Ситуация, которую мы имеем возможность наблюдать в современном мире, вполне может быть выражена словами св.ап.Петра из его Второго Послания: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. » (2, 1-2). Современные люди любят искать истину где угодно, но только не там, где ёе действительно можно найти. Именно поэтому периодически распространяются слухи о некоей особенной мудрости, сокрытой в новозаветных апокрифических писаниях, которые утаиваются то Ватиканом, то ещё кем-нибудь, чтобы не допустить людей к истине, которая существенно отличается от содержащегося в Каноне. Что ж, как гласит известное изречение, «сон разума рождает чудовищ». А т.к. Св.Писание призывает нас бодрствовать, трезвиться и ходить во свете, то давайте рассмотрим, что именно представляют собою новозаветные апокрифы и так ли уж стоит искать в них Божественное Откровение.
Каким образом можно определить понятие «новозаветные апокрифы»? Само слово ἀπόκρῠφος означает скрытый, сокровенный, тайный. Это понятие первоначально относи-лось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее это понятие расширилось и стало обозначать тексты, не вошедшие в число канонических книг Нового Завета. Шнильмехер – главный редактор нескольких англоязычных изданий классической антологии новозаветных апокрифов даёт такое определение: “Новозаветные апокрифы - это писания, в названиях и других декларативных элементах которых содержится претензия на то, чтобы их считали писаниями того же класса, что и канонические, и которые, с точки зрения формальной критики, воспроизводят и развивают стилистические приёмы, созданные и получившие значения нормы в Новом Завете, но при этом явно несут в себе чужеродные для него элементы”. Конкретизируя это определение, дадим следующие характеристики апокрифа:
1. его сюжет связан с библейской историей, а действующими лицами явля-ются её персонажи;
2. данный текст не вошёл в состав Священного Писания;
3. этот текст в то или иное время претендовал на роль источника веры или принимался таковым. Наконец,
4. по своей лит. форме, жанровой принадлежности и наименованию они должны соответствовать сочинениям, представленным в новозаветном каноне (евангелия, деяния, послания, апокалипсис). (Скогорев). Апокрифы Нового Завета делятся на запрещённые и разрешённые для чтения, но не для совершения богослужения. Какие же причины вызвали к жизни апокрифы, количество которых весьма значительно?
Некоторые из апокрифов писались вполне благочестивыми, но при этом наивными и недостаточно образованными людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание. Источником других стали различные ереси, первенство среди которых держит гностицизм. Наконец, были и такие авторы, которые намеренно, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли «послания», компрометирующие официальную Церковь, которая, по их мнению, скрывала изначальное истинное учение.
Количество апокрифических документов велико. На сегодняшний день известно около 17 евангелий, свыше 20 апостольских деяний, 10 посланий плюс отдельный сборник из 14 посланий Павла, а также 5 апокалипсисов. Кроме того, ещё есть книги, не относящиеся напрямую к перечисленным жанрам, но сходные с ними. Давайте рассмотрим их в общих чертах.
Евангелия. Разделяются на несколько групп:
1. Иудео-христианские, распространившиеся среди христиан еврейского происхождения в Палестине, Сирии и Египте. Ни одно из них полностью не сохранилось, и они восстанавливаются по отрывкам из патристической литературы. Имеют древнее происхождение – практически одновременно с каноническими текстами. («Евангелие от евреев», «Евангелие от египтян», «Евангелие эбионитов»).
2. Ко II в., когда не осталось в живых людей, лично знавших и слышавших Христа, возникло новое направление, призванное восполнить событийные пробелы канонических Евангелий, а также описать жизнь людей, связанных с Иисусом. Таково, например «Протоевангелие Иакова», содержащее рассказ о детстве и замужестве Марии, Матери Божией. Это сочинение датируется временем ок.200 г., причём автор обнаруживает плохое знакомство с обычаями и религиозной жизнью Палестины. Однако, оно сыграло большую роль в формировании образа и почитания Богородицы. На Востоке текст «Протоевангелия Иакова» послужил основой для формирования традиции посвященных Богородице праздников, стал источником Рождественских и Богородичных канонов. Из него почерпнуты многие иконографические подробности изображений Богородицы, Иоакима и Анны, Иосифа.
3. Ещё одна группа посвящена описанию детства Иисуса Христа. Наиболее известное из них «Евангелие Псевдо-Фомы», в котором повествуется о чудесах, совершённых Иисусом в возрасте от 5 до 12 лет.
4. Особую группу составляют евангелия Страстей и Воскресения. К их числу относится например, «Евангелие от Петра», сохранившееся отрывочно на греч. языке и известное также по упоминаниям в сочинениях отцов Церкви. Дошедший до нас фрагмент посвящён описанию суда над Христом, крестной казни и Воскресения, причём рассказ о воскресении изобилует фантастическими подробностями. Это сочинение датируется первой половиной II в. «Евангелие Варфоломея». После Воскресения Христа ап. Варфоломей задает Ему вопросы об искуплении и воплощении. Затем апостол беседует с диаволом, вызванным из ада, и тот рассказывает об ангелах, о том, как он был низвержен с неба и как Бог создал первого человека. Датируется III в. «Евангелие Никодима», представляет собою компиляцию нескольких источников и делится на 2 части. В первой описывается суд над Христом, казнь и сопровождающие её знамения, погребение и Воскресение. Во 2-й части со слов воскресших сыновей Симеона Богоприимца рассказывается о сошествии Спасителя во ад, Его победе над диаволом и о введении арх. Михаилом праведных в рай. Это сочинение датируется первой половиной V в. Отдельно следует упомянуть «Евангелие мира от ессеев», известное только из публикации Эдмонда Б. Секея, который утверждает, что ознакомился с его текстом в 1923 г. в секретных архивах Ватикана. В опубликованном Секеем тексте апокрифа Христос учит поклоняться помимо Бога-отца Земле-матери и её ангелам. Также он учит людей быть вегетарианцами и не готовить пищу на огне.
В заключение данного раздела несколько цитат.
1. Евангелие от Марии Магдалены: «Но Учитель много ещё говорил мне о жёнах и Матерях Нового Иерусалима. Новых жёнах и ма-терях, которые теперь учатся у Него в Небесном Царстве. Которые являются живыми основате-лями Эдема, что вновь должен расцвести на этой земле. Говорил мне Сын Божий и о матерях Святых, стоящих одним чином ниже Матерей Божьих. Не рождены ещё от Бога Матери Святые, но велика их любовь”.
2. Евангелие от Филиппа. «Господь сказал: Блажен тот, кто существует до того, как он появился. Ибо тот, кто существует, был и будет. … Благодаря Духу Святому, мы порождены. Но возрождены мы Христом в обоих. Мы помазаны в Духе. Когда мы родились, мы соединились. … Никто не сможет увидеть себя ни в воде, ни в зеркале без света. И снова, ты не можешь увидеть (себя) в свете без воды и без зеркала. Поэтому надо креститься в обоих - в свете и в воде. Ибо свет - это помазание».
Деяния. Сочинения этого жанра обычно подразделяются на «большие» и «малые». В 1-ю группу объединены тексты, значительные по своему объему и созданные во II–III вв. по Р. Х. 2-я группа — произведения, по форме и по содержанию зависимые от текстов 1-й группы и написанные в IV–VII вв. Апокрифические деяния 1-й группы сохранились плохо, их содержание восстанавливается по фрагментам. Это порождённый христианством совершенно новый лит. жанр, на формирование которого оказали влияние эллинистические биографии и романы, а также ближневост. лит-ра на древнеевр. и арам. языках.
Наиболее древними признаются «Деяния Иоанна» (1-я пол. II в.). Местом создания этого сочинения была, вероятно, Малая Азия, хотя современные исследователи полагают, что текст мог появиться и в Египте. В различных эпизодах описываются совершённые апостолом воскрешения и исцеления. «Деяния Иоанна» завершаются рассказом о преставлении апостола в воскресный день в Эфесе после проповеди, молитвы и Евхаристии.
Наиболее полным текстом (в сир. и греч. версиях) представлены «Деяния Иуды Фомы», написанные на сирийском языке в первой половине III в. В них рассказывается, как апостол, будучи проданным в рабство индийскому купцу, отправляется с ним в Индию, где проповедует христианство, подвергается заключению в темницу и мученической казни. Завершается история сообщением о перенесении мощей апостола из Индии на Запад.
«Большие» апокрифические деяния в древности подверглись нескольким обработкам. Уже с IV в. был известен особый сборник, составленный неким Левкием Харином, который систематизировал разрозненные тексты апокрифических деяний и обработал их в гностическом духе. Краткие выдержки из этого сборника сохранились и в Деяниях VII Всел. Собора, осудившего этот сборник как еретический.
Следует отметить, что эти апокрифические деяния, несмотря на всю историческую недостоверность, были положены в основу принятых Церковью преданий о жизни и деятельности всех апостолов. Именно поэтому таковые предания не могут рассматриваться в качестве достоверных.
Послания. Апокрифические послания, подобно каноническим, излагают в эпистолярной форме наставления в вере и христианском образе жизни, разъясняют различные христианские догматы. И, наконец,
Апокалипсисы. Один из наиболее древних (первая половина II в.) и сохранившихся в полноте - «Апокалипсис Петра», в котором даны описания видений и откровений, открывающихся Иисусу и сопровождающим Его ученикам. Это одно из первых в христианской литературе описаний рая, воображаемого как яркий и красочный земной мир. В аду находятся грешники, их проступки определены в соответствии с нормами раннехристианской этики.. В отличие от канонического Апокалипсиса, интерес сосредоточен на описании загробного мира, классификации различных грехов, неотвратимости наказания грешников и неизбежности спасения праведников. Раннехристианским авторам был известен и «Апокалипсис Павла». В этом произведении также описывается пребывание праведников и грешников в раю и преисподней, куда совершает путешествие ап. Павел и где он общается с праотцами и пророками. Известен также «Апокалипсис Марии», в котором подробно описываются муки грешников, за которых вступается Богородица и просит им прощение у Господа. Этот текст датируется IX в.
Борьба с апокрифами
Уже ранняя Церковь столкнулась с необходимостью отделения подлинных писаний от раз-личных апокрифических трактатов. Проблема “истинности” писаний, используемых в Церкви, возникла, вероятно, ещё в I веке по Р.Х., а в конце II века предпринимались уже первые специальные исследования на эту тему (антиохийский епископ Серапион, например, написал сочинение “О так называемом Евангелии Петра”). А св. Ириней Лионский в сочинении “Обличение и опровержение лжеимённого знания” замечал, что «невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть…».
Критериями для разделения истинных и неистинных писаний обычно служили следующие положения: 1) отношение к данной книге большинства Церквей, 2) упоминание о ней в сочинениях христианских авторов прежнего времени, 3) собственное мнение пишущего, аргументированное иногда указанием на особенности стиля и содержания рассматриваемого сочинения.
После утверждения Канона Нового Завета, не все не вошедшие в него книги были запрещены. Те из них, которые не излагали ни христианской догматики, ни поучений, а касались в основном Рождества или рассказов из жизни Святых, допускались в домашнем чтении. Первый известный список строго запрещённых книг был составлен в V веке в Восточной Римской Империи (в Византии). Вошедшие в него книги просто уничтожались. Что касается Западной Церкви, то до нас дошёл документ, известный под условным названием “Декрета папы Геласия”, в котором приводятся названия рекомендованных и нерекомендованных Римской Церковью книг для своей паствы. В первых главах этого декрета перечислены книги Ветхого и Нового Заветов; перечислены Вселенские Соборы, признаваемые Римской Церковью каноническими; поимённо указаны Отцы Церкви, все сочинения которых можно читать полностью; указаны авторы, к сочинениям которых нужно подходить с разбором (среди них - Ориген); с предупреждением об осторожности и внимательности при чтении указаны отдельные сочинения. Последней же главе “Декрета папы Геласия” предшествует такое замечание: “Прочие же писания, составленные или проповедуемые еретиками или схизматиками католическая и апостольская Римская Церковь отнюдь и ни коим образом не принимает; и те немногие из них, что на память пришли и которых католикам избегать следует, полагаем мы правильным здесь назвать” [12, стр.415]. И дальше приводится “Перечень книг апокрифических, которые нами не принимаются”. В этом списке 52 пункта, в некоторых указывается имя автора и конкретное сочинение его, другие же пункты просто говорят о сочинениях такого-то автора. В конце “Перечня” сказано, что “эти и подобные [им] <...>, а также все те, которые проповедовали или составили учебники ереси и еретиков или схизматиков <...> следует не только отвергнуть, но совершенно изгнать из Римской католической и апостольской Церкви и вместе с их авторами и приверженцами тех авторов осудить на нерушимые оковы вечной анафемы”.
Несмотря на составление “чёрных списков” и анафемствование не только за чтение, но даже и за их хранение, апокрифы активно читались, а в случае усиления гонений прятались в надёжных местах. Запретный плод, как известно, сладок. В декабре 1945 года в Верх-нем Египте в районе Наг-Хаммади около древнего поселения Хенобоскион местные кресть-яне обнаружили целую христианскую библиотеку коптских папирусных книг-кодексов, от-носящихся к IV веку. Исследователи предполагают, что рукописи принадлежали египетским монахам. Кроме канонических книг, монахи IV века читали и книги, запрещённые Церковью. Периодически проходили чистки монастырских библиотек от еретической литературы; вероятно, поэтому книги оказались хорошо спрятанными.
На Руси апокрифы появились почти сразу же после принятия христианства и широко распространились. В частности, известная легенда о посещении апостолом Андреем мест, где впоследствии появились Киев и Новгород, явно связана с апокрифическими “Деяниями Андрея”.
Большая часть апокрифических сказаний об апостолах и свидетелях Христовых со временем была настолько усвоена ортодоксальным христианством, что вошла в сочинения многих древних христианских писателей. Немало житийной литературы чуть ли не дословно воспроизводит апокрифические сюжеты. Апокрифические сказания настолько прочно вошли в сознание христиан, что пастыри Церкви не могли и не видели смысла бороться с ними. Например, уже упоминавшееся «Протоевангелие Иакова», непризнанное Церковью и отвергнутое соборами, вошло и в агиоглафию, и в гимнографию, а, начиная с IX—X веков получило отражение и в иконописи. Такие богородичные праздники как Рождество Девы Марии, Введение во храм, основаны на Протоевангелии Иакова.
В заключение темы скажу следующее: изучение новозаветных апокрифов позволяет сделать вывод о боговдохновенной мудрости Церкви, которая отделила "плевелы" от "пшеницы". Ни один апокриф не может сравниться с канонич. книгами ни в духовном отношении, ни в плане литературном, ни по историч. достоверности. Большинство из них - плод фантазии, плохо понятого благочестия, взглядов, исказивших самую суть Евангелия Христова. Не случайно они были излюбленной лит-рой еретиков, гностиков и манихеев. "Мало-мальски надежного исторического материала в апокрифических Евангелиях почти нет. Но для истории культуры первоначального христианства, для истории еретических учений, христианской догматики в них сокрыты богатые данные" (*Жебелев).
К сожалению, полного авторитетного собрания апокрифов на русском языке ещё нет.
Приложение
Евангелия *иудео-христиан.
1. Евангелие евреев было написано на рубеже 1 и 2 вв. В 4 в. оно ещё существовало, - о нем пишет блж. *Иероним (Толк. на Мф., II, 12, 13). В наст. время сохранилось лишь в виде цитат (у сщмч. *Игнатия, *Оригена, блж. Иеронима). В одном из отрывков говорится о явлении воскресшего Господа Иакову (Блж. Иероним. О знаменитых мужах, Было в употреблении у христиан-евреев (рус. пер. фрагментов: АДХ, с. 68-70).
2. Евангелие *эбионитов (евионитов). Сохранилось в виде фрагментов. О нём есть свидетельства Оригена (на Лк., I, 1). Употреблялось у христиан-евреев. Примерная дата - 2 в. Вероятно, тождественно Назорейскому Евангелию, о к-ром говорит свт. *Епифаний Кипрский (рус. пер. фрагментов: АДХ, с. 66-7).
3. Евангелие от Фомы состоит из *логий, начинающихся словами "Иисус сказал...". Изречения во многом совпадают с канонич. Евангелиями, но в них явственно чувствуется влияние *гностич. писаний. Иудео-христианский характер текста виден из особого отношения к Иакову, Брату Господню, о к-ром говорится, что ради него возникли небо и земля (13). Рукопись коптского пер. Ев. от Фомы обнаружена в 1945 в Наг-Хаммади (Египет). Оригинал, вероятно, был написан на греч. языке в нач. 2 в. (рус. пер.: АДХ, с. 250-62).
4. Протоевангелие Иакова повествует о детстве и юности Девы Марии. Написано в егип. иудео-христианской среде во 2-й пол. 2 в. (сохранилась рукопись этого времени); оказало большое влияние на богослужение, церк. искусство и народную лит-ру средних веков (рус. пер.: АДХ, с. 117-27).
Евангелия, отражающие переход от палестинского христианства к *языко-христианству.
1. Евангелие от Петра. Фрагмент его был найден в Египте в 1886 (рус. пер.: АДХ, с. 94-97). Он описывает суд над Спасителем, Его смерть на кресте и утро Воскресения. Текст соединяет в себе иудео-христианские, языко-христианские и докетические черты (согласно докетич. представлению, соединение во Христе Божества и человечества было лишь кажущимся). Датируется 120-150.
2. Кн. Иосифа Плотника посвящена детству и юности Иисуса Христа. Написана ок. 4 в. в Египте, сохранилась в араб. и лат. версиях. Впервые издана в 1722.
3. Евангелие Детства, приписываемое ап. Фоме, повествует о чудесах, которые совершал Отрок Иисус. По характеру наиб. далеко от канонич. Евангелий. Сохранилось в греч, и лат. переводах. Дата не установлена (рус. пер.: АДХ, с. 142-48).
4. Евангелие Никодима, или Деяния Пилата, написано с целью уменьшить вину Пилата в осуждении Господа. Датируется 2-4 вв. Сохранилось в греч., слав. и частично в лат. версиях.
5. Евангелие Псевдо-Матфея, или Кн. о Рождестве Блаженной Марии, написано не ранее 9 в. под влиянием Протоевангелия Иакова и Евангелия Детства.
6. Успение Блаженной Девы Марии написано на греч. яз. в 4 в. Относится к жанру заветов. По мнению совр. исследователей, восходит к писаниям христиан-евреев (не сектантов, представляющих *иудео-христианство, а тех, к-рые не отделились от Вселенской Церкви).
7. Арабское Евангелие Детства написано ок. 6 в., но на основе более ранних легенд. Примечательно, что в этом памятнике волхвы названы персами.
8. Апокриф Иоанна сохранился во фрагментах. Содержит вопросы к Иисусу Христу и ответы Его. Написано во 2-5 вв. в кругах гностиков (рус. пер.: АДХ, с. 197-217).
Сохранились также упоминания и отд. фрагменты из след. апокрифич. Евангелий: Варфоломея, Матфия, Иуды, Варнавы.
Апокрифические Деяния.
1. Деяния ап. Павла имеются только в отрывках. Наиболее известный из них касается ученицы апостола - Фёклы. Написаны во 2 в. Содержат историч. зерно в легендарной форме (рус. пер. С. Аверинцева).
2. Деяния ап. Иоанна, произведение, возникшее в среде, близкой к гностикам. Повествует о жизни, страданиях и чудесах апостола. Греч. текст является, вероятно, переводом с сир. языка. Написано во 2 в. Возможно, в нём есть отзвуки достоверных преданий.
3. Деяния ап. Андрея написаны, вероятно, в кон. 3 в. Сохранились в поздней обработке.
4. Деяния ап. Фомы, произведение, описывающее миссионерское путешествие Фомы в Индию и его мученическую смерть. Несёт на себе следы еретич. учений. Сохранилось на греч. и сир. языках; оригинал, возможно, был написан на сир. языке ок. 3 в.
5. Деяния ап. Филиппа в основном рассказывают о его чудесах. Сохранились греч. и лат. переводы (оригинал мог быть написан на копт. яз. ок. 5 в.).
6. «История апостолов» Авдия содержит пересказ деяний и легенд об апостолах. Приписывалась разным авторам, имела своим источником разл. сказания, возникшие независимо друг от друга. Дата создания ее не установлена, однако книга получила окончательный вид, возможно, во Франции не ранее 6 или 7 вв.
Апокрифические Послания.
1. Послание Иисуса Христа царю Абгару (Авгару), памятник сирийского происхождения. Связан с легендами об ап. Фаддее. Написан не позже 4 в., т.к. его цитирует уже *Евсевий Кесарийский - (Церк. истор., I, 13,10), (рус. пер. Е.Мещерской).
2. Послание Лентула, образец ср.-век. евангельской беллетристики (ок. 14-15 вв.). Рассказ ведётся от лица вымышленного правителя Иудеи римлянина Лентула, который как очевидец евангельских событий описывает внешность Иисуса Христа.
3. Дидахе, или Учение 12-ти апостолов, произв., излагающее основы церк. жизни. Было написано ок. 100-150, вероятно, в Сирии. Греч. текст был открыт в 1873 митр. Филофеем (Вриенниосом) Никомедийским (опубликован в 1883).
4. Послание ап. Павла Лаодикийцам создано на основе Кол 4:16. Написано ок. 4 в. Сохранилось в лат. переводе.
5. Переписка ап. Павла и философа Сенеки появилась несколько ранее 4 в. Сохранилась на лат. языке.
6. Послания 12-ти апостолов содержат беседы Христа с учениками в течение 40 дней после Воскресения. Написаны ок. 160; сохранились в эфиоп. переводе.
7. Послание *Варнавы, приписываемое сподвижнику ап. Павла, проникнуто резким антииудейским духом. Написано, вероятно, после разорения Адрианом Иудеи (ок. 130).
8. *Климентины, или Псевдо-Климентовы писания, повествуют о борьбе ап. Петра с Симоном Волхвом. Произведение несёт на себе печать воззрений иудео-христиан. Состоит из "Бесед" и "Рассмотрений". Источником служили древние легенды и апокрифы, а также здесь нашла отражение *керигма (проповедь) ап. Петра.
Апокалипсисы.
1. Апокалипсис ап. Петра. Фрагмент этого сочинения найден в гробнице егип. монаха (1886). Он повествует о тайнах загробного мира, якобы открытых Христом по просьбе учеников. Оригинал восходит ко 2 в. Сохранились и др. фрагменты в эфиоп. переводе. (рус. пер. А.Рановича).
2. Апокалипсис (или Вознесение) ап. Павла есть своего рода мидраш на 2 Кор 2:2-4. По мнению блж. *Августина, он "наполнен баснями" (Толкования на Ин 38,8).
3. "Пастырь" Герма, трактующий о судьбах Церкви. Герм жил в сер. 2 в.
Апокалипсис ап. Петра, "Пастырь" Герма, Дидахе и др. А. входят в *Мураториев канон 2 в., следовательно, в ту эпоху они ещё не повсеместно были признаны апокрифическими. Неудачную попытку привлечь А. для истолкования евангельской истории мы находим у *Мережковского. А. переписывались и переделывались на протяжении всего средневековья (сохранилось много древнерус. версий). Остается открытым вопрос о датировке апокрифа "Жизнь святого Иссы". Апокриф повествует о пребывании Христа в Индии (см. ст. "Тибетское евангелие").
Отдельную группу апокрифов составляют писания гностические, которые в пределах данной темы не рассмариваются.