МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Декабря 2009 года
1 воскресенье после Праздника Рождества
Ис.63, 7-9
Воспомяну милости Господни и славу Господню за всё, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем. Во всякой скорби Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.
Только что мы с великой радостью отпраздновали Рождество Христово или, говоря проще, день рождения нашего Спасителя. Не день памяти, но именно день рождения, ибо наш Господь жив и до сегодняшнего дня пребывает с нами. Когда празднуют чей-либо день рождения, то тому, кого поздравляют, что-то дарят. Таков обычай, причём не самый плохой. И если уж мы празднуем день рождения Христа, то надо подумать о том, что возможно подарить Ему. Вопрос непростой. Что можно подарить Истинному Богу, если в этом мире и так всё принадлежит Ему? Согласитесь, весьма глупо предлагать кому-нибудь в дар его же имущество. И тем не менее есть нечто, что мы дать всё-таки можем. Опираясь на слово, речённое через пророка Исайю, можно смело сказать, что одним из таких даров является наша благодарность. Это одно из самых естественных чувств человека, возникающее как ответ на приходящее к нам добро - чувство, побуждающее к столь же благим ответным деяниям. Увы, сегодня сие чувство, как и многое другое в этом мире, стало объектом коммерции, утратив изначальную искренность. Об этом можно было бы немало сказать, но сейчас не время говорить о благодарности среди людей, т.к. мы говорим о благодарности по отношению к Богу. Увы - здесь положение ещё хуже, чем среди людей. Люди имеют свойство напоминать о том, что их нужно благодарить, а есть и такие, которые просто не дадут тебе забыть о благодарности. Бог о благодарности не напоминает никогда, потому что любит нас. А истинная любовь всегда жертвенна, и её деяния творятся не в расчёте на благодарность, а просто потому, что любящий не может поступить иначе. Бог не требует благодарности и не напоминает о ней. Может быть, именно поэтому то и дело получается так, что, имея нужду, мы приходим к Нему с прошениями, а, получив просимое, принимаем таковое как должное и не утруждаем себя ни благодарностью, ни признательностью. Причина сего непонятна – то ли излишняя стыдливость, то ли бессовестность – тут каждый может выбрать тот вариант, который ему больше подходит. Однако, тот, кто не имеет в себе искренней благодарности по отношению к Творцу, тот не понимает, что происходит между ним и Богом. Это значит, что нет единства, нет пребывания в Боге, нет настоящей связи с Ним, и Отец небесный не столько Отец, сколько средство для исполнения желаний. Что ж, сие означает, что надо освежить память и вспомнить о том, что сделано Богом для нас.
Пророк возвещает: «Воспомяну милости Господни и славу Господню за всё, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву … Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние». Несмотря на свою избранность, несмотря на Закон, народ Израиля постоянно отпадал от Бога. Закон и Заповеди находились в пренебрежении. И дело не в том, что народ впадал в идолопоклонство. Этот факт был лишь следствием того, что в отношениях между собою люди руководствовались не Словом Божиим, но своими желаниями и похотями, т.е. не хранили верности Богу своему, отпадали от Него. Итак, неверность, отпадение, предательство. И что же делает Господь? Ради вразумления и обращения Он попускает людям ощутить последствия этих отпадений, но, тем не менее, никогда не оставляет их. Общение и откровение не прерывалось никогда - даже в такой мрачный период истории Израиля, как годы Вавилонского плена. Об этом напоминает Книга пророка Иезекиился, призванного Богом на служение не в Иерусалиме, а на далёкой чужбине. Годы плена сыграли свою роль – народ преобразился, но увы - по мере продвижения к Новозаветным временам возрастал не столько в живой вере, сколько в законничестве. И, тем не менее, именно к этому народу, многократно отпадавшему от своего Бога, Мессия был послан прежде всего. И лишь после того, как Его Слово было отвергнуто, стала возможной проповедь язычникам. Избранный народ Ветхого Завета отверг своего Спасителя и пригвоздил Его ко кресту. Тем не менее, даже после этого сей народ не отвергнут окончательно. Возможность обращения и спасения для жизни вечной существует для иудеев и сегодня. Другое дело, что, упорствуя в непринятии Христа, они сами отторгают себя от Господней благодати. Кстати, несмотря на все свои заблуждения, иудеи очень хорошо понимают необходимость благодарения. Как сказал мне один раввин – молясь, мы не столько просим у Бога, сколько благодарим Его. Хороший и весьма полезный обычай, потому что у нас поводов для того, чтобы быть благодарными Господу, не меньше, чем у иудеев.
Мы виноваты перед Всевышним во многом. Получивши от Него Самого Откровение Его воли, явленное нам во ипостаси Христа, мы позволили себе всевозможные заблуждения и ереси. Добрые христиане разодрали на части Церковь, народ Нового Завета, и эти части прониклись друг ко другу не только неприязнью, но даже и ненавистью, ставшей источником многих преступных войн. Добрые христиане постоянно противостоят Богу в большом и в малом, постоянно грешат и не очень думают о покаянии. И, тем не менее, Господь не оставляет нас. В Рождестве, в Своём Первом Пришествии Он приблизился к нам настолько, насколько это возможно. И это было не единовременное действие, ограниченное тремя годами Его земного служения, но состояние, продолжающееся и сегодня, ибо и сегодня исполняется обетование, данное Им Своей Церкви – Я с вами во все дни до скончания века. Наверное, самое прискорбное в том, что мы не замечаем этого присутствия, не ощущаем Божьего действия, а, соответственно, не испытываем никакой потребности в благодарности или испытываем её в минимальном размере. Если так, то это подлинная духовная слепота, от которой надо исцеляться как можно скорее. Но как? Есть хороший способ – надо посмотреть на свою жизнь в ретроспективе. Чтобы заметить действие Божьего промысла в текущий день, надо обладать большим духовным опытом, приходящим через длительное пребывание в единстве с Богом. Действие промысла Божия на протяжении нескольких лет заметить проще – только для этого нужно всерьёз задуматься о том, что произошло в твоей жизни в предшествующие годы, какие варианты решений были в узловых её моментах. Если сделать так, многое станет понятнее. Есть известная притча о человеке, который увидел себя идущим по берегу моря вместе со Христом. Оглянувшись назад, этот человек узрел, что в самых трудных местах на песке отпечаталась только одна цепочка следов. И тогда он спросил Господа: почему в самых трудных местах я вижу только одну цепочку следов, если Ты обещал, что всегда будешь со мною? На что Господь ответил: в самых трудных местах Я нёс тебя на руках. Вот эти руки, бережно несущие нас, и должно ощутить всем нам. Ощутить, чтобы преисполниться искренней благодарности нашему Богу, Который среди всех терниев жизни преходящей ведёт нас к вратам вечности.
Любое чувство нуждается в выражении действием. В чём же должна выразиться наша благодарность Господу – в пышных фразах и велеречивых молитвах? Нет, ни в коем случае. Не надо ни того, ни другого. Благодарность должна побудить нас уделять больше внимания нашему Небесному Отцу, как можно чаще общаться с Ним и жить по Слову Его. Чувство благодарности Богу должно побудить нас служить ближним, в каждом из которых мы призваны прозревать лик Христа. Потому что для христианина каждый человек – не просто человек, но тот, ради которого Христос пришёл в этот мир и за кого Он умер. Мы получили и получаем от Бога очень многое. И то, что получаем, должны передавать дальше, обращая людей к источнику благодати, мира и жизни.
На Рождество люди дарят друг другу всевозможные подарки, радуются им и благодарят друг друга. Христос подарил нам намного больше, чем любой человек – Он открыл нам вечность и пребывает с нами, помогая идти к ней. Возблагодарим же Его от всего сердца и пребудем в единстве с Ним и в служении ближним! Аминь.