МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Декабря 2008 года

2 воскресенье адвента


Ис.45, 1-8

Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я – Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я – Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.

(Текст, положенный в основу данной проповеди, предназначен для 3 воскресенья Адвента.)

Священное Писание Ветхого Завета заключает в себе немало пророчеств и откровений. Однако, откровение, данное Богом через пророка Исайю, которое мы только что услышали, совершенно уникально. Уникально оно тем, что Бог обращается не к кому-либо из членов избранного народа, но к язычнику. Причём это не просто обращение и не просто повеление. Бог открывается завоевателю Вавилона, персидскому царю Киру, как Бог истинный и даёт ему повеление содействовать восстановлению Храма в Иерусалиме. На момент дарования этого откровения ситуация у иудеев была донельзя скверной. Вавилон, в котором они находились в плену на протяжении 70 лет, пал, но это не означало, что время пребывания на чужбине закончилось. Прежде всего потому, что у Кира не было никаких оснований для того, чтобы каким-то особенным образом заботиться о нуждах иудейской диаспоры – тем более, что за 70 лет израильтяне вполне обжились на новом месте и отнюдь не бедствовали. За прошедшие десятилетия родилось новое поколение, которое знало о земле обетованной только по рассказам. Кроме того, даже если кто-нибудь из них и решился на переселение обратно в Иерусалим, то это означало бы исход из вполне процветающего государства на пепелище. И в случае возвращения они оказались бы примерно в том же положении, в каком оказалась наша община в 1992 году, когда решением Правительства Москвы нам было передано здание собора. Мы обрели величественные руины, а также полное отсутствие средств для их восстановления. Собор был в наших руках, но мы ничего не могли с ним сделать, потому что попросту не имели для этого никаких средств. Поэтому в течение 5 последующих лет никаких изменений не происходило, и в этом здании царила мерзость запустения. То же самое, только в намного больших масштабах, ожидало бы иудеев, вздумай они вернуться. Как вы понимаете, отстроить целый город намного сложнее чем одно, пусть даже и очень большое здание. Но благодаря откровению Божию всё изменяется. Персидский царь Кир не только повелевает восстановить святилище в Иерусалиме, но и даёт на это средства, а также возвращает иудеям ту храмовую утварь, которая к тому времени ещё уцелела. Таким образом, народ получает реальную возможность возвращения, и в его жизни начинается новая глава.

Примечательно, что Господь даёт откровение Киру не только ради того, чтобы изменить бытие народа. Есть и другая цель, о которой сказано у Исайи, «…дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного». И поистине, происходящее являет мощь Божию, ибо там, где не было никакой перспективы, таковая вдруг появляется. Кир – не иудей. Он язычник. Поэтому Господь говорит с ним не так, как с иудеями, но особым образом: «Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.». Эта особенность имеет для нас важное значение, потому что и мы происходим из язычников. Соответственно, между миссией Кира и миссией, возложенной на нас, есть много общего.

Особенность положения иудеев заключалась в том, что они знали Бога, обладали Его откровением. Язычники такового знания не имели. И не имели до тех пор, пока в этот мир не сошёл Христос, открывший возможность познания Истины для всех народов. Причём вышло так, что бывшие язычники получили даже больше, чем иудеи, потому что мы обладаем полнотой Откровения и Ветхого и Нового Заветов. Господь ничего не делает просто так. И если Своему новому избранному народу Он открыл намного больше, чем прежнему, то это было сделано потому, что мы должны исполнить то, чего не исполнили иудеи – исполнить то самое, что прекрасно выражается словами откровения, возвещённого Киру: «Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.».

Со времени Первого Пришествия прошло два тысячелетия. За это время что-то безусловно стало лучше, а что-то однозначно хуже. И, к сожалению, ухудшения произошли именно в духовной сфере. Сегодня огромная масса людей следует лжеучениям и лжерелигиям, которые либо вообще не содержат истины, либо содержат в себе только малую часть таковой. Внутри самой Церкви возникли умонастроения, ведущие не к укреплению народа Божия, а к его разрушению, ибо они не только не соответствуют воле Господа, но находятся в прямом противоречии с нею. И, наконец, самое страшное: массовое безверие, безразличие к воле Господней, причём в масштабах, о которых навряд ли можно было помыслить во времена не только Спасителя, но даже на рубеже Средневековья и так называемого Нового времени. Все эти факторы очень неблагоприятны, но тем большую актуальность и грандиозность обретает стоящая пред нами задача «дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.». Каков же тот истинный Бог, Которого должны узнать люди «от восхода солнца и от запада»?

Христианские проповедники любят обращаться назад и говорить о Христе, каким Он был во время Своего земного служения. Это вполне естественно, однако, события, изложенные в евангелиях, уже состоялись и не повторятся. Они являются фундаментом, на которой мы основываемся, но история не стоит на месте. И, опираясь на прошлое, мы призваны смотреть в будущее. Эта призванность подчёркивается в том числе и тем, что Церковный год начинается именно с периода Адвента, а, как вы знаете, слово «adventus» означает «пришествие». В этот период Церковь сосредотачивается на грядущем Втором пришествии нашего Господа и Спасителя. А Христос Первого и Второго Пришествия – не одно и то же. Христос грядущий есть не Христос времени Евангельских событий, но Христос Страшного Суда. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это». Во Втором Пришествии миру явится его истинный властитель, Вседержитель, в присутствии Которого все наши устремления перестанут иметь хоть какое-то значение, ибо воцарится только одна воля – воля Творца. Это надлежит осознать и прочувствовать, чтобы надлежащим образом возвещать Слово Господне. Обращаясь ко Второму Пришествию, мы возвещаем Христа, Который грядёт; мы возвещаем пришествие Вседержителя – абсолютного господина всего творения. Мы возвещаем сие, дабы люди могли уразуметь своё положение. Мы проповедуем, дабы они могли осознать конечность этого мира, его преходящесть и торопились уже сейчас привести свою жизнь в соответствие с волей Господа ради того, чтобы в день Его Пришествия оказаться в числе спасённых, а не в числе проклятых.

Мы живём в эпоху массового безразличия к Слову Всевышнего, каковое по сути и является безверием. Сегодня в безверии не видят ничего предосудительного или опасного, поэтому оно пользуется полной свободой, а то и поощряется. Но воля Божия существует вне зависимости от человеческого мнения о ней. И Второе Пришествие, равно как и Страшный Суд состоятся вне зависимости от того, верят в них или нет, ждут их или нет. Поэтому о них надо говорить – говорить, не ожидая массовых обращений, но пытаясь спасти тех, кого ещё можно спасти. Или вернее сказать тех, кто хочет быть спасённым. Сегодня нас призывают к толерантности, подразумевающей в том числе признание иных мнений. Следование этому принципу исключает возможность миссии, ибо как я могу призывать принять моё мнение, если оно ничем не лучше остальных? Но отсутствие миссии является противоречием воле Христа, Который сказал «Идите и научите все народы». Встречаясь с человеком, не исповедующим Христа, мы можем относиться с уважением к его личности, но в то же время помнить, что он заблуждается. Причём гибельно заблуждается, ибо Христос говорит: «Я есмь дверь – кто Мною войдёт, тот спасётся». А можем ли мы быть равнодушными, когда ближний пребывает в опасности? Следовательно, наш прямой долг – возвестить ему Слово Истины. Разумеется, проповедуя другим, мы не должны и сами забывать о грядущей реальности, дабы не оказалось так, что те, кому проповедуем, окажутся в Царствии небесном впереди нас.

Господь дал нам Своё Откровение и соделал нас избранными Своими. Исполним же Его волю, исполним данное Им поручение, и будем пребывать в готовности в свой час радостно встретить Его. Встретить как избавителя от смерти, греха и всяческого зла; встретить как подателя жизни, вечности и бессмертия! «Я- Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.». Аминь.