МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Ноября 2015 года

День Всех святых


Ис.62, 6-12
На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте,- не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего. Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным.

Сегодня мы отмечаем сразу два праздника, которые в Церковном календаре следуют один за другим: День Реформации (31 октября) и День Всех Святых (1 ноября). Уместно ли такое совмещение? Вполне уместно, особенно в свете услышанного сегодня слова пророка Исайи: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днём, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте». Кто такие святые? Не просто объявленные таковыми, а истинные? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним картину Иванова «Явление Христа народу». На переднем её плане среди многочисленной группы самого разного народа стоит Иоанн Креститель, указующий на стоящего в некотором отдалении Спасителя. Это изображение как нельзя лучше выражает сущность святых – людей, не дающих забыть о Господе и Его деле. Святые - это люди, следующие за Христом, служащие Христу и указывающие на Христа; это люди, словом и делом призывающие к следованию за Ним и к служению Ему. Следование и служение могут осуществляться по-разному: кто-то проповедует в церкви, кто-то мужественно исповедует веру в годину испытаний и бедствий, кто-то совершает повседневный подвиг христианского жития. Но, каково бы ни было служение, в чём бы ни заключалось указывание на Христа, святые – это люди, назначение которых возвещено через Исайю: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!». За время существования Церкви таких убирающих камни, ровняющих дорогу и поднимающих знамя для народов было великое множество. Время Реформации в этом отношении не составляет исключения.

В чём сущность Реформации Лютера? В переводе Библии на национальный язык, в преобразовании церковного управления или внесении изменений в чинопоследование мессы? Нет. Всё это лишь некоторые из последствий. Причиной же стало то, о чём возвещено через Исайю: «О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте». Лютер и его сподвижники прежде всего стремились напомнить о Господе, чтобы Его Церковь стала полностью христоцентричной, т.е. обращённой именно ко Христу, и чтобы Его Слово имело абсолютный приоритет; чтобы никакое человеческое писание не могло быть поставлено рядом со Словом Бога. Сочинения отцов и учителей Церкви весьма важны, но, тем не менее, не могут быть поставлены рядом со Словом Господа. Реформаторы стремились к тому, чтобы верующие руководствовались не традициями, а именно Божиим Словом, поскольку все церковные традиции имеют право на существование лишь в той степени, в какой не противоречат Божественному Откровению. Для чего был предпринят перевод Библии? Для того, чтобы каждый христианин мог читать её и сообразовывать свою жизнь с прочитанным. О чём ещё напоминали реформаторы? О том, что такое спасающая вера, в которой все внешние стороны являются не самостоятельными сущностями, но только лишь следствием внутренней обращённости ко Христу, полного доверия Ему во всём, упования только на Него и ни на кого более. Реформацию периодически пытаются представить как революцию, сломавшую старый уклад и на его месте построившую нечто совершенно новое. Но это не так. Сила лютеровской реформации именно в том, что абсолютно ничего нового не было ни открыто, ни провозглашено – всё сказанное и провозглашённое обреталось в Св.Писании. Лютера обвиняли в остановке на полпути, в том, что предпринятые им изменения были недостаточно радикальны. Это обвинение столь же нелепо, как и попытка рассматривать Реформацию в качестве революции. Лютер не остановился на полпути – он остановился именно там, где и следовало остановиться, т.к. понимал, что не может и не имеет права изобретать что-то новое, ибо Бог не нуждается в дополнениях. Всё необходимое для спасения Он даёт нам Сам, поэтому задача святых не более чем в напоминании об Его откровении, в указывании на Бога, в оказании помощи ищущим путь к Истине и Жизни, как об этом сказано через пророка: «…приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!». На протяжении длительной Церковной истории верных, воплощавших сие слово в реальность, было великое множество. Поэтому, вспоминая Лютера и его сподвижников, мы должны вспомнить и всех тех, кто свои служением, в чём бы таковое ни выражалось, указывал на Христа, помогая людям придти к Нему.

В нашем исповедании нет практики официальных канонизаций. Того же Лютера святым никто не объявлял и вы не увидите его изображений с сиянием вокруг головы. Но так ли уж это нужно? Ведь дело-то не в названии, а в сути. В списках, если так можно выразиться, «официальных» святых есть много странных персон, которые навряд ли могут быть названы свидетелями Господа. Достаточно вспомнить Николая II с семейством. Даже если не вспоминать о бездарном управлении, приведшем Россию к катастрофе, даже если не вспоминать о расстреле 9 января, достаточно вспомнить, какой колоссальный урон душам верных нанесла поддержка императорской четой Распутина. И вот таких людей канонизируют. Т.е. провозглашают примером для подражания, и призывают искать у них заступничества перед Богом! С другой стороны велико число верных, истинных служителей, бывших свидетелями Господа в тягчайших бедствиях, как, например, те, кто за свою верность Господу сгинул в сталинских лагерях. Мы не знаем их имён, они не попали ни в какие святцы. Но так ли уж нужно туда попадать? Не особенно. Потому что во-первых, Господь знает Своих; а во-вторых верные служат Господу не ради одобрения и похвал от людей, а ради исполнения воли Божией, ради исполнения Его Слова: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте,- не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.». Верные не должны умолкать, пока Господне Царство, небесный Иерусалим, не придёт в силе и славе. В этом служение всех истинных святых, которых мы вспоминаем сегодня – вспоминаем как известных людям, так и ведомых только Господу. Причём самым лучшим воспоминанием из всех возможных вариантов будет стремление войти в их число, реализуемое через исполнение Божьего повеления не умолкать. Не умолкать, бесстрашно и с дерзновением напоминая о Господе, облегчая ищущим, заблудшим и отпадшим путь к вечности и жизни, путь к Иисусу Христу, Которому честь и слава и поклонение во веки веков! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 01.11.2015