МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Января 2010 года

2 воскресенье после праздника Рождества


Числа, гл.13, 2-4.22.26-29.31-32. – 14, 1-4.26-34

И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых. … Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; … И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней. И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мёд, и вот плоды её; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие … Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть её. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. … И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и всё общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет. … И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.

У известного английского писателя Герберта Уэллса есть ряд рассказов, в которых рассматривается примерно одна и та же ситуация. Самый обычный, можно даже сказать, заурядный человек в силу каких-то обстоятельств получает в распоряжение невероятные возможности, использование которых открывает фантастические перспективы. Но оказывается, что эти возможности настолько превосходят интеллектуальный уровень своего обладателя, что тот просто не знает, что с ними делать. И в результате они либо используются на ерунду, либо не используются вообще. Соответственно, удивительные перспективы, открывавшиеся благодаря этим сверхвозможностям, оказываются бездарно упущенными. При всей фантастичности сюжетов, Уэллс очень точно описал ту самую черту человеческой натуры, о которой говорит нам сегодняшнее чтение.

Через некоторое время после Исхода из Египта народ израильский приблизился к границам земли обетованной. «И сказал Господь Моисею: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым». В соответствии с этим повелением люди отправляются на разведку. Со своей задачей они справились, однако далее с ними произошло то самое, о чём писал Уэллс. Они оценили ситуацию с точки зрения своей посредственности, совершенно не учтя тех возможностей, которые открывала перед ними помощь Господа. Да, им предстояло войти в землю, население которой отличалось высоким уровнем развития. Им противостояла не горстка дикарей, но мощные крепости и регулярные вооружённые силы, намного превосходившие евреев своей численностью. С точки зрения объективной реальности сил для завоевания Ханаана было недостаточно. Но в том-то всё и дело, что исход сражения должна была решить отнюдь не человеческая сила. Обещанная помощь свыше давала народу Израиля возможность выиграть там, где сами по себе они неминуемо бы проиграли. Потому и сказали народу Иисус Навин и Халев: «…не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их». Однако люди не могли вместить в своё весьма примитивное сознание помощь свыше, помощь незримую. Они признавали только то, что могли увидеть глазами и потрогать руками. Именно поэтому они - все как один – отказались идти вперёд и решили вернуться в Египет. «Для чего Господь ведёт нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жёны и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет». Итак, уже стоя у порога земли обетованной, в которой они наконец-то стали бы по-настоящему свободными, они решают добровольно возвратиться в рабское состояние. Удивительная возможность оказалась упущенной и последствия этого упущения были весьма тяжкими – вместо нормального бытия почти сорокалетнее скитание по пустыне, в ходе которого предстояло умереть всем, кому на момент отступничества было более 20 лет. Люди могли получить то, о чём так долго мечтали, но не получили ничего кроме скитаний, голода и смерти на чужбине. И всё из-за того, что они не смогли вместить Господне обетование, не смогли поверить ему и принять его. Видимое оказалось более значимым, нежели невидимое.

Мы очень часто ведём себя как древние евреи в процессе Исхода. Мы строим свою жизнь исключительно на основании видимой реальности, без учёта Господних обетований. Соответственно, те возможности, которые открывают перед нами указанные обетования, остаются неиспользованными. Евреи, отказавшись идти в землю обетованную, выиграли несколько лет спокойной жизни, но проиграли намного больше. Так же и с нами – не следуя воле Господа, мы проигрываем больше, чем выигрываем, да и сам выигрыш наш тоже сомнителен. Житие не по воле Господа, а по своей позволяет вести более спокойное существование, но таковое может быть разрушено в любой момент – ведь мы живём в бесправном государстве, в котором властвует не закон, но деньги. И, если так произойдёт, то с чем останемся? Ситуация в пустыне напоминает о том, что каждый из нас стоит перед выбором источника упования. На кого мы уповаем больше – на Бога или на самих себя? Если на себя, тогда нашим достоянием станут упущенные возможности. Если же мы будем уповать на Бога, то тогда даже невозможное станет возможным. «Только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их». Последуем этому слову и будем прежде всего уповать на Бога, а во-вторых, ничего не бояться! И чтобы нам было проще поступать так, вспомним Апостолов. Им предстояла грандиозная задача, а, между тем, кем были они – те, кто должен был исполнить её? Простые люди, не принадлежавшие к высшим сословиям, не имевшие никакого богатства, не имевшие образования и вообще не имевшие ничего, кроме Откровения Истины, которое им следовало возвестить. Поистине, у них были все основания поступить так, как евреи в пустыне, т.е. убояться и не делать ничего. Однако, они уповали не на себя и не на свои ресурсы, а на Христа, на силу Святого Духа. И они не ошиблись. Силою Божией всего несколько человек действительно изменили мир. Апостолы и их ученики с дерзновением исполняли то, что поручил им Господь и результаты превзошли все ожидания. Уже при их жизни Истина Христова перешагнула национальные и государственные границы и в главном городе тогдашнего мира – в Риме – проповедовалась невозбранно. Если бы евреи в пустыне имели такое же дерзновение и такое же доверие Богу, история выглядела бы совершенно по-другому. Что из всего этого следует?

Бог через пришедшего в мир Единородного Своего Сына дал нам удивительные обетования, которые, с одной стороны, своей грандиозностью, а с другой, своей благодатностью, намного превосходят обетования, данные древним евреям. Им была обещана территория – совсем небольшая и далеко не самая лучшая в этом мире. Нам обещано Царство Божие, в сравнении с которым самое лучшее, что есть на земле – ноль. Евреям обещали только лишь землю. Нам обещана вечность - жизнь, не имеющая пределов. Всё это мы можем получить, если будем иметь надлежащее дерзновение и, всецело доверившись Господним обетованиям, делать то, что Он хочет от нас, даже в том случае, если с точки зрения обычного человека это будет безумием, противоречащим всем устоям и традициям! Но для того, чтобы иметь такое дерзновение, надо действительно быть в Боге, надо быть с Ним и ни при каких обстоятельствах не сомневаться в Нём и в истинности Его слова, чтобы не оказаться в положении древних евреев, которые могли получить многое, но не получили ничего именно потому, что не поверили Богу. Нам, крещёным во имя Христово, дан уникальный шанс, которым надо воспользоваться в полной мере, чтобы потом не испытывать горьких сожалений, подобных сожалениям людей, обречённых на сорокалетнее скитание по пустыне. «Живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы, исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдёте в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса, сына Навина».

Когда история этого мира подойдёт к завершению, когда совершится Последний Суд на человечеством, все люди будут разделены на спасённых и проклятых. Сегодня никто не может сказать, в чём именно будут заключаться муки и страдания осуждённых на этом Суде, однако вполне возможно, что неотъемлемой частью таковых будут сожаления о безвозвратно упущенном, об упущенных возможностях, а также сознание того, что твои ближние, те, кто был рядом с тобою, кто по своим возможностям ничем не отличался от тебя, получили то, что ты упустил – подобно тому как из всех евреев, кому на момент отступничества было больше 20 лет, т.е. из многих тысяч, в землю обетованную вошли лишь двое - Халев и Иисус Навин. Поэтому забудем о слове «невозможно», и с упованием на Христа пойдём вперёд, не боясь никого и ничего. Христос царствует, Христос побеждает, Христос пребывает с нами, Христос придёт опять! И если мы будем пребывать с Ним и будем повиноваться Ему, то станем соучастниками в Его победе! «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её; но раба Моего Халева, за то, что в нём был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует её». Аминь.