МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Марта 2009 года

Invocavit - первое воскресенье Великого Поста


Римл.6, 12-14

Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Каким образом живёт большинство людей в этом мире? Оно живёт так, как будто нет ни Бога, ни дьявола. Люди не имеют веры – вернее сказать, не имеют спасающей веры. Например, большинство наших сограждан, несмотря на 70 лет воинствующего атеизма, материалистами так и не стали. Однако, к сожалению, Бога они тоже не нашли. В результате пышным цветом расцвела вера во всевозможные приметы, силу космических энергий, гороскопы и всё прочее в том же роде. Это не материализм, но и не вера. Это суеверия. Они не ведут к спасению, так как предельно далеки от Слова Божия. А кроме того они не оказывают никакого воздействия на жизненную позицию человека, так как не говорят о добре и зле, а если и говорят, то, не имея опоры в Слове Божием, не отделяют одно от другого с позиции абсолютного авторитета. В результате получается, что люди считают себя стоящими по ту сторону добра и зла в фундаментальном значении этих понятий. Они живут, исходя из своих повседневных нужд и интересов, которыми и определяется направление движения. В своё время кто-то из вождей большевизма сказал, что нравственно то, что служит делу революции. Точно также среднестатистический обыватель будет считать нравственным то, что служит к его выгоде. Но сия нравственность не будет иметь никакого отношения к Божьим заповедям. Более того – она будет нарушать их. Соответственно, уже в силу этого стоять по ту сторону добра и зла не получится. Впрочем, нейтралитет здесь вообще невозможен, потому что человек не может принадлежать самому себе. Есть только два состояния – либо ты принадлежишь Богу, либо ты принадлежишь диаволу – третьего не дано. К сожалению, этот факт не осознаётся надлежащим образом. Бытие Божие признают многие, в том числе и те, кто не принадлежит к Церкви. Существование дьявола не признаётся даже многими христианами, которые считают его образ в Библии не более чем абстракцией, олицетворением зла. Однако, если ты во что-либо не веришь, то это не означает, что данный объект не существует. И тот, кто отрицает диавола, стоит на опасном пути, ибо обезоруживает самого себя. Соответственно, такой человек становится лёгкой добычей для сил тьмы и имеет все шансы присоединиться к числу одержимых. Когда говорят об одержимости, то представляют себе картины, похожие на кинофильмы типа «Экзорциста». Подобные явления действительно бывают, но они редки. И подлинная одержимость выражается отнюдь не только в каких-то жутких, экстраординарных проявлениях. Как раз наоборот. Как правило она невидима. Человек думает, что живёт своим умом, что действует в соответствии с собственной инициативой, но на самом деле он действует по указанию, по дьявольскому наущению, которое уводит его всё дальше и дальше в сторону погибели. И самое ужасное в том, что человеку, не имеющему спасающей веры (т.е. упования на Христа) заметить это влияние невозможно. Потому что как можно заметить влияние, если ты не веришь в существование источника такового?

Мы – христиане, ученики Христа, преемники Апостолов. Мы призваны быть иными – не такими как другие люди. Мы призваны различать добро и зло, причём не на основании собственных суждений и мнений, но на основании Божественного откровения. Мы призваны различать добро и зло, грех и святость. Именно способность к такому различению даёт возможность увидеть, что мы постоянно балансируем между этими двумя состояниями. С одной стороны мы стремимся к чистоте и святости, а с другой то и дело срываемся и ввергаемся во грех, т.е. в нарушение воли Всевышнего. Создаётся некая двойственность, являющаяся достаточно мучительным состоянием, т.к. осознание греха пробуждает стыд перед Богом, чувство вины, приводящее к раскаянию. Но в то же время ты отчётливо понимаешь, что окончательно распрощаться с греховностью не получится, что безгрешность невозможна, и перед Богом мы всегда будем неправедными. Таково положение дел. Вопрос в том, каким образом действовать? Есть два варианта. Первый из них – смириться с состоянием греховности, считать таковое нормативом бытия и пассивно влечься туда, куда тебя потянет. Действовать так проще всего, но для христианина сей способ не приемлем, потому что последование ему означает превращение человека в раба своих страстей и самых низменных инстинктов, которые с течением времени будут оказывать на повседневность всё более сильное влияние. Именно поэтому и говорит нам св.Ап.Павел: «Грех не должен над вами господствовать». Но если в борьбе с ним рассчитывать только на себя, то поражение неминуемо, ибо дьявол намного сильнее человека. И любая попытка самостоятельного сопротивления не приведёт никуда кроме гибели. Поэтому единственно возможным для нас является второй вариант – обращение к Богу с просьбой о защите и водительстве, с просьбой о том, чтобы Он охранял нас и указывал нам направление. Апостол говорит: «…представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудие праведности.». Единственно возможный для нас путь – полное отречение от себя и не менее полное доверие Богу. Звучит просто, но до чего сложно поступить таким образом! Существует история-притча о человеке, который свалился в пропасть, но сумел ухватиться за выступавший из стены корень и повис на нём. И вот, чувствуя, что сил держаться у него не хватит надолго, он воззвал к Богу с мольбой о спасении. Господь сказал: «Я спасу тебя, но для этого ты должен ухватиться за Мою руку. А для того, чтобы за неё ухватиться, ты должен отпустить корень, за который сейчас держишься». Притча гласит, что этот человек так и не решился отпустить корень и в конечном счёте всё-таки упал. Увы, мы очень прагматичны, мы слишком любим гарантии и потому боимся распроститься со своей волей и довериться воле Божией, но иного пути к жизни нет. Апостол говорит: «Грех не должен над вами господствовать». Только в том случае, если мы целиком и полностью доверимся Богу, только в этом случае мы перестанем быть рабами греха, хотя, как ни парадоксально это звучит, грешить не перестанем. Да, грешит даже уповающий на Бога, но, во-первых, он не пребывает в состоянии сознательного греха, а во-вторых, упав, не остаётся лежать, а идёт дальше. Что означает это «идёт дальше»? Оно означает, что с одной стороны, мы искренне раскаиваемся в содеянном непотребстве, а с другой, получаем у Христа силу, позволяющую отстраниться от совершённого, от его влияния. Два монаха по делам своей обители были в городе, где оба согрешили. По возвращении оба покаялись в совершённом. Приор предписал им какое-то время не оставлять своих келий, посвящая время покаянным размышлениям. Один настолько истово каялся, что вся братия дивилась силе его покаяния, в то время как другой, после самых простых покаянных молитв начал петь пасхальные песнопения. Братия, услышав сие, осудила его за недостаточность раскаяния. Но когда срок пребывания в одиночестве завершился, первый монах сказал, что он понял, насколько греховным существом является и потому недостоин более пребывать в монастыре, после чего удалился в мир, где окончательно пал. Второй же сказал, что понял, что всё возможно в укрепляющем Господе Иисусе. Он остался в монастыре, продолжил служение, и духовно возрос, прославив имя Господне.

Грех не должен быть нашим господином. Это возможно, несмотря на то, что мы всегда остаёмся грешниками. Но сие возможно лишь тогда, когда нашим господином является Христос, живущий в нас и дающий нам силу противления. Именно поэтому нам должно взирать не на себя, а на Христа распятого и воскресшего. Именно поэтому нам должно отрекаться себя и отдавать себя Ему, дабы проникнуться и напитаться силой, исходящей от Его креста! Посему будем уповать и действовать, претворяя в жизнь своё упование! «…представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.». Аминь.