно ли Пётр был в Риме? Был ли он его епископом? Эти вопросы дебатируются на протяжении столетий, причём на них даются взаимоисключающие ответы. Сегодня я хотел бы познакомить вас с некоторыми воззрениями на сей счёт, а также с любопытными последствиями вышеуказанных споров, приведшим к интереснейшим открытиям в области археологии.
1. Пётр в Новом Завете.
Из новозаветных текстов нам известно, что Пётр родился в Вифсаиде, в семье простого рыбака Ионы. Его собственное имя - Симон (שמעון — Шимон). Имя Пётр (от греческого πέτρος — камень, скала) возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое дал Своему ученику Иисус. На момент призвания Спасителем Пётр был женат и вёл рыболовный промысел вместе со своим братом Андреем. Став учеником Господа, Пётр вошёл в число особо приближенных к Нему учеников наравне с Иаковом и Иоанном. Именно эти трое стали свидетелями таких важных событий, как Преображение, воскрешение дочери Иаира и т.д. Пётр был единственным из учеников, который на вопрос Иисуса, за кого они почитают Его, твёрдо заявил: «Ты - Христос, Сын Бога живого». Судя по новозаветным текстам, Пётр отличался решительностью: например, именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. Кроме того, Пётр имел смелость последовать за Господом во двор дома первосвященника, хотя там его нервы не выдержали и он отрёкся от Иисуса. Однако он искренне покаялся в этом и был прощён.
После Сошествия Св.Духа Пётр произнёс первую публичную христианскую проповедь, приведшую к созданию первой в истории Церкви общины в Иерусалиме. Именно он совершил крещение первого не-иудея. Об этих и многих других событиях мы можем узнать из первых 15-ти глав Книги Деяний, в которых ему отводится главная роль. В т.ч. мы узнаём, что он проповедовал с великой силой, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди же настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила их. Описание деяний Петра завершается рассказом об Апостольском соборе в Иерусалиме, где было принято важнейшее решение, знаменовавшее отделение Церкви от иудаизма и её превращение в новый избранный народ Божий. Вторая часть Книги Деяний целиком и полностью посвящена описаниям миссионерских путешествий Павла и о Петре не упоминает.
Некоторые сведения о Петре мы можем почерпнуть из Посланий Павла, однако таковые в общем-то не выходят за хронологические рамки Книги Деяний. Вся дальнейшая информация о Петре целиком и полностью относится к области предания, в котором отделение истины от фантазий является порою весьма непростым.
2. Пётр в церковных преданиях
Согласно преданиям, Пётр проповедовал слово Божие в разных странах: по берегам Средиземного моря, в Малой Азии и в Египте. Именно Пётр рукоположил первого антиохийского епископа Еводия, а также своего духовного сына Марка как епископа Александрии Египетской. Предания также рассказывают, что Пётр побывал с проповедью в Греции, Испании, Карфагене и Британии (хорошо, что не в Киеве). Однако, в конце концов Пётр оказался в Риме, где на протяжении 25 лет был епископом местной общины. Наконец, во время гонений на христиан при императоре Нероне, апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть так же, как Иисус. По одной версии, это произошло в 64 г., по другой - в 67-м или даже в 68-м. Предание повествует, что по просьбе верующих Петр решил тайно покинуть Рим, чтобы спастись, но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Иисус, идущий в обратном направлении. И на вопрос Петра «Господи, куда идёшь?» ответил: «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым». Пётр понял, что его бегство не угодно Господу и возвратился в город, где вскоре был арестован и казнён. Над местом его погребения впоследствии была построена церковь – собор св.Петра, причём её алтарь (как старой, так и нынешней базилики) находится как раз над могилой апостола.
3. Сомнения.
Был ли Пётр в Риме вообще? Поводом для постановки вопроса такого рода является отсутствие в НЗ каких бы то ни было сведений о причастности Петра к созданию римской общины. В т.ч. при написании Послания к Римлянам Павел приветствует поимённо 27 человек, но Пётр среди них не упоминается. Точно также Пётр не упоминается в тех местах Павловых посланий, где Апостол рассказывает о своём пребывании в римском узилище. Если бы Пётр действительно провёл в Риме 25 лет, да к тому же в качестве руководителя общины, такое умолчание не было бы возможным. Таким образом, о длительном пребывании Петра в Риме речи не идёт. У древних авторов (Оригена и Лактанция) есть упоминания о том, что Пётр действительно был в Риме, однако, его пребывание там не было продолжительным. Ориген (III в.) говорит, что св. Пётр пришёл в Рим под конец своей жизни, а Лактанций (начало IV в.) пишет, что Пётр пришёл в Рим, когда там уже царствовал Нерон. Таким образом, Пётр причастен к утверждению римской общины не в большей степени, чем Павел, чья миссия в Риме подтверждается Писанием. В связи с этим встаёт следующий вопрос:
Был ли Пётр первым римским епископом? Именно на этом категориче-ски, начиная примерно с V века, настаивала и настаивает Римская Церковь. Древнейшее упоминание об основании Римской кафедры принадлежит святому Иринею, епископу Лионскому. (ок.130−200). Его перу принадлежит сочинение «Против ересей», в котором он перечисляет имена апостольских преемников, ставя этот факт как сильнейший аргумент против претензий гностических сект на звание истинной Церкви. Так вот, Ириней ничего не говорит о первенстве Петра или его ведущей роли, зато вспоминает свидетельство Павла о Лине. «Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими; впрочем, он не один, но многие, ещё оставались тогда, которые получили наставление от апостолов...». (Ириней Лионский «Против ересей. 4:12»).
Ещё один важный момент. Можно ли апостолов считать епископами местных церквей? Если да, то Пётр, равно как и Павел, являлся бы епископом церквей всех тех городов, где он проповедовал. Кроме того, в Послании к Эфесянам (4, 11) ап. Павел проводит резкое различие между апостолом и епископом, так что Пётр, просто в силу своего совершенно особенного служения, не мог быть частным епископом какой-либо Церкви. И для чего Петру поставлять при жизни своей епископом римским Лина или кого-либо другого, если епископом был он сам? Ириней нигде не говорит, что Пётр и Павел сами были епископами. Тем более, что в словах о вручении епископства (именно вручения, а не передачи) Лиину сказано «апостолы», т.е. речь в любом случае идёт не об одном человеке. Ещё один момент: из того, что Павел пишет письмо римлянам, следует, что там уже имелась община. Таким образом, навряд ли можно считать Петра и Павла основателями римской общины. К устроению же её дел без сомнения были причастны оба апостола.
Ответом на сомнения скептиков могла бы быть могила Апостола Петра – при наличии таковой все сомнения о пребывания Апостола в Риме были бы рассеяны. Более того: место захоронения было известно решительно всем – ведь, согласно преданию, алтарь собора св.Петра с балдахином работы Бернини находился как раз над могилой Апостола. Однако, как ни странно, на протяжении многих веков никто не пробовал найти таковую. Но вот 10 февраля 1939 года скончался папа Пий XI. В завещании понтифик выразил желание быть погребённым у южной стены соборной крипты, рядом с Пием Х и как можно ближе к тому месту, где, если верить традиции, находилась гробница Апостола. Когда огласили волю усопшего, управляющий делами Церкви кардинал Пачелли приказал подготовить захоронение в указанном месте. Но архитекторы, осмотрев крипту, доложили, что ещё для одной могилы места не хватит. Тогда кардинал распорядился подкопаться под стену и, таким образом, получить необходимое пространство. Рабочие, соблюдая предельную осторожность, приступили к подготовке места. Они сняли мраморные плиты пола, прокопали примерно 20 сантиметров и снова наткнулись на плиты, а за стеной обнаружилась довольно просторная ниша. Т.к. было известно, что собор стоит на сваях, вбитых в рыхлый грунт, рабочие приостановили работы, опасаясь нарушить равновесие здания. О ситуации немедленно доложили кардиналу Пачелли, который уже давно проявлял интерес к вопросу о местонахождении гробницы Петра. Это случилось накануне конклава, который избрал папой именно кардинала Пачелли, приявшего имя Пия XII. Новоизбранный папа решил использовать открывшуюся перед ним возможность внести ясность в проблему гробницы Петра и отдал распоряжение начать раскопки под собором.
4. Поиски могилы св.Петра
Плиты, на которые «каменщики» наткнулись во время раскопок в подземелье Ватикана, оказались не чем иным, как полом первой базилики, воздвигнутой императором Константином еще в начале IV века, алтарь которой стоял как раз над гробницей Апостола. В XVI—XVII веках базилика Константина была разрушена, и на ее месте воздвигли нынешний собор, Однако новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили «окошечко» — «исповедальню», через которое верующие могли обратиться взором к гробнице Святого Петра, сокрытой глубоко под землей. Но была ли она там?
Вскоре после начала раскопок на Европу обрушилась Вторая Мировая война, но раскопки продолжались, ведясь непрерывно на протяжении более 10 лет. Об их ходе никто ничего не знал – с исполнителей работ взяли слово, что они не будут говорить о них ни с кем, даже со своими домочадцами. Когда закончилась война, мир узнал только, что работы идут своим чередом. И только в январе 1952 года был опубликован «Отчёт о раскопках, проводившихся в соборе Святого Петра в Риме беспрерывно с 1939 по 1949 год». О чём же в нём говорилось?
Согласно преданию, южные стены собора опирались на стены цирка Нерона – того самого места, где при Нероне казнили христиан и где, очевидно, и был распят Пётр. Но оказалось, что базилика Константина была построена не там, где стоял цирк Нерона, а на том месте, где некогда было кладбище — вот главное открытие, которое сделали исследователи. Проникнув в подземелье базилики Константина, археологи обнаружили целый некрополь — несколько десятков мавзолеев, глиняных саркофагов и каменных склепов. Это был самый крупный древнеримский некрополь из всех, какие когда-либо раскапывались (около 1000 захоронений), и находился он как раз под главным нефом собора.
В иных мавзолеях удивительно хорошо сохранились мозаика и фрески. На стенах также можно было разобрать надписи, из которых следовало, что мавзолеи предназначались в основном для язычников, и лишь в некоторых из них прах христиан. Что же побудило верующих выбрать языческое кладбище в качестве своего последнего пристанища? Для этого нужна была очень серьёзная причина. Далее. Археологи обнаружили пустое четырёхугольное пространство, которое, как говорится в отчёте, «со всех сторон обступали мавзолеи и склепы, возведенные ещё в начале нашей эры так, чтобы не захватывать его». Это «пустое пространство» расположено точно под «исповедальней» Святого Петра. По мере приближения к огороженному пространству число захоронений возрастало. А в непосредственной близости могилы обступали его буквально сплошным кольцом. Вокруг таинственной могилы возвышалось дополнительное заграждение — «красная стена» высотой 2,5 метра, толщиной 60 сантиметров. Она ограждала прямоугольник площадью семь на три с половиной метра. По мнению историка Никола Корта, принимавшего участие в раскопках, «это говорит о том, что в те времена — в конце II века — могилу уже не оберегали, но тем не менее вокруг неё хотели сохранить некое «священное пространство». Поскольку стена эта была испещрена христианскими надписями, археологи окрестили ее «стеной знаков». В ней была обнаружена 3 ниши. Одна из них отличалась особым оформлением и находилась точно под «исповедальней», т.е. она и должна была быть гробницей Петра. Но она была пуста...
Раскопки помогли понять противоречащий здравому смыслу выбор места для постройки базилики Константина. Этот выбор трудно было объяснить с точки зрения характера местности — ведь уклон поверхности с севера на юг составляет здесь 11 метров, тогда как рядом расположен совершенно ровный участок, где некогда был цирк Нерона и где архитекторам не пришлось бы тратить неимоверные усилия на возведение дополнительных строительных площадок и громоздить для них опоры шести-девятиметровой высоты. Более того. Раскопки показали, что закладка фундамента базилики повлекла за собой частичное разрушение кладбища — пришлось вскрывать мавзолеи и склепы. А это было кощунство, которого римляне страшились больше всего на свете. Древние законы запрещали нарушать покой усопших под страхом жесточайших наказаний. И лишь воспользовавшись своим исключительным правом императора, Константин смог взять на себя такую ответственность. Но зачем? Как говорит об этом один из исследователей: «По всей вероятности, Константин не мог свободно выбирать место для постройки базилики; в некотором смысле его воля была подчинена некоей силе, неподвластной логике, интересу и даже морали, некоему чувству, возобладавшему над разумом». Т.е. Константин хотел, чтобы базилика стояла на том самом месте, где был похоронен Пётр. Кстати, таким образом объясняется и парадоксальная ориентация базилики – её алтарь ориентирован на запад, а не на восток.
В III веке святой Киприан предавал анафеме христиан, которые, проявляя слабость духа, погребали своих покойников рядом с язычниками. Однако, несмотря ни на что, верные Христу римляне предпочитали хоронить усопших не в «христианских» пещерах, а на языческом кладбище в Ватикане. Почему? Возможно, потому, что именно здесь, на языческом кладбище, покоился прах Петра?
Хронология событий могла выглядеть так. В 67 году Пётр был казнён в цирке Нерона и погребён на близлежащем кладбище под стенами цирка. Начиная примерно с 80 года его могилу стали охранять, о чём свидетельствует стена. Вполне вероятно, что христиане, купив этот участок, возвели вокруг гробницы Петра каменную ограду, а во II веке поставили так называемую «красную стену». В 160 или 170 году строительство сооружения, которое описал священник Гай, назвав его «трофеем Петра», было завершено. Таким образом, раскопки в подземелье собора Святого Петра подтвердили существующую версию. Но что было дальше? Куда делись мощи? Один из руководителей раскопок сказал: «Мы обследовали его (огороженное место) вдоль и поперёк и установили, что это и есть гробница Святого Петра, но, к сожалению, она оказалась пустой!»
Однако, в стене, изобилующей христианскими надписями, была найдена уходящая глубоко в стену ниша, аккуратно облицованная мраморной плиткой. Там, внутри, были найдены человеческие кости без черепа. Медицинская экспертиза показала, что это — кости одного человека, притом преклонного возраста.. Судя по тому, что их спрятали в столь надежное место, они являлись реликвиями. Но принадлежат ли эти останки именно Петру? В отчёте об этом не говорится ни слова, а в изданной в 1956 г. книге Тойнби и Перкинса «Гробница св. Петра и ватиканские раскопки» говорится: «…не может быть никакой уверенности и в том, что тело св. Петра было когда-либо возвращено палачами христианской общине для его захоронения. При нормальном развитии событий тело того, кто был чужестранцем (перегринус) и в глазах закона обычным преступником, скорее всего бросали в Тибр. […] Более того, в то время не было такой заинтересованности в сохранении телесных останков, какая развилась позднее, когда угасла вера в надвигающийся конец света и начал зарождаться культ мучеников. Следовательно, вероятность того, что тело св. Петра не было возвращено для погребения, представляется вполне реальной». Таким образом, вопрос остаётся открытым…