МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Декабря 2009 года
Рождество Христово
1 Кор.8, 2-3
Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
Человеку (возможно по его великой гордыне) свойственны постоянные претензии на всезнание. Мне доводилось встречаться с людьми, которые, столкнувшись с непонятным для них явлением, вместо того, чтобы честно сказать «я не знаю, что здесь происходит», предпочитали дать объяснение столь же сложное, сколь и неубедительное. Может быть и другой вариант – осознавая свою несостоятельность, проигнорировать явление, объявить его несуществующим или вообще сделать тему запретной. Достаточно вспомнить, как наука Советского периода относилась к паранормальным явлениям и перспективам исследования таковых. Претензии на всезнание распространяются людьми и на Бога. Чем занимаются богословы всех исповеданий? Тем, что пытаются препарировать Всевышнего. И когда им кажется, что они достигли успеха, они начинают с удивительным апломбом рассуждать о свойствах Бога, о Его сущности, о Его возможностях и т.д. Сие происходило в ранней Церкви, сие происходило в Средние века, сие происходит и сейчас. Поистине, этот тот самый случай, к которому как нельзя лучше подходят услышанные сегодня слова св.Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать.». Связь данного апостольского слова с сегодняшним праздником не случайна. Ведь именно Рождество Христово является напоминанием о величайшей тайне, с которой мы соприкасаемся, обращаясь помышлениями к событиям Святой Ночи.
Живя в Москве, очень трудно увидеть звёздное небо во всём его великолепии. Но это стоит сделать. А чтобы совершить сие, уехать куда-нибудь, где свет, созданный руками человека, не мешает увидеть свет, созданный Богом. Верующему стоит изыскать возможность увидеть звёздное небо, потому что, видя неисчислимые мириады звёзд и хотя бы в какой-то степени осознавая бездны пространства, отделяющие нас от них, мы можем ощутить грандиозность творения. Ни один человек не в состоянии охватить взглядом всю Вселенную. Более того – мы даже не можем представить себе, что это такое, ибо сие пространство слишком велико для нашего сознания. И если творение столь грандиозно, то насколько более грандиозен его Творец! И если мы не в состоянии вместить творения, то как можем вместить Творца?! А теперь посмотрим на себя в масштабе этого творения – кто мы есть? Неизмеримо малая величина… И кто мы по сравнению с Богом? – ничто. Не случайно восклицает псалмопевец: «Господи!, что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что Ты обращаешь на него внимание?». Именно поэтому столь удивительно и таинственно Рождество. Ведь в нём Бог – непредставимое и страшное в своём могуществе существо – умаляется до состояния беспомощного младенца и из запредельной трансцендентности снисходит в место, находившееся на задворках обитаемой части вселенной… В Таинстве Рождества Бог частично воспринимает человеческую природу, ибо Христос в одно и то же время Истинный Бог и Истинный Человек. Каким образом всё сие становится возможным? Наверное, в свой час, достигнув Его Царства, мы сможем это познать. Но в пределах нынешнего мира совершившееся совершенно непостижимо и «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать.». Рациональный разум отвергает эту тайну именно потому, что не в состоянии объяснить её. Но мы не случайно называемся верующими. Мы называемся так, потому что, соприкасаясь с Божественной тайной, отвергаем рациональный разум – мы прикасается к этой тайне посредством веры, ибо, как говорит нам Апостол, «…кто любит Бога, тому дано знание от Него.». Вера не раскрывает перед нами «механизма» Боговоплощения, но она даёт возможность познать его суть. А эта суть такова, что вот уже 2000 лет мы радуемся Рождеству, ибо вера открывает нам великую благодатность этой тайны.
В чём же сия благодатность? Что побуждает нас радоваться – радоваться искренне и нелицемерно? Мы радуемся, ибо познаём, что небезразличны Богу. Не мы пришли к Нему, а Он пришёл к нам. Пришёл, дабы быть с нами, дабы жить нашей жизнью, дабы воссоединить нас с Собой, дабы избавить нас от проклятия смерти и открыть нам путь в вечность, в новое творение, к новым небесам и новой земле, которые мы именуем Царством Божиим. В тайне Рождества Бог перестаёт быть абсолютно непостижимым и недоступным, ибо становится одним из нас. Мы не знаем и не можем познать, как выглядит Бог-Отец, но мы знаем, как выглядел Христос, подобный нам во всём кроме греха…
Сколь велика любовь Творца! Думали ли вы когда-нибудь о том, сколь трудно и мучительно высшему войти в облик низшего; сколь трудно всемогущему и вездесущему стать ограниченным во времени и в пространстве? Думали ли вы о том, сколь трудно было обладавшему всезнанием Христу втолковывать Высшую Истину ограниченным людям, иногда не могшим, а иногда и не желавшим понимать Его? Но Он делал сие, совершая Своё служение Искупления и Спасения – делал, потому что возлюбил нас. И не только возлюбил, но любит и сейчас. «…кто любит Бога, тому дано знание от Него.». Не надо мудрствований, не надо сложных логических построений. Взглянем на звёздное небо, дабы понять свой масштаб в творении, свой масштаб в сравнении с Творцом – понять, осознать свою малость и смириться с собственной малостью. Потому что только в этом смирении человек в состоянии оценить любовь Бога – оценить и от всего сердца возрадоваться ей.
Рождество Христово, Первое Пришествие Христа – это шаг Бога навстречу нам. Возрадуемся же тому, что Господь взыскал нас и сделаем шаг навстречу Ему. В чём этот шаг? В устранении из своей жизни всего, препятствующего обретению вечности, в возрастании в святости, в раскрытии своей души для действия Святого Духа, в отдаче всего себя в руки Господа. В сутолоке повседневности это непросто – так же непросто, как непросто в ночной Москве увидеть звёздное небо. Но это нужно сделать. Остановить свой бег, уединиться, услышать тишину, посмотреть на звёзды, дабы вспомнить Святую Ночь, в тиши которой впервые прозвучали слова, возвещающие великую и радостную тайну: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…». Аминь.