Предрождественское размышление

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Дорогие сёстры и братья во Христе Иисусе!

1. Бог – в далёкой глубинке…

Архангел Гавриил явился в Назарет. Бог послал его – с неба – от лика Божьего на землю, в Назарет. Бог захотел стать человеком. Бог должен был что-то сделать, чтобы помочь людям, ибо они не знали, как им быть. И вот будущую мать надо подготовить и сообщить ей об этом. За этим и полетел Гавриил в Назарет – ни в Рим, в Ватикан, ни в Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Москву или Париж. Нет, Бог посылает Гавриила в Назарет. – Уже то чудо, что он вообще нашёл этот город. Ибо Назарет лежал во тьме: ни аэропорта, ни вокзала, никакой иллюминации на улицах, лишь несколько масляных ламп. Короче говоря, глухая деревня – ни Ашана, ни Макдональдса, ни OBI, ни музея, ни больницы, ни кинотеатра, ни гимназии. Архангел Гавриил явился в тёмную глухую деревню на краю мира, где каждый знает каждого. Во время дождей все шагали по грязи, потому что улицы не были вымощены. Лишь несколько глиняных хижин, синагога, несколько продуктовых магазинов и множество овец, коз и кур – туда явился Гавриил. В Назарете жила Мария. И Гавриил вошёл в её дом. Наверное, это был дом её родителей, ибо Мария была ещё несовершеннолетней. Мария была дома – может быть, она готовила. Может быть, пришивала пуговицу, пела песню или дремала, может быть, закончила дневную работу и прилегла отдохнуть. Мы этого не знаем. Но, одно точно, что Библию она не читала, т.к. девушки тогда не умели ни читать, ни писать – школ они не заканчивали. Гавриил отодвигает мешковину, висящую в дверном проёме, и видит девушку Марию: возможно 14 или 15-ти лет, неграмотную, несовершеннолетнюю, иудейку из Галилеи; обручённую, но ещё незамужнюю, подростка, которая в скором времени забеременеет.

Бог приходит в Назарет – в последнюю глухую деревню к иудейской девушке-подростку, которая и читать-то не умеет. Бог не посылает Своего ангела в столицу, где политики управляют всем, где есть культура, образование и супердизайн. Бог не посылает Своего ангела ни в храмы и синагоги, ни в церкви и администативные учреждения церковных руководителей, ни к священникам, пасторам и богословам. Бог хочет стать человеком и Он выбирает для этого несовершеннолетнюю девушку, живущую в одной глухой деревне в Израиле.

Бог поступает сегодня так же, как и тогда. Мы, конечно, не Марии, да и живём не в глухой российской деревушке, а в Москве. Но порой мы чувствуем себя забытыми и покинутыми; иногда кажется, что жизнь большого города проходит мимо нас; у нас нет ничего общего с заправилами этого места (наверное, слава Богу!); в миллионном городе мы всего лишь маленькая община; повседневность наша тоже не блистательна…

Бог приходит в Назарет и нашу незаметную жизнь в большой Москве – приходит не только к богатым и знаменитым, к красивым и умным, туда, где включены ТВ-камеры и сверкают вспышки фотоаппаратов. Бог приходит в самые отдалённые уголки мира. Он приходит к нам – к школьникам, детсадовцам, работающим, безработным, к больным, пенсионерам, скорбящим, беспомощным, к матерям- и отцам-одиночкам, к кормильцам семьи, к алкоголикам, разведённым, одиноким, к потерявшим надежду, разочарованным, к пасторам, счастливым, учителям, наркоманам, к женщинам, избавившимся от будущего ребёнка… Бог приходит к нам в Москву!

Бог приходит к тебе, к нам – туда, куда никто не хочет приходить. Бог не есть Бог только для выдающихся деятелей, для красивых, знаменитых, богатых. Бог приходит к нам!

2. Бог – за нас!

Архангел Гавриил отодвигает мешковину в дверном проёме, входит в дом и говорит Марии: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» Мария в величайшем испуге, не может вымолвить ни слова, сердце почти оставливается. Она думает: «Кто это? И что за странное приветствие? Неужели нельзя было сказать просто ‘Привет!’ или ‘Добрый вечер!’? ,p>Гавриил не даёт сбить себя с мысли. Он успокаивает её: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» Так говорит ангел –благочестиво, очень духовно, со ссылками на многие ветхозаветные предсказания.

А что делает Мария? Радуется ли она? Воодушевлена и благодарна? Трепещет от столь великого благовестия? Нет. Мария думает только об одном и напрямую спрашивает ангела: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Иными словами: « Простите, что значит ‘зачнёшь’? Я ещё не была ни с одним мужчиной… Вы же знаете. Я дева. И у меня не было мужчины.»

Хотя Мария не умеет читать, она точно знает, что зачать ребёнка без мужчины невозможно!. Ну что за девушка! Ангел ей говорит о царственности Мессии, Сына Давидова, о власти Божьей, о Сыне Божьем, Сыне Давида, Сыне человеческом, о том, что Мария станет Матерью Бога. А она? Она спрашивает: «А как же без мужчины?» У Марии отсутствуют возвышенные чувства, она сбита с толку. Её ответ не является благочестивым, воодушевлённым, «правильным» - он обсолютно человеческий, практический, земной. Гавриил снова не даёт сбить себя с мысли. Он вежливо отвечает ей на вопрос, от кого зачнётся ребёнок: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.»

Этот ответ настолько необычен, что Мария больше ничего не говорит. Она молчит. Ибо знает, что женщина не может зачать от тени, которая на неё падёт, неважно, тень это человека или Бога. Мария выглядит растерянной и ошеломлённой. В заключение Гавриил напоминает ей о её родственнице. Та не была способна иметь детей, просто не могла, но благодаря воздействию Божьему всё же зачала. Потому что для Бога нет ничего невозможного.

Что за история! Невероятно, но правда! Ангел Божий приходит, чтобы возвестить рождение Спасителя, а мать лепечет что-то странное.

Летом я была в Восточном Берлине, в Пергамон-музее. Стоящий перед тем гигантским алтарём потрясён сценами, в которых Боги борются с людьми. Смерть, убийства, мечи, мёртвые тела, крики. Слава Богу, наш Бог не таков! Бог не борется с нами, Он борется за нас. Он не на вражеской стороне, а на нашей. Бог не хочет унизить или уничтожить нас, Он хочет нести нас, утешать и укреплять. Как часто мы недоумеваем подобно Марии – Бог вершит нечто великое и удивительное, а мы ничего не понимаем. Но Гавриил обещает Марии это великое. И Бог делает, что говорит. Это справедливо и сегодня: Бог за нас. Бог – наш друг, наш помощник и Господь, наш спаситель и утешитель. Иисуса зовут Иисус. А имя Иисус означает: Спаситель, Освободитель. Наш Бог не поднимает на нас меч, не угрожает нам, не нападает на нас. Наш Бог – за тебя. Он желает тебе добра. Он делает добро. Он забирает наши грехи, прощает, смывает.

3. Бог - с тобой !

Гавриил говорит о Божественной тени, которая осенит Марию, и о зачатии Елизаветы. И только теперь Мария перестаёт задавать вопросы и смотреть с недоверием. Она кивает и говорит архангелу Гавриилу: «Хорошо! Я поняла тебя. Бог хочет сделать так. Я раба Господня. Да будет всё так, как ты сказал!» Гавриил поворачивается и уходит. Картина огромных размеров находится в одном из монастырей во Флоренции и написана на стене. Мне нравится эта картина. Взгляните на Марию. Она сидит притихшая, закутана в тёплый шерстяной плащ и изумлённо смотрит на ангела. Только что эта девушка задавала недуховные вопросы и предавалась наивным размышлениям. Теперь она сидит молча, сложив руки, и слушает, что говорит ангел. «Да будет мне, как сказал Господь.» Мария проникнута верой. Она ничего не понимает, но она доверяет Богу, знает, что Он делает так, как нужно.

Если смотреть на картину в натуральную величину, то можно улыбнуться, глядя на лицо Марии: она выглядит немного наивно, очень недоверчиво и удивлённо. Мария подобна нам – тебе и мне. Художнику удалось это очень точно передать: Мария не хитрая и лукавая. Она изумлена. Но она верит. Она доверяет Богу. Она знает: Бог с ней.

Это справедливо и для тебя. Часто мы не понимаем, что происходит: что делают мои дети? Почему они не слушают меня? Почему я такой малодушный христианин? Почему Бог допускает происходящее? Почему многое рушится? Почему многое происходит не так, как мы планируем? Почему Бог часто всё это скрывает?

Мы неразумные подростки, как Мария. Но Бог с нами. Он с Марией и Он с тобой. Мария зачала. Она отдала себя в распоряжение Богу. Она взяла на себя задачу, которую Бог возложил на неё. Она доверяла Богу. Не она находится в центре внимания, важно не то, что она делает, важен Бог. Она стала матерью обычного ребёнка, который одновременно был Сыном Божьим. Иисус, эмбрион во чреве Марии, был на стороне Бога, не на стороне греха. И поэтому ещё не рождённый ребёнок находится на твоей стороне, он тянет тебя на сторону Бога, исцеляет и спасает тебя. Поэтому мы тоже не должны находиться в центре внимания, мы можем отвернуться от своих деяний, можем приняться за задания, которые Бог возлагает на нас в предстоящие недели.

Мария – недуховная девушка и в то же время благословенная. Она покорна Богу. Она уверена, что Он всё делает правильно. Именно поэтому – спустя девять месяцев Христос рождается не в районной больнице Назарета, а в хлеву в Вифлееме – Бог приходит к тебе, потому что ты есть ты. Он за тебя. Он на твоей стороне.



Титульная страница газеты №25. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА