МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Декабря 2009 года
На третьей неделе адвента
Пс.39, 2
Твёрдо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне и услышал вопль мой.
В Ветхом Завете периодически можно встретить упоминание о том, что народ (или отельный человек) «вопил ко Господу». Что такое этот вопль? Выражение крайней нужды, когда обстоятельства таковы, что человек уже не может спокойно говорить о своих делах, а именно вопит о них. Но проблема не в том, что народ вопил к Богу, а в том, что он обращался к Нему именно в тот момент, когда ничего другого, кроме как вопить, уже не оставалось. В эпоху относительной стабильности об Истинном Боге вспоминали мало, позволяя себе ходить вослед богов иных. И лишь година бедствий, явив всё бессилие языческих идолов и собственное бессилие, побуждала обращаться к Истинному Богу с воплем отчаяния. Именно такую картину являет нам Ветхий Завет. Со времени написания 39-го Псалма прошло не одно тысячелетие, а воз, как говорится, и ныне там. Когда сегодняшний человек вспоминает о Боге? Именно тогда, когда ему очень плохо. В остальное время люди предпочитают обходиться своими силами. Но даже если человек вспоминает о Боге, то обращается ли он к Нему с верой или просто потому, что больше уже обратиться не к кому?
Отличие истинного христианина от формального христианина и от неверующего в том, что он имеет с Богом постоянное общение, основанное на глубоком доверии, или, выражаясь словами псалмопевца, на твёрдом уповании. Для подлинно верующего Бог является неотъемлемой частью бытия – Отцом, связь с Которым не прерывается. И вот что примечательно: постоянство в общении исключает ситуацию, в которой надо вопить, потому что пребывающий в постоянном общении исполнен силы Святого Духа, позволяющей переносить даже очень тяжкие испытания с удивительной стойкостью. Примеры сему можно найти на протяжении всей истории Церкви.
Какое общение с Богом имеем мы? Спорадическое, исполненное эмоциональных всплесков или спокойное и постоянное? Об этом стоит задуматься. Хотя бы потому, что практика обращения к Богу только в случае крайней нужды – самоограбление. Оно лишает возможности постоянного соприкосновения с источником силы и потому восприятие многих ситуаций может быть окрашено в трагические тона. Христос говорит: «Блаженные нищие духом». Почему? Потому что человек, осознающий нищету, будет стремиться к избавлению от неё и постоянно держаться за руку Господа, а не судорожно хвататься за неё время от времени. Будем молить Отца Небесного о том, чтобы Он помог нам осознать свою нищету и побуждал нас стремиться к постоянному общению с Ним. Потому что именно через такое общение приходит твёрдое упование, позволяющее достойно встретить любое бедствие. Аминь.