МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Октября 2008 года

23 воскресенье после Дня Св.Троицы


Быт.18, 20-33

На протяжении долгих лет большевистского режима в наши головы неустанно вдалбливались различные понятия. В том числе понятие о малости человека, ничтожности отдельной личности, которая сама по себе ничего не может, которая не играет и не может сыграть никакой роли в истории, потому что историю делает народ. Нам внушалось, что незаменимых людей нет, что каждый из нас — не более, чем винтик в государственной машине. Государство приложило немало усилий к тому, чтобы реализовать воплотить эту концепцию в реальность. В результате люди действительно превратились в винтики, которые, помня о том, что незаменимых нет, исправно крутились на своих местах. А когда срок годности подходил к концу, то их попросту выбрасывали – выбрасывали на нищенскую пенсию, на которую можно было с трудом существовать, но не жить. Это было жестоко, но вполне логично, ибо зачем заботиться об отработанном материале? Ведь незаменимых нет. Одного выбросили, пришёл другой; выбросят другого – придёт третий. На протяжении последних лет система поменялась, но изменилось ли отношение к людям? Если и изменилось, то не очень сильно. Более того, в каком-то смысле оно стало ещё хуже. Очевидно, таков нынешний российский менталитет. Каковы результаты сего? Утрата инициативности в масштабе нации, утрата веры в себя и свои возможности. Когда разразилась так называемая «перестройка», а чуть позже началась демократическая вакханалия, страна позволила себя ограбить горсточке проходимцев, успешно прибравших к рукам властные полномочия. И то, что они творили, не вызывало выраженного протеста. Люди пассивно позволяли себя обдирать, ибо были подвержены синдрому «маленького человека», выражающимся в формуле «А что я могу сделать?». На открытый протест решались единицы, возмущение не шло дальше разговоров на кухне, а в жизни наличествовало вялое последование за обстоятельствами. То же самое происходит и сегодня. Мне довелось беседовать с врачом – сотрудником МЧС, который занимается организацией помощи в местах, пострадавших от каких-либо бедствий. Он рассказывал страшные вещи о пассивности людей, которые в силу служебных обязанностей должны принимать решения и контролировать их исполнение. Даже в случаях бедствий, требующих немедленного реагирования, они боятся проявлять инициативу и ждут указаний из Москвы, которые можно будет исполнить, а потом спокойно умыть руки. В каком-то смысле жить так удобно. Если ты только исполняешь указания, то спрос не с тебя, а с того, кто их тебе дал. Но сие удобство не соответствует Божьему замыслу о человеке. Как раз об этом и говорит нам сегодняшнее чтение.

Содом был городом грешников, своим непотребством преисполнивших чашу долготерпения Господня. Развращённость жителей была столь велика, что само название города стало нарицательным. Благочестивый Авраам, узнав о Господнем намерении покарать нечестивцев, должен был бы радоваться. Но слова, с которыми он обращается к Ангелам, выражают совершенно другое настроение. Патриарх просит не губить города, если там есть хотя бы незначительное количество праведников, причём, начав с пятидесяти, он постепенно идёт в сторону уменьшения и останавливается лишь тогда, когда получает обетование, что даже ради десяти праведных город не будет истреблён. Удивительно подходящий случай для того, чтобы вспомнить о роли личности в истории. Всего-навсего десять человек могли спасти город и всех соплеменников от истребления! Увы, в конечном счёте праведник нашёлся только один. Ангелы вывели его из города, после чего Содом был уничтожен небесным огнём. Эта история показывает не только важность роли отдельной личности. Она показывает и важность инициативности. Авраам проявил инициативу и в результате добился обетования милости – ради десяти человек Господь был готов пощадить город. Единственный праведник, живший в Содоме, также проявил инициативу, когда, не убоявшись противостояния большинству, отстаивал своих гостей от толпы озверевших содомитов. И тем самым спас от гибели и себя и свою семью. Что из этого следует?

Что позиция «маленького человека» для христианина неприемлема ни при каких обстоятельствах и ни в каком отношении. Мы не можем быть пассивными, мы не можем тупо следовать за большинством, особенно если таковое заблуждается (а оно гарантированно заблуждается, ибо не исповедует Христа как Господа и Спасителя). Мы не должны действовать исключительно по указаниям вышестоящих инстанций; мы не должны бояться делать то, что можем. «И подошёл Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? ... Не может быть, чтобы Ты поступил так. ... Судия всей земли поступит ли неправосудно?». Как свидетельствует Писание, общение с представителями вышнего мира, даже с благими, вызывало не радость и не умиление, а страх. Практически все обращения Ангелов к людям, о которых повествует нам Св.Писание, начинались со слов «не бойтесь». Вот уж, где собственная малость чувствовалась с особенной остротой. И, тем не менее, встретившись с высшими существами, Авраам не побоялся заступиться за обречённых на истребление. Не побоялся — и получил обетование милости.

Мы не правим ни городом, ни страной. Мы не принадлежим к тем, кого обычно называют «сильными мира сего». Но кто знает — может быть именно нашим посредством могут быть спасены многие. Мы находимся в меньшинстве как христиане и в ещё большем меньшинстве, как христиане евангелическо-лютеранского исповедания. Но это не значит, что мы не должны проявлять инициативу и духовное дерзновение. И не только духовное. Потому что нашими молитвами и нашими деяниями могут совершаться удивительные события, изменяющие к лучшему жизнь наших ближних. В том числе и чудеса – например исцеления. В нашем приходе такое было и не раз. Именно поэтому при поддержке всей общины мы и возносим наши нужды к престолу Всевышнего. Но мы не только молимся. Мы ещё и действуем, мы проявляем инициативы, посредством которых стремимся изменить к лучшему то или другое. И если мы можем способствовать тому, чтобы милость Господа снизошла ни ближних, то почему мы не можем способствовать тому, чтобы она снизошла на город, страну и мир? Авраам имел возможность говорить с Господом, и он воспользовался ею. Мы тоже имеем возможность говорить с Господом — осталось полноценно ею воспользоваться. Десять человек могли спасти город от истребления. Нас больше чем десять. И в силах каждого из нас стать угодным Господу через веру, т.е. доверие и верность, подобно Аврааму, о котором сказано: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». А там, где есть люди, угодные Богу, там совершаются великие чудеса. Кстати, в этой истории есть ещё один интересный момент. Господь всеведущ. Неужели Он не знал, сколько в Содоме праведников и сколько грешников? Неужели Ему нужно было посылать туда Ангелов, чтобы узнать сие? Не думаю. А раз так, то не был ли разговор с Авраамом испытанием Авраама — возможностью для него проявить инициативу или промолчать? Точно также обстоит дело и с нами. Господь всеведущ и всемогущ, но Он ждёт нашего слова и нашей инициативы. Мы — управители Его творения, и наш прямой долг говорить нашему Господину о том, что происходит в Его имении, которое Он доверил нам. Бог действует в этом мире, но сие действие во многих случаях осуществляется через нас. Поэтому мы не должны, не имеем права ни быть пассивными, ни молчать. Сие актуально не только для духовной стороны повседневности, но и для всех остальных её сторон. Всецело доверяясь и доверяя Богу, мы должны быть активными всегда и во всём, никоим образом не смущаясь своей кажущейся малости и незначительности, ибо «из совокупности малых причин возникают великие следствия». Апостолов было всего 12. Вместе с прочими учениками около 120. На фоне общего числа тогдашнего человечества ничтожная горстка. Но они изменили мир. Мы призваны быть продолжателями дела Апостолов, мы призваны действовать в апостольском духе. То есть пребывать в единстве с Богом и творить волю Божию, действуя с дерзновением, не смущаясь ни малости, ни слабости. С тем самым дерзновением, с которым действовал Авраам, сказавший: «…неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нём? ... Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу место сие.». Аминь.