МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Ноября 2008 года

Предпоследнее воскресенье Церковного года


2 Кор.5, 1-10

Мы знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, - доброе или худое.

Близится к завершению Церковный год. Ровно через неделю мы будем отмечать означающий его окончание День поминовения усопших, в который обратимся помышлениями к нашим ближним, предварившим нас в вечности. Сегодня же Слово Божие побуждает нас поразмыслить о себе в контексте грядущего. Ведь каждому из нас предстоит в свой час перейти грань видимого и невидимого, и мы не можем НЕ думать об этом моменте, потому что в жизни любого человека перехода в иную грань бытия – самое главное событие после рождения. Именно оно подводит окончательный итог земного бытия, и именно этот итог определяет последующую участь. Пока мы пребываем здесь, можно действовать, можно что-то менять. После перехода никакие изменения не являются возможными – как свидетельствует Писание, с кончиной время делания прекращается. По крайней мере в том отношении, в каком мы воспринимаем понятие действия. Мы не можем не думать о предстоящей каждому из нас кончине. Но важно не только помнить о ней. Для нас, как для членов Церкви Христовой, не менее важным является отношение к ней, ибо таковое является индикатором нашей веры, нашего доверия Богу, нашей уверенности в Его обетованиях.

Как мы говорили в одно из прошлых воскресений, современный человек боится смерти. Боится настолько, что старается любым способом устранить из повседневности всякое напоминание о ней. Поэтому всё связанное с погребениями убирается с глаз долой. Сегодня, за исключением очень редких случаев, уже не увидеть погребальных процессий, и даже автобусы-катафалки по внешнему виду ничем не отличаются от обычного транспорта. Контакт же с умершим сведён до минимума – тело мгновенно забирается в морг, а потом вы получаете 15 минут для прощания в крематории - и на этом всё. Таковы последствия всё более укрепляющейся атеистической системы мышления, в которой смерть – это конечная черта, за которой нет никакого продолжения. Человек был – человека нет. Поэтому вздохнём, уронем слезу и будем продолжать жить. Правда и то сказать, что жить после того, как ты поприсутствовал на погребении своего ближнего, становится намного сложнее. Страшноватые воспоминания не дают покоя. Но ведь от них можно отвлечься. И вот, чтобы не думать о предстоящем конце, люди оглушают себя потоками информации, развлечениями и всем прочим в том же роде – всем, что может заставить забыть о собственной тленности и преходящести. Для неверующего эта преходящесть страшна. Страшна тем полным и абсолютным небытием, которое за нею стоит. Поэтому лучше не думать, лучше отвлечься и забыть. Хотя бы ненадолго.

Верующий призван мыслить иначе. Верующий призван мыслить в соответствии с тем, что написал св.Павел: «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.». Для верующего смерть – отнюдь не конец жизни или, вернее сказать, не конец бытия. Это только станция на долгом пути, это не более чем переход в иное состояние. Сие состояние разлучённости души и тела само по себе отнюдь не является благим. Писание определяет его как однозначное зло. Однако, сие зло не вечно. Грядёт воскресение усопших, а вместе с ним облечение в новое тело, которое будет намного совершеннее нынешнего. А далее обещанная Господним верным вечность, Царство Божие, которое мы сегодня не можем описать, но которое должно быть поистине прекрасным, ибо в нём Бог есть всё во всём, и в нём нет места ни злу, ни греху, ни смерти. Именно поэтому верующий человек не боится смерти. Более того. Как это ни покажется парадоксальным, он ждёт её, ибо видит в ней избавление от греха и преддверие встречи со Христом. Как написал об этом св.Павел, «…мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа…». Такое отношение было свойственно истинным христианам во все времена. Св.Поликарп, епископ смирнский, ученик Апостола Иоанна, находился под угрозой ареста, который означал последующее принуждение к отречению от Христа, а в случае отказа – смертную казнь. Паства просила своего почитаемого и любимого епископа скрыться, дабы избежать мучительной смерти. Однако Поликарп отказался, действительно был арестован и, по свидетельству очевидцев, с радостью принял мученичество за своё исповедание имени Господа. Наш великий единоверец Иоганн Себастьян Бах написал духовную песню с удивительным названием: «Komm, süßer Tod – приди, сладкая смерть». Это название для для современного уха звучит совершенно парадоксально, но для самого Баха и его современников оно было вполне естественным. Серафим Саровский написал письмо своей находившейся при смерти сестре, проникнутое удивительно светлым настроением, в котором не было ни тени страха или сомнения. Три примера из совершенно разных времён, но все они схожи отсутствием страха перед кончиной. В этом нет ничего удивительного, потому что люди, о которых мы вспомнили, воистину веровали, т.е. были всецело уверены в Господних обетованиях и не сомневались в том, что их ждёт не небытие, но новая жизнь, намного более яркая и благостная, нежели чем та, которую им приходилось вести в нынешнем мире. «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище…». Обратите внимание – Павел говорит именно о желании…

А каково наше отношение? Боимся мы или не боимся, ждём с радостью или со страхом? Разумеется, нельзя сказать, что вообще никакого страха в принципе не может быть. Ведь Сам Господь вложил в нас страх перед болью, страданиями и смертью для того, чтобы уберечь нас от преждевременной кончины, от легкомысленного риска. Но в данном случае речь идёт не о страхе, который испытываешь, находясь перед лицом опасности, а об отношении к смерти, как таковом. И ещё один момент. Не столь давно на экранах прошёл фильм «Остров», в котором есть примечательный диалог. Главного героя, монаха, спросили, страшно ли умирать, на что он ответил: «Умирать не страшно, перед Богом предстоять страшно». Эти слова находятся в полном соответствии с тем, что мы прочитали сегодня у св.Павла: «…мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими … ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.». Вот то, о чём нам действительно стоит задуматься. Смерть – не конец всего, но путь, ведущий сквозь неё, не обязательно приводит к вратам Царствия Божия. Нынешняя жизнь преходяща, но именно от неё, от нынешней жизни напрямую зависит наше состояние в вечности. Поэтому, как уже говорилось в прошлое воскресенье, мы не можем позволить себе жить бездумно и тратить время попусту. Св.Павел пишет: «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными… ». Не смерти мы должны бояться, но предстояния перед Богом и, дабы таковое привело к благоприятным последствиям, нам должно все свои деяния и помыслы соотносить с Господней волей, дабы совершать то, что угодно Ему - то, что является благим именно в Его глазах. Да, мы то и дело оступаемся и падаем, но в этом случае главное – не остаться лежать, но встать и пойти дальше. Нам никогда не удастся достигнуть абсолютно безгрешного состояния (если бы такое было возможным, тогда в жертве Христа не было бы необходимости). Но Господь оценивает не степень безгрешности, а устремлённость к Нему, к единству с Ним, к Его царствию. Именно эта устремлённость вменяется нам в праведность, да и то сказать, что когда она есть, тогда и жизнь меняется - в ней становится намного меньше неугодного Богу.

Мир, созданный Господом, воистину прекрасен и мы должны постоянно благодарить нашего Небесного Отца за то, что имеем возможность обитать в нём. Но то Царство, которое грядёт, будет ещё прекраснее и удивительнее. Потому устремим к нему свои помыслы, последуем за Христом как словом, так и делом, дабы не со страхом, но с нетерпением и радостным предчувствием ожидать перехода в новое бытие, которое ожидает всех возлюбивших Господа и сохранивших Ему верность. «На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)