ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТЬ И БЛАГОРАЗУМИЕ: ГДЕ ГРАНЬ ?!

Дорогие братья и сестры, тема моего обращения к Вам может показаться не заслуживающей серьёзного внимания, но меня она волнует давно. Согласно спискам, число зарегистрированных членов общины у нас более 300, но на богослужения и различные общинные мероприятия приходит большое количество людей, так сказать, «со стороны». Конечно, мы рады видеть всех, приходящих за Словом Божьим, и никого не делим на «своих» и «чужих». Только вот все ли приходят за Словом? Иногда отдельные люди выделяются особенностями в поведении, но это всё можно принять, если оно не затрагивает, скажем так, нашего права на личную жизнь. Многие конспектируют проповеди, переписывают расписания мероприятий и т.д. Это всё нормально. Но меня волнуют люди, которые с маниакальной настойчивостью собирают сведения (адреса, телефоны, даты рождения и пр.) о всех, приходящих к нам. Что это – хобби или болезнь? С какой целью они это делают? Добиться более или менее вразумительного ответа от них невозможно.

Многие постоянные участники встреч женщин, пожилых людей, библейских часов хорошо знают женщину интеллигентного вида, с мягким голосом и приятными манерами, которая уже на протяжении не меньше 10 лет периодически одаривает нас своим присутствием (на богослужения она не приходит). Кто она, где живёт, чем занимается, не знает никто. Да этим никто и не интересуется. Никто не задаёт ей подобных вопросов, но почему-то большинство охотно рассказывают о себе всю подноготную. Некоторые, правда, обращались ко мне с вопросом, что это за женщина и почему она так подробно интересуется адресами и телефонами. Некоторые перестали приходить. Я пыталась поговорить с ней, но было полное ощущение, что увязла в болоте. Более чем 2-часовая беседа не продвинула меня ни на йоту. На вопрос, с какой целью она собирает сведения, ответа я не получила. Единственное, чего удалось добиться (и то под угрозой запрета приходить на мероприятия), так это обещания прекратить подобную деятельность. Обещание рассеялось как дым уже через несколько посещений. Повторные разговоры привели к тем же результатам.

Поэтому, дорогие сёстры и братья, я обращаюсь к Вам. Конечно, Вы вольны в своём желании сообщать или не сообщать различным людям сведения о себе, разумеется, это Ваше личное дело и никто не может Вам ничего запретить. Я лишь хочу спросить Вас: называя малознакомому человеку свой адрес и номер телефона, Вы уверены, что желаете продолжать общение с ним, что будете ждать его звонка или визита? Готов ли он поделиться с Вами аналогичной информацией о себе? Задайте ему те же конкретные вопросы, какие он задаёт Вам. Пусть он, в свою очередь, назовёт Вам свой адрес, телефон и год рождения. И если в ответ на ясные вопросы Вы получите уклончивые ответы, пространные рассуждения на отвлечённую тему или туманные объяснения, то, пожалуйста, подумайте ещё раз очень серьёзно: а стоит ли сообщать неизвестно кому сведения о себе и своих близких.

Многие говорят: «А мне нечего скрывать, у меня секретов нет.» Это так. Но если к Вам на улице подойдёт незнакомый человек и будет расспрашивать о том, где Вы живёте, какой у Вас номер телефона, где и когда Вы родились, в какой школе учатся Ваши дети и т.п., вряд ли Вы с радостью будете давать ему исчерпывающие ответы. Больше чем уверена, что Вашей реакцией будет вопрос: «А для чего Вам это?» И каков бы ни был ответ, не думаю, что Вы будете продолжать разговор с неожиданным интервьюером. «Но это на улице, - скажете Вы, - а то в церкви.» Уверяю Вас, особой разницы здесь нет. И там и там пребывают одни и те же люди. И далеко не всякий входящий под эти своды приходит для встречи с Богом.

На последней встрече пожилых людей милая женщина занималась своим привычным делом: записывала даты рождения и номера телефонов тех, кого она видела впервые. Не думаю, что я была очень вежлива, попросив её прекратить, и напомнив о нашем уговоре. Недоумённый взгляд и пожимание плечами создавали впечатление, что человек впервые слышит, о чём речь. Свидетели этой сцены говорили мне позже: «Да у неё не всё в порядке с головой. » Возможно. Тут я судить не берусь, я не медик. Но в этом случае хочу спросить наших прихожан: «А вы действительно, не против - сообщать душевнобольному человеку свои анкетные данные?»

Я далека от мысли зародить в Вас недоверие и отчуждение. Наоборот, призываю Вас больше общаться, проводить совместно время и лучше узнавать друг друга. Именно на это нацелены наши встречи «Мы вместе». Однако этот процесс не должен быть односторонним. Живое, здоровое общение должно быть обоюдным и открытым. Доверять друг другу, безусловно, надо, но хорошо бы при этом не терять благоразумия.

Дорогие братья и сёстры во Христе. Ещё раз хочу повторить, что не имею права Вас ни к чему принуждать. Призываю Вас лишь задуматься над этим вопросом и найти тот единственно правильный баланс между легкомысленностью (в данном случае, может быть, излишней доверчивостью) и благоразумием.



Титульная страница газеты №18. XVI Синод нашей Церкви