Реформация вышла за пределы Священной Римской империи и достигла скандинавских стран уже в двадцатых и тридцатых годах XVI века. Особенностью Реформации на севере было то, что она исходила «сверху» при незначительной спонтанной поддержке со стороны народа. Датский король Кристиан II (1513—1523) попытался ввести Реформацию в Дании, но оппозиция датского духовенства, дворянства и довольно сильной шведской аристократии вынудили короля бежать в 1523 году. В изгнании он посетил Виттенберг и подарил жене Лютера Катарине красивое кольцо, которым она всегда дорожила как памятью о добром поступке неистового и безрассудного человека. Его преемник Фредерик I (1523—1533) был весьма расположен к Реформации, но был связан обещанием консервативному дворянству не предпринимать шагов против старой Церкви. В собственных герцогских землях, Шлезвиге и Гольштейне, он разрешил евангелическую проповедь и назначил судебным капелланом евангелического проповедника Ханса Таусена, обучавшегося в Виттенберге. В 1527 году он убедил сейм в Оденсе проявить терпимость к лютеранам в ожидании созыва Собора. В 1529 году Кристиан Петерсен опубликовал датский перевод Нового Завета, оказавший сильное влияние на формирование современного датского языка. Полномасштабная Реформация не была возможна до 1536 года, когда следующий король Кристиан III (1534—1559) ввел положение о новой Евангелической Церкви, составленное «доктором Поммером» (померанским и виттенбергским проповедником Иоганном Бугенхагеном). Семь епископов стали суперинтендентами. Позднее титул епископа был восстановлен. Король стал главою Церкви, а через некоторое время было официально принято Аугсбургское вероисповедание. Успех Кристиана III в реформировании Дании совпал с его политическими и военными победами над Норвегией. Из-за того что норвежцы поддержали датских диссидентов, король вынудил их отказаться от независимости и принять лютеранство как официальное исповедание. С Исландией, тогда норвежской провинцией, произошло то же самое.
По стечению обстоятельств, между 1521 и 1523 годом лютеранство переплелось с национальным движением шведов за независимость от Дании. Новый король Густав Ваза (1523—1560) возглавил движение сопротивления датчанам и 7 июня 1523 года был коронован шведским парламентом. Сам он благоволил к лютеранству и, кроме того, верил, что введение лютеранства укрепит движение за независимость. В 1527 году в Вестеросе он вынудил парламент принять решение о переходе церковного имущества к королю и разрешение евангелической проповеди. Ему весьма содействовала пропаганда лютеранских идей двумя братьями Олафом и Ларсом Петри, учившимися в Виттенберге, а также Ларсом Андерсоном. Они выпустили шведский перевод Библии, сделанный на основе немецкого перевода Лютера, и руководили образовательной реформой в стране. Шведская Реформация была очень консервативна, сохранив епископство и апостольскую преемственность вкупе со многими католическими традициями, обрядами и церемониями, такими как почитание святых и молитвы за умерших. Потребовалось ещё одно поколение, прежде чем лютеранство распространилось по всей стране. Обращённой и сохранившей лютеранство Швеции было суждено сыграть великую политическую роль в следующем веке.
Будучи частью Швеции, Финляндия последовала за нею. Великий финский реформатор Микаэль Агрикола (1508—1557) учился и преподавал в Виттенберге. Он перевел на финский язык Новый Завет, Псалтирь и некоторых пророков, тем самым содействовав развитию финского литературного языка.
Главным центром лютеранства в Прибалтике стал город Рига. Германские купцы-лютеране в Прибалтике были активнейшими миссионерами нового движения. Уже в 1523 году в Риге ощущалось сильное влияние Реформации, а в 1539 избран первый лютеранский епископ. Ливония и Эстония последовали примеру Риги. В 1561 году магистр Ливонских меченосцев в Курляндии обратился в лютеранство и объявил свои земли светским герцогством под протекцией короля Польши.