На восьмой день после Рождества младенец, рожденный Марией, в соответствии с ветхозаветным обычаем, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола как знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками ( Быт. 17, 10 - 14; Лев. 12, 3). При совершении обряда Спаситель получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве. Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, ''ибо Он спасет людей Своих от грехов их'' (Мф. 1, 21).
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд, как уже было сказано, знаменовал присоединение к Завету, заключённому Богом с Авраамом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении. И в каком Завете с Богом мог нуждаться Единосущный Отцу? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, о чём впоследствии скажет: "Не нарушить закон пришел Я, но исполнить". Святитель Димитрий Ростовский писал: "В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех".
По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня восходят к IV веку.