МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Октября 2009 года

20 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.5, 17-22

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

Днём рождения Христианской Церкви по праву считается день Пятидесятницы, Сошествия Св.Духа. Именно тогда, после проповеди св.Петра, в Иерусалиме образовалась первая христианская община. За ней вскоре последовали и другие общины - Церковь начала стремительно расти, причём, по вполне понятным причинам вначале она почти полностью состояла из иудеев. Для многих из них принятие Христа, принятие Его Слова и учения апостолов стало подлинным переворотом бытия. Ибо если Христос – конец Закона, то значит, все прежние установления отменены. Свобода, полная свобода, при которой можно делать всё, что тебе угодно. И они делали. Отмена предписанных законом установлений подействовала на людей, как опьяняющий напиток, и они, как говорится, «пошли вразнос» - об этом свидетельствуют Апостольские послания. Но они поторопились. Во-первых, потому, что свобода и вседозволенность – не одно и то же. Свобода вообще не предполагает вседозволенности. Она всегда ограничена какими-то рамками, например рамками уголовного и гражданского кодексов. Что же до верующих, то им была дана не просто свобода, а свобода во Христе, т.е. в границах, установленных Спасителем. Христос же не отменял Закона. Он освободил его от раввинских толкований, вернув ему изначальный духовный смысл, но от этого Закон не стал легче. Как раз наоборот. Он стал намного тяжелее. Христос не отменил Закона. Напротив, Он ужесточил его. «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду … а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной». Воздержаться от убийства возможно. Воздержаться от унижающей ближнего ругани намного сложнее. А как воздержаться от гневных чувств? Это же просто нереально! Поэтому если раньше соблюдать Закон было тяжело, то теперь это становилось тяжело до невозможности. Между тем, в соответствии с волей Божьей, праведность учеников должна была превзойти праведность книжников и фарисеев, т.е. людей, поставивших целью своей жизни изучение Закона и его детальное исполнение. «…если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». Сильно сказано! Но было ли это возможно? Авторитет фарисеев был общепринятым и абсолютным. Каким же образом возможно было не только сравняться с ними, но и превзойти их, и что это означало на практике?

Современный ортодоксальный иудаизм довёл до предела то самое, чем занимались фарисеи - исполнение обрядов и предписаний Закона вплоть до самых мелких. Причём, речь даже идёт не о самом Законе, а о его толкованиях, в которых содержится намного больше правил, чем в самом Законе. Как сегодня, так и во времена Христа праведность усматривалась именно в исполнении указанных правил. В чём-то это сходно с учением китайского мыслителя Конфуция, считавшего, что посредством тщательного исполнения обрядов и традиций человек может стать идеальным членом общества. Примерно то же самое полагали и фарисеи, только они таким образом пытались стать идеальными не перед государством, а перед Богом и, соответственно, получить от Него милость. В результате исполнение многочисленных предписаний и правил превратилось в некую вещь в себе, в полностью человеческое действие, за которым сокрылся лик Божий. И вот, на этом фоне Христос возвещает, что исполнение дел является не вещью в себе, не трудовой повинностью человека, но лишь следствием общения с Богом, следствием доверия и личных отношений, при наличии которых уже не ты выбираешь себе путь, но Св.Дух ведёт тебя так, как угодно не тебе самому, но Богу. Эта весть – не нарушение Закона и не отмена его, но возвращение к его подлинному смыслу. Именно поэтому Спаситель и говорит, что пришёл не нарушить, но исполнить.

Когда Лютеровская Реформация вошла в силу, произошло примерно то же, что и во время Первого Пришествия. Неожиданная свобода от пут римских предписаний, традиций и обрядов дала ощущение полной свободы и даже вседозволенности, а неправильно понятый тезис о спасении через веру привёл к чисто декларативной вере. Сие означает, что люди признавал бытие Божие, но это никак не отражалось на повседневности, в которой люди творили что хотели. Не случайно именно в ту эпоху появилось на свет такое понятие, как «стакан исповедания», означавший стакан шнапса, выпиваемый как символ свободы христианина. Но, как и проповедь Христа, Реформация принесла с собою не упрощение, а ужесточение. Исполнение обрядов возможно всегда – оно не зависит от состояния человека и даже от его веры: обряд может быть выполнен и неверующим. Дела, предписанные Церковью, могли быть выполнены вне зависимости от личной веры человека – повинность есть повинность и, если она выполнена, то Бог удовлетворён вне зависимости от нашего внутреннего состояния. Но Лютер провозглашает очищенное от человеческих измышлений Слово Божие и говорит о спасении через веру и делах, практической жизни, как следствии веры. А вот это уже намного сложнее, потому что вера не является стабильным состоянием человека – в нём есть свои взлёты и падения. Но падение может отторгнуть человека от Христа, а следовательно и от спасения. Поэтому вера нуждается в укреплении – ведь это единственный шанс на спасение! Христос говорит: «…если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». И вот, мы вновь возвращаемся к тому же вопросу – каким образом возможно превзойти книжников и фарисеев? Есть только одна возможность, для того, чтобы условие Христа было исполнено. Эта возможность – полное доверие Христу, полное препоручение себя в Его руки, потому что в этом случае Он дарует нам Свою праведность. Нам не спастись делами Закона, ибо в своей полноте он просто неисполним. Спасение приходит к нам только лишь через праведность Христа. Ею обретаем оправдание перед Богом, ею спасаемся, ибо это не наша, не человеческая, но Божественная праведность, по сравнению с которой любые человеческие амбиции, в том ч силе и фарисейские – ничто. Но каким же образом укрепиться в этой праведности?

Есть пословица, говорящая «с глаз долой – из сердца вон». Увы, очень часто так и бывает, причём Бог здесь не составляет исключения. Отсутствие общения с Ним приводит к забвению. Господь отодвигается куда-то на второй план. Для кого-то это может быть даже удобнее, но на самом деле это катастрофа, потому что человек, пренебрегший общением с Небесным Отцом, остаётся наедине со своей собственной натурой, а она обладает свойством низводить личность во грех и зло. Проблема в том, что человек, предоставленный самому себе, не в состоянии удержаться в праведности, поэтому, чем дольше он пребывает вдали от Бога, тем глубже погружается душа в трясину греха и тем меньше у него шансов на спасение. Кто-то может возразить и сказать, что власть греха может быть разрушена покаянием. Но проблема в том, что чем дальше человек отходит от Бога, тем меньше у него потребность в покаянии. Именно поэтому общение с Богом должно поддерживаться постоянно, причём именно неформальное общение – общение, основанное не на безразличном бубнении предписанных молитв, а на откровенном разговоре о самом насущном. Именно такое общение по-настоящему приближает к Богу, именно оно даёт прикосновение к вечности, к Божественной святости, причём прикосновение не убийственное, а благое – возвышающее душу и наполняющее её Св.Духом. А когда такое происходит, вся жизнь меняется. В том числе уже не хочется ни гневаться на брата, ни называть его безумным. Не хочется не потому, что есть запрет поступать так, не потому что ты знаешь, что это нельзя делать, а просто потому, что ты находишься в совершенно ином состоянии, делающем такое отношение к ближнему невозможным. Именно в этом ином состоянии и только лишь в нём мы можем далеко превзойти своей праведностью праведность фарисеев, только, как уже было сказано, праведность сия не наша, а Христова. Удивительное положение – мы можем обрести силу именно через признание собственного бессилия. Это парадоксальный путь, особенно для человека, закосневшего в гордыне, считающего себя чем-то очень значимым. Но иного пути к спасению нет, и Царствие Небесное обретёт лишь тот, кто, отрекшись от всяких претензий на собственную силу и значимость, облечётся в праведность Христа. Поэтому ищите сию праведность, стремитесь к ней, просите о ней, наполняйтесь ею, ибо только в ней наше спасение! Аминь.