ПИСЬМО ОТ с. МАРЕН

«Доброе утро, дорогие заботы, вы снова здесь …» Так начинается знаменитый немецкий шлягер. О заботах говорилось и в библейском стихе, сопровождавшем нас в сентябре на протяжение недели. О нём мои размышления.

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он (Бог) печётся о Вас.» (1 Петра 5: 7)

В отличие от животных у человека есть возможность осознанно обдумать и спланировать будущее. Поначалу это воспринимается как прогресс, ибо предварительное обдумывание даёт возможность заблаговременно позаботиться о чём-либо. Например, мы проходим медицинское обследование, чтобы возможную болезнь обнаружить на более ранней стадии; планируем меню на выходные; обдумываем, где провести отпуск; число наших детей; свою профессиональную карьеру; чем заниматься, когда выйдем на пенсию; планируем сроки посадок на даче; в какой школе учиться детям и где им проводить каникулы. Страховые компании и фирмы, производящие сигнализацию, живут за счёт того, что мы рисуем себе страшные картины и стараемся обезопасить себя на случай серьёзной опасности, заключая договор страхования или устанавливая сигнализацию.

Наша способность представлять себе мысленно то, чего вообще не существует, может увлечь нас в мир приключений и авантюр. Мы можем создавать различные предметы, писать романы и представлять, как удивить любимого человека неожиданным подарком. Наши расписные фантазии дарят нам преддверие радости, придают силы и побуждают сделать всё для того, чтобы претворить желаемое в жизнь. Но та же самая способность представлять себе несуществующее может, напротив, лишить нас всяческих сил, погружая нас в заботы и тяжёлые раздумья.

Легенда гласит, что однажды бесы, собравшись, обсуждали проблему: как отвратить людей от веры. Они размышляли долгое время, пока один из них не воскликнул: «Придумал! Мы убедим людей, что Бог – это продукт человеческой мысли. Тогда легче будет ими манипулировать.» Многие обрадованно закивали: «Да, это должно получиться!», но один искушённый бес оставался скептичным: «Это не пойдёт. То, что люди переживают с Богом, оставляет в них такой глубокий внутренний след, что этот примитивный трюк не поможет. К тому же, и мы, бесы, тоже знаем, что Бог существует. Трудно внушить другим то, в чём сам не убеждён.» После дальнейших размышлений другой бес предложил: «Мы добавим людям страданий и скорби. Это измотает их и посеет сомнение в любви Божьей.» «Ах, нет, - тут же возразили некоторые, - как часто мы пытались это делать! И каждый раз это только укрепляло людей в вере и ещё глубже укореняло в ней. Это предложение тоже не годится.» Наконец самому молодому бесу пришла славная мысль: «Мы просто захлестнём сердца людей большими и малыми заботами. Дни и ночи верующие будут проводить в заботах и ослабеют духом. Чем больше они будут думать о своих заботах, тем меньше у них будет времени слушать своего Бога и посвящать Ему себя. Чего же нам ещё желать?!» Бесы запрыгали в восторге и единогласно проголосовали за это предложение. С тех пор они всё время пытаются с помощью забот увести людей от Бога.

Это всего лишь старая легенда, вымысел. Но она хорошо показывает сущность забот. Чего не достигают сомнения, что не могут скорбь и страдания, то удаётся заботам. Связь между Богом и людьми ослабевает, даже исчезает. В наших заботах заключена зловещая и негативная сила.

Заботы и мысли - это наши фантазии о возможных опасностях. «Что будет, если…» и как результат фантазии о различных катастрофах. Мы убеждаем себя, что наступление определённого события будет ужасно и это вынести мы не сможем. Мы расписываем себе на всевозможных примерах, как мы теряем контакт с детьми, что пенсии не будет хватать, как от боли не сможем больше ходить, как мы в трауре стоим у могилы близкого человека.

Следствием наших забот является то, что мы через «кинозал» нашего мозга всё наше тело повергаем в страх и панику. Наши мускулы напрягаются. Дыхание и пульс учащаются, меняется обмен веществ. Некоторые люди теряют концентрацию, становятся рассеянными, плохо спят, страдают от головной боли и боли в желудке. Другие теряют аппетит или, наоборот, переедают. Это происходит оттого, что наш мозг не может отличить, нарисовали мы события в своём воображении или они произошли на самом деле. Заботы сопровождаются в большинстве своём извечным их спутником – страхом. В заботе мысли кружатся вокруг одной-единственной проблемы. Страх подобно тяжёлой руке опускается и влияет на наш характер. Забота порабощает нас. Мы не можем её отбросить. Она господствует над нами и занимает все наши мысли и чувства.

Доверять Богу в такой ситуации тяжело. Нам хочется уверенности, мы хотим контролировать ситуацию и стараемся предпринимать всевозможные действия. Отпустить заботу кажется нам почти невозможным, потому что это представляется нам капитуляцией, поражением. Но в 1-м послании Петра Библия призывает нас именно к такой отдаче: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он (Бог) печётся о Вас.» Нас просят не только отпустить, но и возложить (в переводе Лютера – бросить). Бросить – это активное действие, предполагающее проявление воли и требующее осознанного решения.

Отбрасывание забот – это христианская дисциплина, предполагающая «разучивание», «тренировку». Бросьте-ка в воздух мяч. Что происходит? Мы пытаемся его снова поймать. То же самое мы зачастую делаем с нашими заботами. Мы отбрасываем их, какой-то момент кажется, что их нет, а затем мы снова ловим их обеими руками. Если Библия призывает нас бросить, то мы, конечно, должны знать, куда бросать. Есть только одно место, где принимается наша ноша – у Того, Кто заботится о нашей скорби – у Иисуса Христа. Не принесет пользы снять заботы подобно тяжёлому рюкзаку. Человек склонен снова и снова брать их с собой. Душевная боль должна быт передана другой личности, о которой известно, что она обо всём позаботится. Само знание того, что «теперь об этом заботиться другой» делает возможной передачу заботы. Кто же более всего для этого подходит, как не Тот, Который в Библии призывает нас возложить на Него все хлопоты и тяготы?

В Евангелии от Матфея 11: 28 Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Послание к Филиппийцам 4: 6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом!»

Бог знает наши будни и то, что заботит нас. Но Мартин Лютер очень хорошо к этому добавил: «Ты не можешь помешать птицам летать над твоей головой, но ты можешь помешать им свить у тебя в волосах гнездо.»

Я хотела бы завершить свои размышления одной для меня действительно НЕПОСТИЖИМОЙ мыслью:

Прочитайте Евангелие от Матфея 6: 25-34 (стих 33!) Бог говорит: «Заботься о том, что Моё, о Царствии Божием…! А я позабочусь о тебе, твоих буднях и твоих заботах!» Разве это не поразительно? Я могу заботиться о БОЖЬЕМ – это поручил Бог нам, христианам! А ОН заботится обо мне! Разве это не удивительный обмен должностными обязанностями?!

Бог знает и нашу общину и лично ВАС! ОН печётся о нас, если мы ставим Его на первое место в личной и общинной жизни.! В этом смысле я желаю Вам радостного, облегчающего и меткого «бросания»! Мне приходится в этом здесь, в Германии, усиленно тренироваться!

Остаюсь в тесной связи с вами, ваша

сестра Марен



Титульная страница газеты №23. 18 октября - день памяти св. евангелиста Луки