МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Октября 2016 года
22 воскресенье после Дня Св.Троицы
1 Фес.5, 14-23
Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Любое дело можно совершать совершенно различным образом. Можно делать его вяло и скучно, когда каждое усилие творится с трудом и неохотой, не вызывая ничего кроме раздражения. А можно наоборот – с большим воодушевлением, при котором всё идёт легко и свободно. И даже если встречаются трудности, то таковые преодолеваются не с мукой, а с интересом к процессу решения возникшей задачи. Таким образом, главный фактор при совершении любого дела - состояние духа. И не только при совершении дела, но и вообще для жизни как таковой. Если дух бодр, то жизнь приносит радость, не взирая ни на что, и даже немощная плоть не становится источником мучений. Сейчас широкой известностью пользуется Ник Вуйчич – человек, родившийся без рук и без ног, у которого, казалось бы, вообще нет никаких поводов для радости. И в самом деле, в молодости жизнь казалась ему настолько безрадостной, что он всерьёз помышлял о самоубийстве. Однако, обратившись ко Христу, он обрёл такую бодрость духа, такую оптимистичность, что многим из нас стоит у него этому поучиться. Живёт, радуется, и даже обзавёлся семьёй. В то же время, если дух вял, то, даже будучи здоровым человеком, ты будешь еле-еле влачиться по жизни, ни находя в ней ни радости, ни удовольствия. Такова повседневность. Всё то же самое актуально и для жизни во Христе, которая именно вследствие приоритета духа и называется: «духовной». Первенствующую роль в ней играет Дух Божий, Дух Святой, без которого нет и не может быть никакой духовности. Почему Св.Писание и возвещающая его Церковь призывают возрастать во Св.Духе? Потому что без Него вся церковность становится чисто внешней, уподобляясь конфетной обёртке без конфеты внутри. А такая пустота, прикрытая внешними формами, не нужна ни людям, ни Богу, потому что человек с пустотой внутри не способен приносить те плоды, которые хочет видеть Господь. В услышанном сегодня 1-ом Послании к Фессалоникийцам Павел пишет: «…вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь». При отсутствии Св.Духа, при чисто внешней церковности всё сие становится совершенно невозможно. И причин для радости не находится, и молиться не хочется; об утешении и поддержке вообще речи нет, а вразумление превращается в злобное гавканье, от которого вреда намного больше, чем пользы. Именно поэтому ключом к услышанным сегодня словам св.Павла становится речение «Духа не угашайте», т.е. христианин не должен угашать в себе действие Духа Божия. Потому что Его присутствие и действие делает возможным всё то, к чему призывает Апостол. Что неудивительно - ведь именно Св.Дух ведёт нас по стезе праведности. Это очевидно. Осталось только разобраться в том, как именно жить, не угашая Духа и что для этого потребно.
Современный ритм жизни вовлекает нас в круговерть дел, причём, если не поставить процесс под контроль, то их будет становиться всё больше и больше, причём все они будут важны, так что пренебрежение ими будет недопустимо. Однако каждое дело требует и времени и сил, а резервы и того и другого ограничены. Например, в сутках 24 часа и никак не больше. И если всё время и все силы расходуются на дела, никак не связанные с духовностью, то Св.Дух может тебя покинуть, ибо ты делом являешь, что Он тебе особо не нужен. Господь Своего присутствия не навязывает – если ты считаешь, что Он тебе не нужен, то Он даст тебе возможность существовать без Него. Но что такое существование без Бога, вне Бога? Это путь в никуда, это жизнь, в которой нет смысла, а цели не выходят за пределы видимости. Поэтому, сколь бы важными ни казались дела повседневности, нужно изыскивать время для того, что способствует не угашению духа, а его горению. А что именно способствует? Прежде всего, частная молитва, личное общение с Господом. Далее, участие в святой мессе, где мы слышим Слово Божие, участвуем в Таинстве Пресв.Евхаристии, и где Христос незримо, но реально присутствует среди нас. И, наконец, общение святых, взаимное назидание, одной частью которого является проповедь, а другой - наше взаимное общение. Почему Господь изначально создал Свой народ, т.е. Церковь, не как сообщество одиночек, а именно как общину, причём, отправляя учеников на проповедь, посылал их не поодиночке, а по двое? Он поступил так потому, что вместе и совершать служение, и спасаться легче, чем в одиночку. Нести свой крест намного легче, когда ты ощущаешь поддержку ближних. Поэтому надо побольше общаться с единоверцами и говорить с ними не только о видах на урожай и о политической ситуации, но и о божественных сущностях – такое общение реально укрепляет в вере, т.е. поддерживает горение духа. Даже пещерные люди знали, что если огонь не кормить, он умрёт. Тем паче это надлежит помнить нам – помнить, и всячески поддерживать горящую в нас искру Божию, делая сие для того, чтобы быть реальными христианами, реальными, а не номинальными учениками Господа и, соответственно, быть в состоянии делать то, о чём пишет нам ап.Павел: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Когда мы поддерживаем дух горящим, то к нам приходит Божие благословение, Божья сила, делающая нас способными к подлинной христианской жизни, каковая определяется не внешними действиями, а внутренним содержанием, т.е. нелицемерной любовью и служением с радостью. Как уже говорилось, Богу не нужно формальное исполнение внешних действий. Можно соблюдать эту внешнюю видимость и даже пользоваться почётом и уважением от людей, ибо их можно обмануть. Но Бога не обманешь. Богу нужны горящие, а не коптящие; горячие, а не тёплые – как сказал Воскресший Христос, «но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Поэтому будем укрепляться в Духе, не угашать его, но прилагать все усилия к тому, чтобы он ярко горел, чтобы наши молитвы были горячи и искренни, чтобы нас преисполняла радость переживания близости Христа, чтобы всё наше бытие было светочем, утешающим и вразумляющим ближних, и чтобы к нам пришла Божья благодать, как написано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Аминь.