МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Января 2023 года

Крещение Господне


Благодать Господа Нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Духа Святого да пребудут со всеми нами. Аминь.

Дорогие братья и сестры, наверняка кто-то из Вас видел по телевизору или в интернете такую интересную и необычную игру: кажется, называется она «принцип домино». В ряд ставятся множество домино, чаще всего разных цветов, одна за другой. И вот, ставится последняя домино, а затем... ее толкают. Она, падая, задевает другую, другая — третью и т.д. И вот, домино расставлены таким образом, что когда запускается такая цепная реакция, на пространстве, где они расставлены, постепенно возникает какой-нибудь рисунок: например, дракон или корабль — в общем, со стороны это выглядит очень красиво!

Вы спросите, какое отношение это падение домино имеет к сегодняшнему празднику — Крещения Господня? Позвольте, я объясню.

Прежде всего зададим себе простой вопрос: а что мы сегодня празднуем? Христос приходит на Иордан пройти обряд крещения — то есть омовения в воде. Тот, кто проводит этот обряд, Иоанн Креститель, говорит приходящему к нему народу, что это омовение имеет вполне конкретную цель: это «крещение покаяния для прощения грехов» (Марка 1:4).

Но ведь наш Господь Иисус Христос отличался от нас тем, что, будучи таким же человеком, как и мы с вами, тем не менее, не имел на себе греха — ни первородного, ни фактического. Как сказано об этом в Послании к Евреям, Он: «подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евреям 4:15). Но если Христос не имел на себе греха - а как можно омыть (смыть водой) то, чего нет?

То есть, на первый взгляд может показаться, что этот праздник не имеет совершенно никакого смысла. В самом деле, зачем зачем Христу креститься, зачем Безгрешному смывать себя грех? Здесь явная богословская трудность. Причем этот вопрос не давал покоя не только только толкователям на протяжении всей истории Церкви, но и самому Иоанну Крестителю. Из Евангелия от Матфея мы помним, что Иоанн очень удивляется, когда Иисус приходит к нему для омовения: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты приходишь ко мне?”. Но Иисус отвечает Иоанну: “Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф 3:14-15). То есть, фактически, Иисус отвечает: пусть все будет установленным порядком, таким, который Бог предусмотрел.

Один из ответов, который давали богословы и толкователи разных времен, рассматривая это затруднение, таков: Господь крестился чтобы показать людям пример смирения. В этом, кстати, состояла одна из главных идей Лютера (которую он развивал в том числе в своем трактате «О свободе христианина»): Христос, будучи Абсолютно Свободным Главой всего Творения уничижил себя, добровольно оставил Свою Силу и Могущество чтобы явить нам, своим ученикам, пример смиренного служения, которому и мы должны следовать. Словом, объяснение состоит в том, что Христос крестился из солидарности с нами, грешниками. Ну что же, это очень интересное и вполне правдоподобное объяснение. Но, мне кажется, что есть и еще один аспект этого события, и этот аспект намного интереснее. И именно этот аспект помогает нам увидеть более глубокий смысл в том, что произошло на Иордане.

Итак, Иоанн Креститель подходит к делу крещения с полным осознанием своей роли в деле спасения мира. И эта роль, по слову самого Иоанна — роль далеко не главная: «(Я) для того — говорит он — пришел крестить в воде чтобы Он (т.е. Христос, Мессия, Спаситель мира) явлен был Израилю» (Иоанна 1:31). Иоанн осознает, что его роль — свидетельство. Он четко понимает, что проводя на Иордане обряд Крещения, Он исполняет свое предназначение - ту миссию, которую возложил на него Бог. Это предназначение — указывать, направлять.

И указывает он не на организацию или секту, не на учение или этический кодекс, не на совокупность ритуалов и обрядов... Он указывает на Иисуса Христа — на конкретного человека (а точнее - Богочеловека), в котором миру явилось Спасение: «Сей есть, о Котором я сказал: „За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня“. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (…) Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: „На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым“. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоанна 1:30-34)

“Я видел и засвидетельствовал” — говорит Иоанн. Вот в данном случае ключевые слова. Не случайно Евангелист Иоанн говорит, что Креститель “Не был Свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете” (Ин 1:8).

И вот, Иоанн засвидетельствовал. Что же происходит дальше? А дальше вот что: посмотрите, какая получается любопытная (если можно так выразиться) многоступенчатая комбинация. Иоанн указывает на Мессию, Иоанн свидетельствует о Мессии. И это свидетельство Иоанна обращено к народу, но в особенности - к его ученикам. Один из них — Андрей, брат Симона. Того самого Симона, который позже станет одним из приближенных учеников Христа, которому сам Господь даст прозвище «Скала» - Петр. И это тот самый Симон Петр, который в ответ на вопрос Иисуса «а вы за кого почитаете Меня?» даст ему ответ, который ляжет в основу всех христианских исповеданий всех времен и народов: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матфея 16:13). Это тот самый Петр, которому Господь скажет «паси овец Моих» (Иоанна 21:16-17). Тот Петр, который, движимый Духом Святым в день Пятидесятницы, произнесет в Иерусалиме первую настоящую христианскую проповедь. И именно с этой проповеди начинает расти и умножаться Христова Церковь.

Итак, Андрей идет к своему брату Петру и говорит: “Мы нашли Мессию” (что значит - “Помазанника”, “Христа” Ин 1:41)». Дальше уже его брат, будущий Кифа-Петр приходит ко Христу и становится его учеником. И, став учеником Христа, Пётр на личном опыте убеждается, насколько истинно свидетельство Иоанна Крестителя.

А что дальше? А дальше идет цепная реакция. Помните пример с падающими домино, который я привел в начале? Так вот, наши домино продолжают падать: из одного города с Андреем и Петром — их хороший друг Филипп, которого Спаситель находит и говорит: «иди за мной» (Ин 1:43). Филипп находит Нафанаила... и так далее, и так далее... И вот, весть о Христе, о Мессии, о Царе Израиля и Спасителе Мира начинает передаваться от одного к другому. Наши домино падают, и падают, и падают...

Наверное, всю Христианскую церковь, как сообщество Божьих Верных можно представить как вот эту цепочку падающих домино. Весть о Спасителе передается от одних людей к другим уже две тысячи лет! И, вполне возможно, что Господь, смотря на наш грешный мир из Вечности видит, как из огромных рядов этих домино, продолжающих падать и задевать другие, складывается единая красивая картина.

Но началось это с падения первого домино: со свидетельства Иоанна. А основой свидетельства Иоанна было Крещение: Явление Духа, сходящего с неба как голубя и пребывающего на Иисусе, нашем Спасителе (Ин 1:33). И именно сила этого Свидетельства позволила апостолам, выходя на проповедь, проповедовать не столько учение Христа, сколько Самого Христа.

И, что еще очень важно, свидетельство продолжается. Цепочка падений домино не останавливается и по сей день. И мы с Вами можем приобщиться к Божьему делу, став ее частью. Не каждому из нас, конечно, дано быть профессиональным миссионером или апологетом. Но по мере сил мы можем, как и Иоанн, свидетельствовать о Христе, указывать на Христа. Мы можем точно так же сказать нашим ближним: “Вот Агнец Божий, берущий на себя грех мира” (Ин 1:29), а значит и грех каждого из нас!

И, как я уже неоднократно говорил, нашему миру нужно, можно сказать, жизненно необходимо, Спасение во Христе. Если кто-то еще сомневается, что миру нужно Спасение от греха и зла — пусть посмотрит вокруг. И в этих обстоятельствах нам просто жизненно необходимо, чтобы наша цепочка свидетельств не прекращалась. Чтобы как можно больше людей узнавали о Спасении во Христе. Чтобы как можно больше людей приходили к Агнцу, принявшему на себя грехи мира. Чтобы как можно больше людей освобождались от оков зла, греха и смерти. Чтобы как можно больше людей каялись в своих грехах и начинали стремиться к Свету, Истине и Утешению во Христе. Одним словом, нам жизненно необходим продолжать свидетельствовать. Однако, при этом нам следует, как и Иоанну Крестителю, помнить о том, что наша миссия — не более, чем миссия посредников, указателей. Что вся заслуга в деле Спасения нашего грешного мира принадлежит Христу.

Так вот, возвращаясь к главному вопросу: что мы сегодня празднуем? Мы празднуем, как уже было сказано, падение первого домино в длинном ряду. Мы празднуем запуск цепной реакции Спасения. Крещение — это праздник Господнего смирения. Но это также и праздник явления Божьей Силы. Это праздник Свидетельства - свидетельства человека о Богочеловеке, которое стало возможно благодаря Свидетельству от Самого Бога. Того самого свидетельства, с которого все и началось: "Вот - говорит Иоанн - Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (...)Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий". Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 08.01.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

02 Января 2022 - Второе воскресенье после Рождества (Пастор  Е. Романенко)
03 Января 2021 - 2 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
03 Января 2016 - 2 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)