В христианской традиции дни поминовения усопших занимают особое место. Согласно христианскому вероучению, смерть человека не прекращает тех отношений любви, которые связывали его с живыми. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших. При этом подчеркиваются слова Священного Писания о том, что Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы (Лк. 20:38); Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам сошел в ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие Его пришествия (1 Пет. 3:19). Поэтому молитва за усопших считается лучшим проявлением любви и памяти о них.
Обычай поминать усопших встречается уже в Ветхозаветное время (Чис. 20, 29; Втор. 34,8; 1 Цар. 31, 13; 2 Макк. 12, 43). В Христианс-кой Церкви этот обычай известен с очень давних пор. В дошедших до нас древних литургиях встречаются молитвы и за усопших. С особенною ясностью о поминовении усопших упоминают «Апостольские Постановления», в которых содержатся как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично совершать поминовение.
Восточная Церковь совершает особые поминовения в 3-ий, 9-ый и 40-ой дни с момента кончины. Третий - в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый – по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой – в воспоминание Вознесения Господа. Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и полностью обновится, когда Господь дарует воскресшим новые тела.
Западные христиане совершают индивидуальное поминовение усопших в день их кончины, а также на 3-й, 7-й и 30-й день. В основу этого установления было положено учение Папы Григория Двоеслова (конец VI - начало VII вв.), согласно которому упо-коение души усопшего происходит на тридцатый день после его смерти. Кроме того, 2 ноября, на следующий день после праздника Всех святых, отмечается общий День поминовения усопших.
Посмертное бытие души является одной из сущностей, которые Слово Божие раскрывает не полностью. Это связано с тем, что Господь с целью ободрения указывает нам на бессмертие как таковое, но не считает необходимым раскрывать то, что в настоящее время мы всё равно не сможем вместить, т.к. видимая и невидимая части творения фундаментально отличаются друг от друга. К великому сожалению, эта неполнота стала источником многочисленных спекуляций, базирующихся на человеческих измышлениях и никак не подтверждаемых Св.Писанием. Примером подобных спекуляций может послужить обоснование Восточной Церковью дней поминовения новопреставленных, согласно которому на третий день после кончины душа умершего возносится на небеса, затем до девятого дня созерцает рай, с девятого по сороковой день проходит воздушные мытарства и раскаяние о земных грехах, за которые не было принесено покаяние, а на сороковой день над душой совершается суд Всевышнего. В Западной ветви Христианства источником многочисленных заблуждений стало учение о чистилище (с самого начала отвергнутое на Востоке). В том числе, общий День поминовения усопших был установлен для того, чтобы люди помнили о пребывающих в чистилище – причём молитвы, добрые дела, покаяние и пожертвования живых могли сократить срок пребывания в нём и облегчить страдания душ.
Лютеровская Реформация сохранила поминовение усопших, совершаемое как в индивидуальном, так и в общем порядке, однако лишила данное поминовение значений, не подтверждаемых Св.Писанием. Поэтому в ЕЛЦ не совершаются просительные молитвы за усопших. Мы совершаем лишь их поминовение, включающее в себя воспоминание, благодарность Богу за дарованную усопшему жизнь и благодать, а также упование на грядущую встречу в Царствии небесном. Не отмечаются также 9-й, 40-й и т.д. дни, как не имеющие обоснования в Писании. Индивидуальное поминовение может совершаться в любое время по усмотрению родственников усопшего. Общее поминовение совершается в так называемые «кладбищенские праздники» (Todtenfest). Во время таковых богослужение совершается на кладбище, причём вспоминаются все умершие. В последнее же воскресенье Церковного года Церковь вспоминает братьев и сестёр, почивших в истекшем Церковном году. В нашем приходе (вследствие затруднительности совершения богослужения на кладбище) общее поминовение всех усопших совершается один раз в год во время главного богослужения в последнее воскресенье Церковного года, которое в этом году приходится на 23 ноября.
В связи с обширностью поминальных списков просим прихожан, посещающих немецкоязычное богослужение, подавать поминальные записки пастору Гарри Азикову; прихожан русскоязычного богослужения – пастору Дмитрию Лотову. Обращаем особое внимание на то, что поминальная записка должна заключать не только имя, но и фамилию умершего. Если человек отошёл в вечность в ноябре 2007 – ноябре 2008 г., должна быть указана дата кончины. Просим подать записки ДО 16 ноября!