МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Марта 2009 года

Reminiscere – второе воскресенье Великого Поста


Лк.9, 18-22

В одно время, когда Иисус молился в уединённом месте и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Пётр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сём, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Ситуация, о которой мы только что услышали, на первый взгляд носит несколько парадоксальный характер. С одной стороны Иисус постоянно позиционирует Себя, как Мессию – в том числе Он периодически говорит об этом Своим ученикам. Но с другой Он запрещает им возвещать о Нём, как о Мессии. Почему так? Ведь возвещение мессианской и божественной сущности Спасителя – неотъемлемая часть благовествования. И откуда придёт вера в Иисуса как во Христа, если Он не будет проповедан как Христос? Вроде бы всё так, но давайте вспомним совсем недавнее прошлое. Выборы в Государственную Думу. Вся Москва обклеена плакатами, призывающими голосовать за «Единую Россию». Их количество, а порою и размеры поражали воображение. Но отнюдь не в положительном смысле. Эта назойливая и наглая агитация у людей, склонных к критическому мышлению, не вызывала ничего кроме сильнейшего раздражения. Не надо кричать мне со всех сторон, за кого я должен голосовать. Я вполне в состоянии разобраться в программах партий и принять самостоятельное решение. Происходившее в Москве в дни выборов воспринималось как попытка зомбирования, навязывания определённого мнения. Как я уже сказал, у мыслящих людей эта кампания не вызывала ничего кроме раздражения. Я знаю нескольких человек, которые обычно не ходят на выборы, но в данном случае пошли специально для того, чтобы проголосовать против «Единой России». А теперь представьте, что ученики начинают на всех углах кричать о том, что Иисус – Мессия. Каков был бы результат их усилий? Возможно, кто-то и прислушался бы к их словам, но у большинства такие речи должны были вызвать только отторжение. Да и сама личность Христа в этом случае предстала бы не в самом лучшем свете. В широких кругах иудейского общества бытовали совершенно иные представления о Мессии – представления о великом вожде, который посредством божественной мощи и военной силы не только сбросит ненавистное римское иго, но и превратит Израиль в центр нового общемирового царства. На фоне этих представлений призывы учеников уверовать в нищего проповедника, не имевшего ничего, кроме собственной одежды, выглядели бы по меньшей мере анекдотично, а по большей кощунственно. Поэтому Господь, запрещая ученикам говорить о Нём, как о Мессии, поступает вполне логично. Никакой агитации, никакого навязывания каких-то мнений. Пусть люди разберутся сами. Ведь они должны уверовать и последовать за Христом добровольно, в результате свободного и осознанного выбора, а не по принуждению. Для того, чтобы сей выбор мог быть совершён, Господь сказал и сделал достаточно. Что примечательно - Евангелие свидетельствует, что в сознании людей действительно начали происходить изменения. Они уже не говорят об Иисусе, как об обычном человеке: «В одно время, когда Он молился в уединённом месте и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес». В этом нет ничего удивительного. Во-первых Иисус учил, как власть имеющий, а во-вторых дела, которые Он творил, превосходили всякое разумение. И теперь оставалось последнее и самое великое деяние: «…Он строго приказал им никому не говорить о сём, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Последнее и самое великое деяние, самое главное и несомненное доказательство. Человек мог быть воскрешён, но не мог воскреснуть. Именно воскресение из мёртвых должно было стать решающим моментом для обращения и уверования.

Мы живём в трудные времена - времена массового безверия. Или вернее сказать, даже не безверия, а потерянности. Люди подобны овцам, не имеющим пастыря. Они не знают, куда им идти и ищут истину где угодно, но только не там, где её следует искать. Именно поэтому сегодня время, когда можно и должно благовествовать, можно и должно возвещать Евангелие спасения, возвещать Христа. Однако, надлежит помнить, что благовествуем мы не ради процесса, а ради результата, поэтому важно не только то, ЧТО мы делаем, но и КАК делаем. Ведь человек должен не только услышать, но и принять услышанное. А вот здесь как раз и начинаются проблемы. Существует множество профессиональных и непрофессиональных проповедников, которые кричат «Покайтесь и уверуйте в Иисуса!». Особенно этим грешат всевозможные протестанты. В моей жизни был момент, когда по случаю тяжёлого финансового положения пришлось работать в качестве переводчика при группе американцев, пытавшихся заниматься здесь миссионерской деятельностью. В числе прочих акций они занимались тем, что выходили на улицу и с возгласами «подарок! бесплатно!» начинали совать в руки прохожим литературу духовного содержания. У большинства это не вызвало ничего кроме раздражения. Рвение этой группы было весьма похвально, но путь действия был явно ошибочным. Не надо навязывать людям ни мнений, ни действий. Они примут весть только в том случае, если самостоятельно осознают её содержание. Поэтому, если мы говорим о Христе, то это не должно происходить на уровне призывов. Слово о Христе, равно как и слово Самого Христа должно звучать в связи с конкретными ситуациями повседневности, дабы люди видели, что именно Господь хочет и что предлагает. Именно на основании конкретных ситуаций должно происходить ненавязчивое противопоставление слова Господня действующей повседневности, постепенное раскрытие перспектив Царства Божия, дабы люди постепенно могли осознать, что стоит за именем Христа, какая реальность открывается через Него. Потому что именно постепенное осознание делает человека способным принять услышанное, уверовать в истинность сказанного. Господь запрещал говорить о Себе, как о Мессии, Он запрещал рассказывать о совершённых Им чудесах. Ему не были нужны дешёвые сенсации. Точно также не нужны они и сегодня. Например, в последнее время в связи пасхальными празднествами очень много говорят о так называемом «благодатном огне», сходящем в Иерусалиме на крышку гроба Господня. Если мы будем на всех углах кричать об этом, изменится ли что-нибудь в человеческих душах? Нет. Даже если это чудо не фальсификация. А вот если заняться последовательным противопоставлением системы отношений, предлагаемых Спасителем, системе, господствующей в миру, то изменится непременно. Чудесами сегодня не удивить – мы живём в эпоху, когда невозможное становится возможным. А вот доверие и любовь сегодня в огромном дефиците. И если той злобе, ненависти и мстительности, которая разлита вокруг нас, мы будем последовательно противопоставлять доверие и любовь Бога, если мы будем говорить о Голгофе, как о высшей степени Божественной любви, то люди откликнутся. Потому что, несмотря на культ самостоятельности и силы, каждый из нас хочет, чтобы его любили. Доверие и любовь – вот то, в чём сегодняшние люди нуждаются быть может намного больше, чем во времена Спасителя. Но и здесь следует быть осторожным, ибо невозможно должным образом говорить о Голгофе, о любви и благодати Господа, если предварительно не открыть их для себя лично.

Время Великого Поста, в котором мы сейчас пребываем, предназначено для особого сосредоточения на жертве Христа. И, если собираемся возвещать другим любовь, воссиявшую с креста, то должны в первую очередь сами понять, что это такое, проникнуться ею в полной мере. Только в этом случае наше слово будет убедительным. Только в этом случае мы сможем успешно исполнить своё предназначение – подвести ближних к подножию Голгофы, дабы они сами смогли открыть и принять спасение, приходящее через страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа. «…Он строго приказал им никому не говорить о сём, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Аминь.