МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Ноября 2009 года

1 воскресенье адвента


Зах.9, 9-10

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъярёмной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушён будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.

Только что услышанное слово, речённое истинным Богом через пророка Захарию, исполнилось в день Входа Господня в Иерусалим. Не случайно, евангелист Матфей, описывая это событие, говорит: «Да сбудется речённое через пророка…», после чего цитирует Книгу Захарии. Его описание не единственное. Все остальные евангелисты также рассказывают о нём. И так как каждое свидетельство привносит в общую картину нечто своё, мы можем очень ясно представить себе, как всё произошло. И этого достаточно, чтобы понять, насколько странно выглядело исполнение древнего пророчества. Согласно общепринятым представлениям того времени, Мессия должен был явиться в силе и славе, Его путь должен был стать путём триумфа, не менее торжественного, чем триумфы царей и полководцев. Как же входит во святой град претендент на мессианство? Прежде всего, Он входит туда в сопровождении весьма сомнительных личностей – не думаю, что Его ученики, ведшие бродячий образ жизни, выглядели солидно и респектабельно. Кроме того, Сам Иисус сидит стразу на двух ослах. Это само по себе выглядит странно, но ещё более странен и даже нелеп сам факт того, что именующий Себя Сыном Божиим въезжает во святой град на осле. Для торжественных событий полагался конь. Именно на конях ездили, вступали в бой и пожинали лавры триумфа цари и знать. Осёл же в данном случае выглядел, как пародия, как шутовство, если не сказать глумление. Однако, пророчество Захарии говорит именно об осле, и в этом пророчестве, а равно и в его исполнении Иисусом, заложен глубокий смысл. Въезд Христа в Иерусалим – не просто некое действие. Это ещё и символ. На протяжении веков конь был символом войны; осёл же символизировал мирный труд. Иисус же приходит именно для того, чтобы возвестить мир, примирение с Богом. Как сказано у Захарии, «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушён будет бранный лук; и Он возвестит мир народам…». Однако, не получается ли так, что пророчество Захарии, сбывшись в одном, не сбылось в другом? И действительно - разве с приходом Спасителя на земле воцарился мир? Никак. Мало того, что на земле до сих пор нет мира – его нет даже в самой Церкви. Так что же, пророк ошибается?

Никоим образом. Пророк не ошибался, связывая установление мира с приходом Мессии. Просто ему не было открыто, что Мессия придёт дважды. Это прежде всего. Кроме того, уже в Первом Пришествии мир действительно был принесён. Но это не был мир в обычном понимании этого слова, т.е. противоположность войны. Христос принёс не гражданский мир, но мир Божий, т.е. особое состояние, в котором пребывает человек, пронизанный светом Царствия Небесного. Этот свет становится доступным для тех, кто принимает Христа и доверяет Ему всего себя, кто тем самым раскрывает свою душу для действия Св.Духа. Что происходит в этом случае? То самое, о чём сказал Христос, когда предупредил учеников, чтобы они не верили слухам о том, что где-то в конкретном месте на земле существует Царство Божие. Почему Он так сказал? Потому что Царство Божие в период до Второго Пришествия находится внутри человека, внутри верующего. И каждый человек, уверовавший во Христа, имеет возможность получить этот дивный дар – отблеск вечности, который обладает силой изменить жизнь, если почаще смотреть внутрь себя. Внутрь себя, но не на себя, а на пребывающий в нас отблеск вечности, непреходящий свет Царства Господня. Этот свет, этот Мир Божий, т.е. ощущение причастности Божеству, обладает силой угасить в человеке недолжное, в том числе агрессивность, провоцирующую на насилие от бытовых скандалов до мировых войн. Мир пришёл к нам, но он находится не извне, а внутри нас. Однако не будет в нём никакой пользы, если он останется сокрытым, если его свет не будет явлен тем, кто нас окружает. И именно от нас самих зависит, чтобы он не оставался в бездействии, но распространялся как можно шире, свидетельствуя о благодати Божией. Когда же совершится Второе Пришествие, когда Царство Небесное придёт в силе и славе, тогда этот мир будет пребывать не только внутри нас, но и вокруг, став уже не частичной, а полной реальностью. Однако, чтобы явить что-либо, надо это что-либо иметь. А чтобы жить в каких-то условиях, надо быть совместимым с этими условиями. Поэтому следует задуматься над тем, как и насколько мы реализуем то, что даёт нам Господь.

Люди – парадоксальные существа, исполненные противоречий. С одной стороны, они мечтают о мире, они тоскуют об изначальной гармонии, бывшей до грехопадения и потому готовы искать Бога где угодно – даже там, где Его вообще не может быть. Но когда Христос даёт возможность хоть в какой-то форме обрести искомое, оказывается, что это либо вообще никому не нужно, либо нужно ничтожному меньшинству. И хотя очень многие на словах говорят «да», своими делами они говорят «нет». На словах они принимают Христа, но в то же время своими делами повторяют слова Петра в ночь предательства: «Я не знаю этого человека». Посмотрите на Церковь. Она могла бы стать новой исторической общностью не только духовно, но и физически. Она действительно могла стать одним народом, для которого не существовало бы границ, как не существовало их в эпоху гуманизма для европейских студентов. Они могли беспрепятственно учиться в любом университете, ибо преподавание в них велось на одном и том же языке. Вместо этого мы разделились, разделились не только по конфессиям, но и по национальностям внутри одного и того же исповедания. Пример из нашей собственной истории. Когда в России наступил революционный хаос, латышские и финские приходы немедленно вышли из состава старой имперской Церкви и образовали национальные Консистории, хотя никаких объективных причин для такого отделения не было. Почему сегодня на территории России существует две Лютеранских Церкви, не имеющих никаких расхождений в вероучении? Только лишь потому, что в своё время финноязычные приходы вокруг Петербурга и в Карелии не захотели подчиняться епископу немецкой национальности. Разделения, разделения, разделения… И вот, христианские народы, принадлежащие даже не к одной и той же вере, но к одному и тому же исповеданию, ведут друг с другом кровопролитные войны, а войсковые капелланы с той и с другой стороны молятся не о вразумлении и примирении, но о победе той или другой стороны. Впрочем, зачем далеко ходить? Возьмём наш собственный приход – вернее сказать любое общее собрание. Где единство и мир? Где благодать и нелицемерная любовь, снисхождение и взаимоуважение? Их нет. А вот агрессии, лжесвидетельств и даже ненависти хоть отбавляй. Но вот, я смотрю на тех, кто поливает грязью своих ближних – и мне делается страшно. Не за кого-нибудь, а именно за этих крикунов. Ведь они сами, своими собственными руками делают себя несовместимыми с тем, что грядёт. Они делают себя несовместимыми с Царством Божиим, ибо не имеют в своих душах того, что составляет сущность этого Царства. Как может реализоваться свет, если в твоей душе тьма?! Благодарение Богу, таких людей немного и их пример показателен именно в силу своей крайности. Большинство выглядит иначе, но кто из нас может сказать, что достиг совершенства? Кто из нас всецело пребывает в мире Божием, в просветляющей благодати или хотя бы искренне стремится пребывать в ней? Несём мы людям свет вечности и мир Господень или несём им то же, что и неверующие, т.е. обычные мирские страсти со всеми их перепадами?

Обычные мирские страсти обычны. Они являются сущностью вполне естественной и многие не представляют, что может быть что-то иное. Но сие иное есть – его принёс нам Христос. Великий дар Божьего мира, Божественного света, отблеска вечности, частицы Царствия Небесного внутри нас… Этот дар является достоянием любого крещёного человека. Но мало просто иметь дар – им ещё надо воспользоваться. Иначе он останется мёртвым капиталом, не принесшим никакой пользы. Так воспользуемся! Тем более, что жить в состоянии мира намного приятнее, нежели чем быть раздираемым нечистыми страстями и страдать от собственной агрессивности. Поэтому возблагодарим Христа за Его великий дар, за принесённый Им мир и поспешим в полной мере воспользоваться им, дабы он всё больше и больше овладевал нашей душой, а мы, чувствуя всю его благодатность, всё с большим нетерпением ожидали часа Второго Пришествия, которое уничтожит грех и наполнит мироздание Божественной гармонией и любовью. Аминь.