МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Ноября 2009 года

День Реформации


Римл.3, 21-28

Но ныне, независимо от закона, явилась праведность Божья, о которой свидетельствуют закон и пророки, праведность Божья через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по Его благодати, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Его Крови через веру, для показания Его праведности в прощении грехов, сделанных прежде, во время долготерпения Божьего, к показанию Его праведности в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона.

Наше сегодняшнее богослужение посвящено Дню Реформации. Мы вспоминаем 31 октября 1517 г. – день, когда по преданию Мартин Лютер прикрепил к дверям замковой церкви Виттенберга «Тезисы к диспуту об отпущении грехов». Внешне яркие, эффектные события имеют большое влияние на людей. О них любят говорить, их любят вспоминать – даже в том случае, если они не наполнены глубоким внутренним содержанием. Они эффектны, и этим всё сказано. К сожалению, на их ярком фоне становятся плохо заметными события, пусть не столь красиво выглядящие, не столь заметные с точки зрения внешнего впечатления, но зато оказывающие намного большее влияние на времена настоящие, а в особенности на будущие. История о листе с «Тезисами», несмотря на сомнительную историческую достоверность, очень картинна, хотя, собственно говоря, ничего особенного не произошло. Доктор теологии оповестил о предстоящем академическом диспуте и, в соответствии с существовавшим в то время порядком, опубликовал тезисы, выражавшие его позицию. Ничего необыкновенного тут нет. Тем более, что общественное мнение взбудоражил отнюдь не тот лист, который был прибит (если был) к церковным дверям, но экземпляры, разосланные Лютером по университетам. Мы отмечаем 31 октября, как День Реформации, но 31 октября 1517 г. только лишь этап на пути, который начался намного раньше, зимой 1512 г., когда Лютер в процессе долгих, а порою и мучительных размышлений над Св.Писанием открыл то, что составило стержень всего реформационного процесса – постулат о спасении через веру. Хотя слово «открыл» не подходит. Не открыл, но вспомнил давно и основательно забытое.

Истории Реформации посвящено огромное количество литературы. Труды богословов, историков, социологов, экономистов рассматривают различные стороны процесса, определившего дальнейшую историю Европы и оказавшего фундаментальное влияние на историю Нового Света. Эти сочинения не всегда дают Реформации положительную оценку. В том числе сочинения, исходящие со стороны римско-католических авторов, пытаются представить её, как бурю в стакане воды, поднятую монахом-неудачником. В том числе там говорится, что понятие спасения через веру в римской Церкви всегда существовало и никогда не было забываемо. Но если это действительно так, то почему христиане времён Лютера столь тщились «заработать» себе спасение? Почему в западном христианстве столь популярной оказалась практика индульгенций, дававших возможность откупиться от Божьего гнева за наличный расчёт? Да и о каком спасении через веру можно было говорить, если Христос рассматривался прежде всего как карающая сила, сурово наказующая за любой проступок? Поистине, это было время обновлённого, христианизированного Ветхого Завета, время торжества Нового Закона. А между тем, истина была рядом. Она находилась в словах Евангелия и в посланиях апостолов, в том числе и в Послании к Римлянам св.Павла, в котором мы прочитали: «…мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел Закона». Эта истина не была сокрыта – она была доступна и очевидна. Почему же тогда она оказалась в столь основательном забвении, что её провозглашение потрясло весь христианский мир?

Послание к Римлянам написано для общины, по крайней мере наполовину состоявшей из иудеев, для которых было весьма и весьма непросто распроститься со старыми представлениями об исполнении Закона, как пути обретения праведности перед Богом. Вторая же половина состояла из язычников, для которых идея умилостивления божества тем или иным преднамеренным действием, возможность вымолить благодать посредством жертв, была определяющей. Смешение этих двух направлений мысли дало результат – взаимоотношения с Богом по принципу «Ты – мне, я – Тебе». Причём новозаветные законники далеко превзошли ветхозаветных. Книжники и фарисеи, которых мы столь часто вспоминаем не самым лучшим образом, основывались на личном исполнении заповедей Закона. Никому из них не могла придти в голову мысль оправдываться перед Богом деяниями другого человека. Добрые же христиане рассчитывали сквитаться с Богом именно посредством не своих, но чужих дел – дел, составивших так называемую «сокровищницу заслуг». И вот, они обложились папскими грамотами об отпущении и почувствовали себя счастливыми и свободными. Ещё бы - ведь теперь можно было делать всё что угодно! Однако, если бы эти люди больше внимания уделяли Св.Писанию, счастье сразу бы поубавилось, ибо пишет св.Павел: «…ныне, независимо от Закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют Закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и все лишены славы Божией». Если все согрешили и никто не праведен, тогда ни свои заслуги, ни тем паче чужие, не способны дать людям оправдания. Оправдание может придти к нам только через Христа, Который принимает на себя грехи человека, если тот верует в Него. Как сказано в IV Артикуле Аугсбургского Исповедания, «…мы …. получаем прощение грехов … через веру, когда веруем, что именно за нас страдал Христос, что именно благодаря Ему прощаются нам грехи, даруется праведность и жизнь вечная. Ибо такую веру Бог желает почитать за праведность перед Собою и в праведность вменять». Но что значит веровать? Разве те же фарисеи не веровали в Единого Истинного Бога? Разве те же продавцы и покупатели индульгенций не исповедовали Христа Господом и Спасителем? Почему же в таком случае провозглашённое Реформацией слово о спасении верой вызвало не только восторг, но и яростное неприятие? Почему на протяжении столетий это учение продолжало оставаться предметом разногласий и лишь в 1997 году представители Римско-Католической и Лютеранской Церквей подписали совместное заявление, в котором констатировали, что спасение через веру не является более причиной для разделения?

Как показывает практика, веровать можно по-разному. Например, можно так: я признаю бытие Божие, я верую, что Иисус есть Христос, но в то же время я живу так, как если бы Его не было. Т.е. я живу так, как считаю нужным, я делаю то, что считаю нужным, причём сам определяю, что правильно, а что неправильно. Своё мнение я до известной степени согласовываю с общественным, но моё мнение всё равно остаётся определяющим. При этом я признаю, что не всегда поступаю по воле Божией, но это меня не смущает, так как в нужный момент я имею возможность сквитаться с Богом посредством какого-либо специального деяния – например, усиленного поста или крупного пожертвования, после чего всё хорошо, и я имею спокойную уверенность в своём спасении. Такое направление мысли очень удобно. Так жили многие. Так живут и сейчас, хотя и то сказать, что по части пренебрежения волей Господа современные христиане далеко опередили Средневековье. В Средние века люди хотя бы оглядывались на Бога и пытались хоть как-то примириться с Ним. Сегодня на Него не оглядываются вообще, а тем места Писания, которые не удаётся подогнать под свои нужды, или опускают или объявляют позднейшими вставками. Однако, такая вера не является спасающей. Она подобна вере бесовской, о которой сказано в Писании «и бесы веруют и трепещут». Что же такое спасающая вера? Это восхищенность Христом – восхищенность, захватывающая человека целиком; это восхищенность, порождающая полное доверие Богу и принятие Его обетований, побуждающая безоглядно следовать за Христом, терпеливо и смиренно нести свой крест; это восхищенность, пробуждающая стыд от совершённых грехов и приводящая к искреннему нелицемерному покаянию. Такова спасающая вера – не абстракция, но сама жизнь. Жизнь, в которой уповают не на себя и на свои силы, но на Бога и на силу Божию; это жизнь, в которой уповают не на свои заслуги, но на Божию милость и благодать и, как следствие, творят не свою волю, но волю Небесного Отца. Таков путь спасения и иного нет, ибо невозможно сначала сознательно идти против Бога, а затем полагать, что ты можешь сквитаться с Ним посредством какого-то действия.

Сила Реформации Лютера в том, что он не изобрёл ничего нового. Он только лишь восстановил хорошо забытое. Прежде всего, непререкаемый авторитет Писания, к которому ни при каких обстоятельствах не могут быть приравнены человеческие измышления, а также абсолютную христоцентричность Церкви, т.е. церковную жизнь, при которой верят только во Христа, только Христу и лишь на Него возлагают полноту надежды. Без всего этого нормальная христианская жизнь невозможна. Я не говорю, что невозможна вообще, но невозможна нормальная, т.е. не отягощённая никакими человеческими измышлениями.

Мы должны благодарить Бога за то, что Он не дал христианам окончательно заблудиться в собственных домыслах и, посредством Лютера, вернул нас к чистому Евангелию. Но, обращаясь помышлениями в прошлое и благодаря Господа за служение Мартина Лютера, мы не должны забывать о настоящем. Ибо Реформация не окончена, она продолжается. Каждое время привносит в церковную жизнь свой дух, каждая эпоха стремится оставить в ней свой след, и потому опасность затемнения истины человеческими домыслами и предписаниями всегда сохраняется. Равно как сохраняется и опасность искать спасения и жизни вечной не через веру во Христа, но иными способами. Поэтому нам надлежит постоянно очищаться от ложных идей и ложных намерений и каждый день возвращаться к тем принципам, которые провозгласила Реформация: Только Писание, Только Вера, Только Благодать, Только Христос. Аминь.