МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Ноября 2023 года

22 воскресенье после торжества Св.Троицы


Иона 3, 1-5.10 и 4, 1-11
1. И было слово Господне к Ионе вторично:
2. встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
3. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.
4. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!
5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7. и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8. и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
1. Иона сильно огорчился этим и был раздражен.
2. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.
3. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.
4. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?
5. И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.
6. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.
7. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.
8. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.
9. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.
10. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
11. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

В христианском мире нередко спорили и до сих пор спорят о том, что такое Книга Ионы – описание реальных событий или история-притча? Точки зрения диаметрально противоположные - которая из них правильная? Попытки отыскать ответ на этот вопрос лишены всякого смысла. Почему? Потому совершенно безразлично, к какому жанру относится история Ионы. Для нас важна не степень исторической достоверности изложенных в Книге Ионы событий, а то послание, которое Господь хочет донести до нас её посредством. Ведь и притчи Христа не являются описанием реальных событий, но заключённая в них мысль Спасителя чрезвычайно важна. Так что же тут за идея?

Вспомним, о чём говорится в Книге Ионы. Господь посылает его в Ниневию, чтобы возвестить бедствие, грядущее на город и на народ. Спрашивается, зачем нужно было посылать Иону? Ведь Божья кара могла обрушиться на город без всякого предупреждения, как это было с Содомом и Гоморрой. Очевидно, что Бог даёт людям шанс изменить ситуацию, т.е. покаяться – в этому случае бедствие будет отменено. Иона прекрасно понимает это и потому не хочет идти. Почему? Потому что Ниневия – столица Ассирии, главный город враждебного народа, принесшего Израилю множество бедствий, главным из которых стало уничтожение Северного царства и депортация его населения. Получается, что Иона должен идти к врагам, чтобы предупредить их о бедствии, дать им возможность покаяться и, тем самым, избежать Божьего гнева. Как он сам говорит позже, «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии». Представьте, что у вас есть враг, которого вы искренне ненавидите. Вам становится известно, что для него готовится нечто скверное, но вашим посредством он может избежать бедствия, избежать страданий. Захотите ли вы его спасать? Не думаю. Вот и Иона не захотел. Не захотел настолько, что сделал попытку сбежать в противоположном направлении. Но от Бога убежать невозможно, так что пришлось идти и выполнять порученное. Пусть со скрежетом зубовным, но пришлось. Возможно, этот скрежет был бы не такой сильный, если бы ниневитяне проигнорировали весть Ионы, и на них пал Божий гнев. Но увы, ему не повезло – ниневитяне покаялись, после чего «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл». Этот момент оказался для Ионы столь ужасным, что он молится такими словами: «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить». Что ж, Иона ведёт себя чисто по-человечески, но путь человеческий не есть путь Божий. И вот тут мы подходим к главной мысли, главной вести Книги Ионы.

Людям свойственно делить ближних на своих и чужих. Причём чужих как минимум не очень любят. Как максимум убивают. Что во внутренних погромах, что во внешних войнах. Нынешняя ситуация в Израиле и секторе Газа тому пример. Но у Бога чужих нет. Ниневитяне не веруют в Истинного Бога, они язычники. Для любого нормального иудея язычники были не более чем топливом для адских печей. А вот Бог сожалел о них, не хотел их гибели и потому послал Иону, дабы дать им возможность обратиться. «Мне ли не пожалеть Ниневию, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек…». Для израильтян они чужие и враги. Для Бога ни то, ни другое. Факт того, что для Бога нет чужих, был наглядно засвидетельствован в Первом Пришествии Иисуса Христа, пришедшего, чтобы взять на Себя грехи всего мира. Не только избранного народа, но всех людей. Это важнейшая составляющая Его Благой Вести. Сама мысль об этом была для ортодоксальных иудеев совершенно неприемлемой, и даже Апостолам потребовалось время для того, чтобы сие понять и принять. И если так было во времена земного служения Христа, то насколько сильнее отторжение иудеями язычников должно было быть во времена Ионы… Для Бога чужих нет. Христос явил это делом, но как минимум за четыре столетия до Его Пришествия Господь возвестил об этом посредством Книги Ионы. Что из этого следует? Что для нас их тоже не должно быть. Со времени земного служения Спасителя прошло 2000 лет, но и сегодня такая мысль не укладывается в сознании. Вся наша натура восстаёт против неё. Весь уклад современного мира основан именно на разделении на своих и чужих. Именно это разделения становится причиной великого зла, больших бедствий, в ходе которых люди, вместо того, чтобы заниматься общим созидательным трудом, пакостят друг другу или уничтожают друг друга, щедрой рукой рассыпая семена грядущих потрясений. Ибо перенесенные по чьей-то вине бедствия взывают о мести. И получается нечто вроде непрекращающейся вендетты, в которой люди убивают друг друга на протяжении поколений, хотя изначальная причина конфликта давно исчерпана.

Мы неоднократно говорили о том, что есть сущности, показывающие, идём мы путём Бога или своим собственным. Разделение на своих и чужих или отсутствие такого разделения – одна из таких сущностей. Это индикатор нашей принадлежности Богу, сказавшему: «Будьте святы, потому что Я свят». Ты можешь называть себя кем угодно: верующим, суперверующим, праведным, святым, но так ли это на самом деле? Следуешь ли ты путём Бога или только думаешь, что следуешь? Ибо если человек сначала именует себя христианином, а потом являет ненависть или презрение к представителям другого народа - просто потому, что они другие - то где же христианство, где принадлежность Христу? Господь умер за грехи всего мира, следовательно в каждом человеке ты должен прозревать лик Распятого. Тем более, что любой человек, кем бы он ни был, может обратиться от своих заблуждений и покаяться, как это было с жителями Ниневии после проповеди Ионы.

Вроде бы всё хорошо и понятно, но не получается ли, что, идя Божьим путём, мы делаем себя беззащитными перед теми, кто считает нас своими врагами? Мы их не считаем, а они нас считают. И действуют соответственно. На это скажу так: Господь не желает, чтобы Его верные становились орудием агрессии, но нигде в Писании не сказано, что верные не должны уметь себя защищать. Господь даровал нам свободу, но свобода не означает вседозволенности. Да, Всевышний показывает нам, что для Него нет чужих. Из этого следует, что никакой народ не может быть в наших глазах априори плохим – не может быть ненависти и неприятия, отторжения только потому, что люди иначе выглядят, иначе говорят или веруют не так, как мы. Но, предлагая другим нормальные отношения, мы имеем право требовать таковые и с другой стороны. Если же кто-то принимает нормальное отношение за слабость и пытается таковой воспользоваться, он должен получить самый жёсткий отпор, дабы впредь подобных желаний не возникало. Однако, не следует забывать, что, если в каком-то народе есть негодные люди, а таковые есть везде, это не значит, что плох весь народ. Господь послал Иону проповедовать в Ниневию – средоточие народа, чуждого иудеям. Для ассирийцев, кстати, иудеи тоже были чужими. Тем не менее, весть Ионы была услышана, Ниневия покаялась. Точно так же, как Иона, мы призваны возвещать волю Божию тем, с кем сталкиваемся на жизненном пути, вне зависимости от того, к какому народу таковые принадлежат. Потому что для Бога нет чужих. Следовательно, их не должно быть и для нас. А.