МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Июля 2009 года

Посещение Марией Елизаветы.


Лк.1, 39-56

Сегодня Церковь вспоминает о том, как Мария, мать Христа, пришла к своей родственнице Елизавете – матери Иоанна Крестителя. Евангелие, говоря об этой встрече, не изобилует подробностями, а те, которые сообщаются, преподносятся в очень торжественном стиле. Сию торжественность вполне можно понять – об удивительных событиях хочется говорить особым языком. Но, как мне кажется, в действительности встреча Марии и Елизаветы была намного проще и естественней, хотя, разумеется, обычной её никак не назовёшь. Ведь за беременностью обеих женщин стоит чудо, прямое действие Бога. Именно оно – это действие – побудило Марию пойти к Елизавете, и именно оно объединило их.

Во времена Ветхого Завета отношения между Богом и людьми были отнюдь не такими, как сейчас. В то время для обычного человека Бог был практически недоступен. Считанные единицы могли похвалиться тем, что общались с Ним или Его посланниками - Ангелами. И вот, этот недоступный и непостижимый Бог открывает Елизавете и Марии, что они избраны Им. Избраны для совершенно особой миссии – им предстоит стать матерями Спасителя мира и Его Предтечи. Достойно выдержать такое известие непросто. С одной стороны, оно радует, ибо из многих и многих Бог избрал именно тебя. Но с другой стороны, что означает сей выбор? Увы, отнюдь не благостность бытия в семейном кругу. Пророческое служение, на которое был предназначен Иоанн Креститель, всегда было сопряжено с неприятием со стороны соплеменников. Что же до Марии, то даже на стадии беременности ей грозили крупные неприятности, ибо она ещё не была замужем, а, следовательно, могла быть заподозрена в блудодействе и побита камнями. И, тем не менее, Елизавета и Мария радуются. Это совершенно особая радость: радость двух чистых душ, которых коснулся перст Всевышнего, которые добровольно приняли Его избранничество и встретились, дабы взаимно поддержать и ободрить друг друга. Именно поэтому они и пробыли вместе достаточно долгий срок – около трёх месяцев.

Последующая Церковная традиция возвеличила обеих женщин – в особенности Марию, окружив её божественным ореолом. Однако, Писание не даёт никакого основания для такого возвеличивания. О Марии оно сообщает совсем немного. Что же до Елизаветы, то о ней на страницах Писания мы не найдём практически ничего. И тем не менее они велики. Но отнюдь не искусственно раздутым культом, не осыпанными драгоценностями иконами и не множеством посвящённых им церквей. Они велики именно своей скромностью и неизвестностью, ибо они приняли избранничество Всевышнего, исполнили порученное им и тихо отошли в сторону, дабы мы сосредотачивали своё внимание не на них, а на Том Единственном, кто Своею смертью на кресте Голгофы дал уверовавшим во имя Его спасение и жизнь вечную…

Каждый из нас избран Господом, ибо каждый из нас принадлежит к Его народу – Церкви; каждый из нас имеет поручение от Бога. Так давайте возрадуемся этому избранничеству – возрадуемся так, как возрадовались две чистые души – Мария и Елизавета. Возрадуемся и поступим так, как поступили эти две святые женщины, т.е. исполним порученное нам, не привлекая внимания к себе, но указуя на Христа, Который и сегодня говорит людям: «Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Аминь.