МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Июля 2009 года

В четверг на пятой неделе после Дня Св.Троицы


Пс. 83, 13

Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

В светской литературе применительно к различным ситуациям периодически употребляется слово «блаженство». Спора нет – вследствие каких-то обстоятельств человеку действительно может быть очень хорошо, но насколько применимо к такому состоянию понятие блаженства? Для ответа на этот вопрос следует учитывать, что блаженство – это состояние человека, пребывающего в благости, т.е. в благодати. А благодать – совершенно особое состояние, исходящее от Бога, и она отнюдь не идентична понятию земного счастья. Именно поэтому блажен тот, кто верует, кто уповает на Бога. Благодать – это состояние проникнутости Богом, Его Святым Духом, проникнутость вечностью. Проникнутость вечностью поднимает человека над повседневностью, позволяя увидеть истинную ценность всего окружающего, а такое видение позволяет правильно расставить приоритеты и не уделять много внимания второстепенным сущностям. Почему же блажен тот, кто уповает на Бога? Потому упование – это надежда в полном доверии. А именно тогда, когда человек приходит к Богу с полным доверием, в готовности всецело принять Его волю, именно тогда он и обретает благодать.

Благодать отнюдь не эквивалент земной радости. Между тем люди ищут именно радость, а не благодать. Но радость, даже если её найти, быстро проходит, зачастую не оставляя после себя ничего кроме тяжкого похмелья и головной боли. И даже в лучших своих вариантах радость не длится долго – всегда найдётся нечто или некто, кто её омрачит. Состояние же благодати будет длиться столько, сколько мы будем пребывать в единстве и в общении с Богом. История Церкви знает немало примеров людей, пребывавших в благодати постоянно, так что это не есть нечто невозможное. Вопрос лишь в том, хотим ли мы этого сами? Ведь очень может быть и так, что возвышенная просветлённость вечности не столь привлекательна, как простая житейская радость?... Впрочем, одно не исключает другого – только за меньшим не следует забывать большего и стремиться в первую очередь не к преходящему, а к вечному. «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!». Аминь.