МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Ноября 2020 года

День Всех Святых


Мф.5, 1-12
1 Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Сегодня мы празднуем День Всех Святых. Кто такие святые? В массовом сознании ответ на этот вопрос выглядит очень просто – достаточно зайти в любой костёл, чтобы получить информацию в наглядной форме. Будет видно, что это такие особые люди с сиянием вокруг головы, которые обладали христианскими добродетелями в героической степени, вследствие чего удостоились от Бога особых даров и даже могли творить чудеса. А после кончины они стали посредниками между нами и Богом. И если мы будем подражать им, то имеем шанс возрасти в вере и во Святом Духе настолько, что и сами станем святыми. Вроде всё хорошо, но есть одна проблема: во-первых, Слово Божие не называет святыми неких отдельных людей внутри Церкви; во-вторых оно не разделяет добродетель на различные степени; в-третьих, канонизацией занимается не Бог, а люди, поэтому в роли святых иногда оказываются весьма странные личности. Вот, например, Николай II – бездарный правитель, в качестве самодержца несущий прямую ответственность за действия, приведшие к крушению монархии и развалу государства. Хороший пример для подражания, правда? Нам говорят – он-де страстотерпец. Однако его расстреляли отнюдь не за исповедание Христа, а невинно замученных в России сотни тысяч, но почему-то никто их на иконах не изображает. Следуя в этом направлении, можно зайти далеко, потому что находятся и такие, кто рисует Сталина с сиянием вокруг головы, некоторое время назад шли разговоры о возможности канонизации Ивана Грозного, а теперь есть немалое число горячих голов, готовых произвести в святые уголовника и наркомана Джорджа Флойда. Впрочем, если поискать, то и в числе, если так можно выразиться, действующих святых можно найти немало странных личностей типа императора Константина, которого ещё умудрились назвать равноапостольным. Между тем, христианам, большинство из которых не очень твёрдо в вере, действительно нужны примеры для подражания, причём не только из древних времён, но и из нынешней реальности. Так на кого же нам взирать и кто такие святые?

Ответ на этот вопрос, как и на все вопросы, касающиеся духовной жизни, мы должны искать в Слове Божием. А кто в Новом Завете назван святыми? Все крещёные, т.е. все, принадлежащие к новому избранному народу Божию, т.е. к Церкви. Это значит, что все мы, здесь находящиеся, святые, что означает «отделённые, избранные». Бог отделил нас от всех прочих людей, как Свой народ, как Своё достояние. Однако, в любом народе есть разные люди - как хорошие, так и дурные. Народ Божий в этом отношении не составляет исключения – Писание являет нам многочисленные примеры обоих вариантов. Понятно, что для того, чтобы укрепляться в вере, для того, чтобы возрастать в Духе Божием и соответствовать христианскому призванию, нужно следовать хорошим примерам. Так какими чертами должен обладать человек, на которого мы можем ориентироваться? Об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие, начинающееся с важнейшего указания: «3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Путь к истинной святости начинается с осознания своей духовной нищеты. Обедневший человек ищет возможность выбиться из бедности. Точно также осознание духовной бедности, духовной нищеты побуждает искать источник, позволяющий из неё выбраться. А такой источник только один – Иисус Христос. Соприкосновение с Ним даёт возможность обогатиться, собрать нетленные сокровища, благодаря которым человек обретает всё то, о чём говорится в Евангелии: кротость, жажду правды, милосердие, чистоту сердца, миротворчество. В словах Господа о блаженных мы находим, если угодно, портрет истинного христианства, истинной святости. Мы находим изображение людей, всецело предавших себя Христу, проникнувшихся Его Духом и потому приобретших свойства, делающие их светочами мира, которому они несут и являют любовь Бога, служа Ему через ближних. Причём их служение совершается не ради обретения какой бы то ни было награды. Заработать, заслужить Царство Божие невозможно. Святые служат не потому, что хотят чего-то добиться, а потому, что пребывают в духе Христа и по-другому жить просто не могут. И вот именно таким людям Бог действительно может дать некие особые дары. Звучит парадоксально, но дары Божии даются тем, кто их не добивается; даются тем, кто может ими достойно распорядиться, т.е. использовать не для самовозвышения, а для служения. В Книге Деяний рассказывается, как Апостолы Павел и Варнава, придя в языческий город, совершили там чудо исцеления. Местное население немедленно решило, что к ним сошли боги, каковым надо принести жертвы и всячески умилостивить. Обычный человек, попав в такую ситуацию, был бы рад превозношению. Но Апостолы пришли в отчаяние и долго убеждали людей не воздавать им каких бы то ни было почестей. Не нуждались они в человеческих отличиях и не хотели казаться выше, чем те, к кому они пришли с благовестием… Итак, истинные святые, т.е. истинные христиане кротки и милосердны, чисты сердцем, правдивы и стремятся к миру. Несомненно, такие люди должны быть украшением человечества, его светочами. Но если так, то почему же тогда Господь говорит об их страданиях, о гонениях на них? «10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».

Во времена Христа обычная торговая лавка представляла тёмное помещение, в котором было невозможно оценить качество товара. Поэтому покупатели, желавшие сделать покупку, выносили товар на свет, где все изъяны, паче таковые были, немедленно обнаруживались. Вот так же и со святыми: они являются носителями и проводниками света Божьего Царства, в котором видны все изъяны жития без Бога. Например, Иоанн Креститель обличил Ирода за тяжкий грех – кровосмесительную связь с Иродиадой. Именно поэтому он был вначале заключён в темницу, а потом убит. Люди не любят, когда их неприглядность обнаруживается, поэтому, когда вблизи тебя живёт человек, в сравнении с которым становится очевидным твоё непотребство – причём не какие-то отдельные деяния, а непотребство самого пути, которым ты идёшь, то никакой радости от такого соседства не будет. Меньшинство задумается о себе и постарается измениться, но большинство постарается от такого соседства избавиться. Интересно, что святых не любят не только явные грешники, но и святоши, пытающиеся превратить Новый Завет в Уголовный Кодекс, за нарушения которого нужно сурово наказывать. Для таких свет Божий столь же непереносим, как для фарисеев была непереносима жизнь Христа. Именно поэтому Господь и говорит о гонениях и страданиях.

Тем не менее, святые – люди, пошедшие по Божьему пути нищеты духа – блаженны. И это тот путь, к которому призваны все крещёные. Многие хотели получить от Бога особые дары. И чего только они ни делали, чтобы этого добиться. Многие подвергали себя таким истязаниям, что об этом страшно слышать. Но не гордыня ли это? Не путь ли это к превознесению самого себя – пусть даже и таким странным способом? И зачем такое нужно, если Иисус посредством Своего Слова показывает нам, что путь к святости ведёт не через самоистязание, не через исполнение обрядов, а через обретение кротости, милосердия, чистоты сердца, стремления к миротворчеству. Но всё это можно обрести только тогда, когда человек возжаждет правды и осознает свою духовную нищету, побуждающую искать богатство у того единственного, кто может таковое дать – у Иисуса Христа. Чем дольше ищешь, тем больше найдёшь; чем больше найдёшь, тем сильнее изменишься, обретая свойства, делающие блаженным. Это не будет нашей заслугой - преображение человеческой души совершает Божья сила, которая постепенно обтёсывает и изменяет, делая людей пригодными для Небесного Царства. Да, этот путь сопряжен со страданиями, но во-первых, таковые не вечны, а во-вторых, мы живём, ориентируясь не на настоящее, а на будущее. Посему будем жить, ободряясь словами Ап.Павла: «думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Аминь.