МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Декабря 2008 года

1 воскресенье после Рождества


Исх.2, 1-10

Только что услышанное нами слово Писания возвещает о цепи удивительных событий, явивших промысел Божий. Перед нами предстаёт младенец, которому предстояло стать величайшим из пророков, но который не должен был жить. Во время, к которому относятся описываемые события, пребывавший в Египте еврейский народ настолько умножился, что его многочисленность стала вызывать серьёзную озабоченность фараона и его советников – в ту пору Египет периодически подвергался нападениям извне, и, если бы его враги сумели превратить еврейскую диаспору в союзников, то судьба государства была бы плачевной. Такой вариант отнюдь не был чем-то невозможным, поэтому фараон предпочёл исключить подобную возможность изначально, хотя и несколько странным способом. Он дал разрешение (вернее сказать, приказ) на уничтожение новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Причём право на уничтожение было дано всем египтянам. Странный способ. Думаю, что симпатии к фараону после этого отнюдь не возросли, и теперь еврейская диаспора действительно могла примкнуть к врагам Египта. Однако, так или иначе, но приказ был отдан, а поскольку фараон в Египте почитался в качестве земного воплощения божества, то его приказы имели абсолютную силу. Уже вследствие этого он должен был исполняться неукоснительно. Кроме того, он был направлен не на созидание, а на разрушение, поэтому его исполнение должно было проходить не просто неукоснительно, но ещё и с большим энтузиазмом. В силу указанных причин новорожденный Моисей, равно как и колоссальное число его соплеменников, не имел шансов на выживание. И, тем не менее, он выжил. Парадоксальным образом спасение приходит не от кого-нибудь, а от дочери того самого фараона, по приказу которого совершалось истребление еврейских младенцев. Вот уж поистине, нужный человек оказался в нужное время на нужном месте. Что это – случайность? Нет, это промысел Божий. Причём он явился не только в том, что Моисей был спасён от заведомой гибели, но и в том, что его собственная мать оказалась при нём в роли кормилицы.

Соединение всех этих обстоятельств приводит к очень важному результату: Моисей становится обладателем двойного знания. С одной стороны, благодаря родной матери, он знает обычаи, жизнь и надежды еврейского народа. С другой стороны, получив воспитание при дворе фараона, он в совершенстве узнаёт обычаи и жизнь египтян, причём даже не простых египтян, но высшей аристократии. Именно это двойное знание делает его идеальным кандидатом на роль посредника между евреями и египтянами, чем и пользуется Господь, когда поставляет Моисея в качестве лидера сложного и болезненного процесса переговоров с фараоном - процесса, завершившегося Исходом, т.е. освобождением народа из многолетнего рабства.

Чем интересны для нас события, описанные в Книге Исход? Прежде всего, явлением промысла Божия, прямым вмешательством Всевышнего в нашу историю, но и не только этим. Происходящее с Моисеем является своего рода прообразом того, что произошло спустя несколько тысячелетий – того, что совершилось в Первом Пришествии Христа. Моисей получил двойное воспитание – как еврей и как египтянин. Христос также двойственен в силу того, что является носителем двойной природы. Он – Истинный Бог, и в то же время истинный Человек. Благодаря двойному воспитанию Моисей становится идеальным посредником в деле освобождения народа из египетского рабства. Благодаря своему богочеловечеству Христос становится идеальным посредником в деле освобождения нового избранного народа Божия из рабства смерти. Будучи Богом, Он нисходит к нам, чтобы стать подлобным нам во всём. Он нисходит к нам, чтобы жить с нами и жить нашей жизнью. Жить ею до конца – вплоть до смерти. В своей египетской сущности Моисей аристократ; в еврейской – самый обычный человек, плоть от плоти своего народа. Иисус в своей небесной сущности – владыка всего творения; в земной же Он принадлежит к сословию самых обычных ремесленников. Когда же начинается Его служение, Он спускается почти на самый низ социальной лестницы, став нищим странником, не имевшим ничего, кроме той одежды, которую носил постоянно. И, наконец, в Своей смерти Он спускается на самое дно, ибо применённый к Нему способ казни применялся к отбросам тогдашнего общества. Но именно поэтому каждый человек может увидеть в Нём своего «собрата по несчастью». Каждый неимущий и даже падший может найти в Нём понимание и поддержку, ибо, обращаясь к Спасителю, обращается не к отрешённому от всего земного божеству, но к Тому, кто претерпел многое, как и все мы; к Тому, Кто страдал, как и многие из нас; к Тому, кто претерпел несправедливость и притеснения, непонимание и недоверие, поношения и унижения – а разве это не то, что так или иначе претерпеваем все мы? Но именно потому, что Он разделил с нами всё сие, Он становится Тем единственным, Кто может вывести нас из египетского рабства в землю обетованную.

Упомянув сейчас Египет, я имел в виду не просто место обитания определённого народа в определённое время. Это символ, которым вполне может быть обозначена наша жизнь. Ведь подобно евреям в Египте, человек, живущий в нынешнем мире, пребывает в беспросветном рабстве – рабстве греха и смерти – причём при отсутствии каких-либо перспектив и надежд на освобождение. Привыкнуть можно ко всему. В том числе и к рабству. Более того, даже в рабстве можно найти положительные моменты. Ведь не случайно уже после Исхода евреи упрекали Моисея в том, что в рабстве им было лучше, потому что в Египте, хоть они и были рабами, но зато каждый вечер сидели у котлов с мясом. Точно также и сегодня многим нравится жизнь во грехе, хотя никуда кроме смерти таковая не ведёт и вести не может. Но «многие» и даже «большинство» не равнозначно понятию «все». Есть и другие – те, которые хотят не погибнуть, но освободиться из оков смерти и жить. Именно эти люди, жаждущие освобождения, спасения и жизни, с радостью и ликованием приветствуют Христа, Который, подобно Моисею, может вывести всех желающих из тьмы и тени смертной к сиянию свободы, к сиянию вечности. Пока мы всё ещё пребываем в духовном Египте, ибо не можем до конца отрешиться от греха и каждый из нас, даже будучи членом Церкви, то и дело спотыкается и падает. Но призыв к Исходу уже прозвучал. И если евреи не имели ни малейшего представления о том, где, собственно, находится земля обетованная и что она собою представляет, то мы имеем такое познание, пусть даже неполное и несовершенное. И потому, вняв призыву нашего Вождя и Спасителя, мы готовимся в любой момент тронуться в путь – как только будет дан сигнал, зовущий нас в дорогу. Для огромного количества людей этот сигнал воспринимается как низвержение в небытие, как конец пути. Но для верующих во Христа и пребывающих в общении с Ним, сей сигнал будет обозначением не конца, но начала. Начала нового пути, ведущего нас из египетского рабства тени смертной в вечный свет, в обещанную нам землю, под новые небеса, которые не прейдут и не разрушатся, но пребудут вовеки! Господь говорит: се, гряду скоро. И мы, истомившись ожиданием Исхода, с радостью отвечаем: ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь!