МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Февраля 2009 года

Septuagesimae


1 Цар. 15, 35б – 16, 13

Ситуация, о которой мы только что услышали, чрезвычайно интересна. Пророк Самуил, бывший прямым каналом связи между Богом и Его народом, получает повеление помазать Давида в качестве царя Израиля, что и исполняет надлежащим образом. Помазание на царство, хотя и не принадлежит к категории часто совершаемых деяний, само по себе отнюдь не является чем-то необыкновенным. Необычным его делают обстоятельства, при которых оно в данном случае совершается. На момент помазания Давида в Израиле существует законно поставленный монарх, который отнюдь не немощен, не стоит на краю могилы и, соответственно, вполне в состоянии осуществлять управление государством. И этот монарх отнюдь не озабочен назначением преемника или соправителя. Почему же пророк получает повеление на помазание Давида? Потому что Господь отступился от царя Саула. Именно это разрыв и становится причиной того, что в Израиле появляется второй государь, который до поры до времени существует скрыто, ничем не выдавая своего статуса. Однако, почему Господь разгневался на Саула, который как личность ни в каком отношении не представляет собою чего-то особенного? Многие монархи вели себя не лучшим образом и не хранили верности Всевышнему, но это не приводило к ситуации, подобной той, о которой мы прочитали в 1 Книге Царств. Почему же столь большая разница в отношении?

Дело в том, что, по сравнению с прочими государями, Царь Израиля пребывал в совершенно особенном положении. Он управлял не обычным народом, но народом избранным, во главе которого стоял Сам Господь. Вследствие этого царь Израиля не был самодержцем и вообще самостоятельной фигурой. Он был или, вернее сказать, должен был быть, инструментом реализации Божественной воли; не хозяином, но только лишь управляющим. Соответственно, он должен был действовать, руководствуясь волей Господа и не принимать важных решений, не соотнеся их предварительно со Словом Всевышнего. Я сказал «должен был», потому что на практике всё произошло наоборот. В какой-то момент царь Саул пересмотрел свой статус, свои отношения с Богом, позиционировал себя, как самостоятельную личность и начал действовать всецело по своему усмотрению. Именно поэтому Бог отверг его, как мастер отвергает негодный инструмент, и избрал другого. Избрал, исходя не из внешних данных, но из степени верности, о чём и было возвещено Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Чем актуальна для нас эта история, произошедшая очень давно? Ведь никого из нас вроде бы не собираются воцарять в качестве монарха Израиля, да и монархии там уже давно не существует.

Её актуальность заключена в особых отношениях с Богом, в которых находился Саул и его преемники. С падением израильского государства эти отношения не исчезли. Избранность осталась вследствие того, что остались избранники. Кто такие избранные Божии? Это все крещёные во имя Отца, Сына и Святого Духа. Все мы являемся членами нового избранного народа Божия и вследствие этого находимся в особых отношениях с Создателем. Как и израильский царь, мы не существуем сами по себе. Мы призваны существовать под непосредственным водительством Бога, т.е. в значительной степени отказаться от своей воли и принять волю Бога в качестве основной направляющей бытия. Таким образом, на первое место в жизни выходит не то, что хотим мы сами, но то, чего хочет Господь. В Книге Деяний есть хороший пример того, как сие может выглядеть. Во время одного из своих миссионерских путешествий апостол Павел хотел пойти в Вифинию, находившуюся в Малой Азии, однако Бог остановил его. Павел не стал упорствовать, но остановился, ожидая знамения. И когда получил его, то, в соответствии с ним пошёл в Македонию, т.е. совершенно в другом направлении.

Главным источником Божественного Откровения для нас является Слово Божие, содержащееся в Св.Писании. Именно через него мы постигаем волю Всевышнего в отношении мира, людей вообще и нас самих в частности. Следовательно, надлежит очень внимательно относиться к этому Слову, не пренебрегая его постижением. А, кроме того, надлежит поддерживать постоянное общение с Отцом Небесным, потому что именно этот контакт (а вернее сказать, его постоянство) развивает особенную чуткость, позволяющую различать глас Божий и те знаки, которые Он расставляет на нашем повседневном пути. Сегодня Бог говорит не громко – как сказано об этом в Писании, Он является не в буре и не в огне, а в веянии тихого ветра. Поэтому, если не дать себе труда сосредоточиться, Его голос не может быть услышан. Точно также происходит и со знаками. Они есть всегда, но распознать их может не всякий, а только тот, кто имеет с Господом постоянный контакт и с не меньшим постоянством обновляет его. В этом нет ничего удивительного. Любой профессионал – специалист в своём деле – видит то, чего не замечают другие. Единственная проблема в том, что когда речь заходит о мирском профессионализме, никто не спорит, что для обретения определённого уровня надо учиться, постигать и постоянно упражняться. В отношении же познания воли Господа большинство полагает, что всё можно получить без всякого труда, само собой. Ни один человек в здравом уме и твёрдой памяти не доверит постройку многоэтажного дома сомнительной личности без соответствующей квалификации. Однако многие с восторгом внимают проповедникам, не имеющим никаких познаний. В результате этого и появляются на свет всевозможные секты, отстаивающие самые нелепые измышления, не имеющие ничего общего с Божией истиной. Самое прискорбное, что члены этих сект не имеют никакого желания познавать реальность. В своё время мне довелось общаться с представителями «Свидетелей Иеговы», которые были твёрдо убеждены в том, что оригинал Библии написан на английском языке. Разубедить их оказалось делом чрезвычайно трудным. Что же до более сложных сущностей, например, божественности Христа или единосущия Отца и Сына, то здесь моих сил оказалось недостаточно. Да и никаких сил не хватит, когда люди не просто не знают, но и не хотят знать. Но о каком контакте с Богом, о каком пребывании в истине тогда можно говорить?

Нарушить контакт с Богом проще простого. Также просто, как и впасть в искушение Саула, т.е. поддаться искушению полной самостоятельности. И такое действительно происходит постоянно то здесь, то там. Однако, впадение в указанное искушение может привести и к результатам Саула, т.е. к тому, что связь с небесами разрушится, что Бог отвернётся от тебя. А такое положение чревато весьма негативными последствиями: утратой правильных ориентиров и, соответственно, вступлением на ложный путь. Хождение же ложным путём с каждым шагом, сделанным по нему, уводит всё дальше и дальше от Бога. А отход от Бога означает отход от спасения и от жизни. Христос не навязывает нам вечность – Он лишь приглашает к участию в ней. Окончательный выбор остаётся за нами. Нужно ли нам проклятие и вечная смерть? Думаю, что нет. Посему, будем памятовать не только о своей избранности как таковой, но и о тех обязательствах, которые она накладывает; будем памятовать о своём предназначении, открываемой перспективе и действовать соответственно. Аминь.