МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Декабря 2008 года

4 воскресенье адвента


Ин.5, 31-40

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют обо Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Со времени Первого Пришествия прошло очень много лет. Однако до сих пор ведутся споры о личности Христа. Кем Он был? На этот вопрос даются самые разные ответы – от признания Его Истинным Богом до полного отрицания Его существования, как реальной исторической личности. Если просуммировать все мнения и потом попытаться извлечь нечто вроде среднего арифметического, то получится примерно следующее: именовавший Себя единосущным Отцу Сыном Божьим и Спасителем мира был либо самозванцем и аферистом, либо психически ненормальным, либо… тем, за кого Себя выдавал. Однако, в этом последнем случае одних притязаний недостаточно. Они должны были быть подтверждены несомненными, явными доказательствами. Но как их представить? «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно.» - и это точно так. Сам о себе ты можешь наговорить много чего, но совершенно необязательно, что сказанное соответствует реальности. Мне доводилось видеть человека, который представлялся в качестве губернатора Хабаровского края, но при этом ходил в сильно поношенных брюках и раздавал визитки, отпечатанные на пишущей машинке. Да и вообще любой аферист предпочитает скрываться под чужим именем и должностью. Впрочем, свидетельство об Иисусе исходило отнюдь не только от Него Самого. О Нём свидетельствовал другой человек, пользовавшийся в Иудее колоссальным авторитетом. Как сказал об этом сам Христос, «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.». Однако, для человека не сильно искушённого Иоанн был хотя и великим человеком, но всё же только лишь человеком. А человек всегда может ошибиться и принять желаемое за действительное. Примечательно, что и сам Иоанн в какой-то момент начал испытывать сомнения в подлинности мессианства Христа, почему и прислал к Нему учеников с вопросом: «Ты ли тот, которого мы ждём или ждать нам другого?». Итак, человеческое свидетельство, от кого бы оно ни исходило, не может считаться непреложным. Поэтому особое значение приобретает свидетельство, исходившее уже не от человеков и представлявшее собою не слова, но цепь фактов. «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.». Указанными делами были поистине удивительные события: изгнание бесов, умножение хлебов, претворение воды в вино, хождение по водам, исцеление больных и воскрешение умерших - в том числе воскрешение Лазаря, произведшее на современников неизгладимое впечатление и ставшее причиной триумфального входа Христа в Иерусалим в Пальмовое воскресенье. Мог ли самозванец или возомнивший себя Сыном Божьим ненормальный человек совершить нечто подобное? Однозначно нет.

Иисус из Назарета не был единственным претендентом на титул Мессии. Такие личности находились как до, так и после Него. Но их мессианство длилось ровно до тех пор, пока не надлежало от слов переходить к делу. В истории Иудеи был весьма красноречивый проповедник – Саббатай Цеви, который объявил себя сначала мессией, а потом и вообще богом. Говорить он умел, поэтому многие уверовали в него. Но когда обнаружилось его бессилие в делах, т.е. когда выяснилось, что он не может ничего, кроме как красиво нанизывать слова, вера в него угасла. Слова Христа, Его обетования подтверждались делами, которые творились на глазах у многих и были настолько невероятны, что поистине сложно понять, почему столь многие упорно не хотели признать Его тем, кем Он, собственно говоря, и являлся. Шерлок Холмс говорил, что, отбросив гипотезы, не объясняющие всю совокупность фактов, мы получим истину, сколь бы невероятной таковая ни казалась. И если исключить все варианты того, кем Христос не был, то мы придём к единственной оставшейся возможности – Иисус был истинным Сыном Бога живого, единосущным Отцу, Мессией, Спасителем мира.

Свою Божественную сущность Господь являл не часто. Разумеется, Он был вынужден подтверждать делами Свои обетования, но всё же Он хотел, чтоб люди шли за Ним не под влиянием впечатления от чудес и знамений, но вследствие принятия Его Слова. Однако, люди не хотели принимать слов. Впрочем, это ещё можно понять. Намного удивительнее то, что дел они тоже не принимали и пытались дать им самые неблагоприятные объяснения: от сумасшествия Спасителя до обвинений в том, что Он творит чудеса силою бесовскою. Именно поэтому и сказал им Господь: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Увы, это нежелание сохранялось и впоследствии. Оно сохраняется вплоть до сегодняшнего дня, потому что и сегодня люди не хотят придти ко Христу и ищут истину где угодно, но только не там, где она содержится. Некоторое время назад евангельские повествования были исследованы полицией по системе, в соответствии с которой анализируются на подлинность свидетельские показания. В результате они были признаны подлинными, т.е. описывающими отнюдь не вымышленные события. Итак, даже чисто материалистические методы познания свидетельствуют об истинности того, что сказано в Писании, но люди всё равно не хотят принимать этой истины, предпочитая жить не так, как хочет Господь, но как хочется им самим. Но ради чего? Ради того, чтобы получить какие-то сомнительные удовольствия этого мира? Ради того, чтобы пройти путём нечестия и возвыситься посредством лжи и обмана? Но стоит ли всё это того, чтобы отказываться от Истины?

Господь говорит: «…вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Обратите внимание - это не предположение, это констатация факта - это свидетельство об умонастроении, которое наличествует и до сих пор. И если зацикленных на Законе и традициях иудеев ещё можно хоть как-то понять, то понять мотивацию современного человека, имеющего возможность приобщиться полноте Откровения Нового Завета весьма затруднительно. Когда ведётся большая игра, когда на кон поставлена крупная ставка, люди играют очень сосредоточено, потому что боятся проиграть, боятся упустить те возможности, которые может открыть перед ними выигрыш. Большая ставка, серьёзное отношение, боязнь за будущее... Проблема в том, что люди слишком беспечно относятся к своему существованию. Они не осознают величины ставок в той партии, которой является бытие каждого из нас. Они не осознают, что на кон поставлена их собственная жизнь, их собственное бессмертие, их собственная вечность. И если партия будет проиграна, она будет проиграна навсегда - без возможности отыграться. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную…». А может быть, дело в том, что мы настолько погрязли в материализме, что уже не верим в вечность? Однако с верой или без веры, но каждый из нас играет свою партию, результат которой будут ясен при Втором Пришествии, в день Страшного Суда. Да не будет никто из нас проигравшим. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Подай, Господи, дабы эти слова не относились ни к кому из нас. Аминь.