МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Февраля 2009 года

Sexagesimae


Мф.13, 31-35

Иную притчу предложил [Иисус] им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется речённое через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».

В жизни растений всегда есть нечто таинственное. В особенности в жизни больших растений – больших настолько, что увидеть их целиком можно только с приличного расстояния. Когда взираешь на какое-нибудь исполинское дерево и сравниваешь его размеры с размерами семени, из которого оно выросло, невольно поражаешься величию и мудрости Творца, измыслившего столь удивительный в своём совершенстве процесс. Дерево растёт медленно и, если сидеть рядом с ним, непрерывно занимаясь созерцанием, то это занятие быстро надоест, потому что ничего особенного мы не увидим – процесс роста происходит слишком неторопливо. И лишь спустя длительное время, видя результат и вспоминая начало, удивляешься, откуда что взялось. Горчичное дерево в этом отношении особенно показательно, потому что, отличаясь отнюдь не малыми размерами, произрастает из совсем крохотного семечка. Почему же Господь, говоря о Царствии Небесном, пользуется именно этой аналогией?

Однажды, наставляя учеников, Христос сказал им, чтобы они не верили, если кто-нибудь скажет им, что Царствие Божие возникло в том или ином месте, как территория. Он сказал так, потому что на нынешнем этапе истории, т.е. до Второго Пришествия, сие Царство пребывает в мире невидимо, в душах людей, принявших Евангелие спасения. Сие слово Господа актуально и сегодня, ибо и сегодня Царство Божие пребывает внутри нас, внутри верующих, внутри тех, кто через Святое Таинство Крещения присоединился к Новому Завету, к народу Божию. Именно такой вывод мы делаем из слов Писания. Но давайте посмотрим вокруг себя, посмотрим на себя и на своих ближних. Посмотрим, чтобы понять, можно ли увидеть это Царство в себе и в ближних. Мне кажется, что для того, чтобы заметить хоть какой-то проблеск света небес, надо основательно поднапрячься. Увы, люди, даже принадлежащие к Церкви, не отличаются совершенством. Сплетни, разборки, клевета, игра в политику… всё сие можно увидеть где угодно – в том числе и в нашем приходе. Так о каком свете небес тут можно говорить? И тем не менее…

Мы собираемся вместе, чтобы слушать Слово Господне, чтобы приобщаться Святых Тайн. И каждый раз, когда мы слышим Слово или приступаем к Таинству, в наши души падают семена. Они невидимы, но тем не менее реальны, и при соответствующем уходе будут расти. Точно также, как и рост дерева, их возрастание будет происходить незаметно, но однажды взошедшее станет зримым и явным, вызвав немалое удивление как у нас самих, так и у окружающих. Однако, чтобы семена взошли, за ними нужен уход. Что же требуется для того, чтобы семена проросли? Прежде всего, мы должны помнить, что они есть внутри нас и действовать соответственно, т.е. не забывать, не пренебрегать и уж тем более не затаптывать. Уничтожить можно что угодно, причём процесс уничтожения по сравнению с процессом созидания совершается намного быстрее и проще. Но что значит уничтожить в себе семя царствия небесного? Это значит разрушить своё будущее. Это значит разрушить собственную вечность, т.е. в конечном счёте уничтожить самого себя. Это возможно – но надо ли? Есть люди, которые последовательно занимаются самоуничтожением, разрушением своей вечности. Они поступают так, потому что имеют неправильную шкалу ценностей, в которой единицей измерения является человек и не признаётся никакая иная реальность кроме видимой повседневности. Почему такой подход ошибочен? Потому что: во-первых, мир не исчерпывается видимостью; во-вторых, он принадлежит не человеку, но Богу; и в-третьих его будущность определяется не сегодняшним днём, но завтрашним. Именно поэтому верующий человек строит свой расчёт, опираясь не столько на реальность настоящего, сколько на реальность грядущего. Ради этого грядущего мы и взращиваем семена Царствия Небесного. И хотя взращиваемое войдёт в полную силу не в этом мире, а в пришедшем в силе Царстве Божием, тем не менее, первые плоды появляются уже здесь, на наших глазах.

Есть в этом мире люди, которых называют «светлыми». Это не почётное наименование и не титул. Это словесное выражение сущности человека, от которого исходя тепло и любовь. В присутствии таких людей жизнь становится иной. Не убавляется количество тягот, неприятности никуда не деваются, но, тем не менее, в результате общения с ними жить становится легче и радостнее. Светлые люди бывают и среди клира, но, тем не менее, если вы захотите найти их, то помните, что принадлежность к духовенству отнюдь не приближает к Богу. Светлые люди могут быть где угодно, среди самых разных сословий и занятий. Это те, в ком семя проросло настолько, что уже сегодня можно видеть принесенные им плоды – исходящие в повседневность любовь и мир Божий. Если вам скажут, что Бог забыл мир, не верьте. Он пребывает в нём и действует в нём. В том числе и через тех, кто стал настолько прозрачным для небесного света, что превратился в его проводника. Благодарение Богу за то, что такие люди есть. Их посредством мы можем не только прикоснуться к Божественной благодати, но и увидеть её красоту, увидеть её преображающую силу. Можно лишь сожалеть о том, что подобных людей не очень много. Впрочем, сия малость – основание не только для сожаления. Это ещё и предупреждение – зримое предупреждение о том, что далеко не все наследуют спасение. В том числе и не все крещёные…

Одна из реалий нынешнего мира – неравенство возможностей, благодаря которому бездарность может возвыситься, а талант - оказаться затоптанным. Достаточно посмотреть, каким образом происходит поступление в крупные, пользующиеся известностью ВУЗы. Бог действует иначе. Семя Царствия Небесного сеется в души каждого христианина. Взрастим мы его или затопчем – сие зависит уже от нас. Что будет, если его затоптать, понятно и так. Достаточно посмотреть на человеческую злобу, чтобы получить исчерпывающую картину. А что будет, если взрастить? В этом случае уже здесь мы станем проводниками небесного света, любви и мира, Господней благодати. А потом настанет час, когда взращиваемое расцветёт в полную силу. Это произойдёт в тот день, когда мы войдём в царствие нашего Бога и Отца – в царствие, которое, в отличие от царств земных не прейдёт и не разрушится, но пребудет вовеки. «Царство Небесное подобно зерну горчичному … которое, хотя меньше всех зёрен, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков…». Всё проходит – и мир, и всё, что в нём. То, что сегодня кажется важным, завтра обратится в ничто, и никто не вспомнит о нём. Царствие небесное сегодня невидимо, но однажды оно придёт и станет абсолютной реальностью. И дай Господь нам всем жить так, чтобы в свой час каждый из нас увидел полное цветение того дерева, которое сегодня медленно и незаметно прорастает из семени грядущей вечности! Аминь.