МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Января 2010 года

1 воскресенье после праздника Богоявления


Мк.1, 9-13

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

Крещение Христа в Иордане… Совершенно особенный день в Священной истории и в земной жизни Спасителя, следующая веха после Рождества. Именно этот день отграничивает Его прежнюю жизнь, длившуюся 30 лет, от длившегося всего 3 года служения – периода, намного более короткого, но несоизмеримо более важного. О жизни Христа до Крещения, в возрасте от 12 до 30 лет евангелисты не сообщают ничего, и, соответственно, мы ничего не знаем о ней. Почему же такое молчание? Потому что в этот период жизнь Спасителя ничем не отличается от жизни обычного человека. Он был занят тем же, чем и любой из нас – повседневным трудом. Как сказано у св.Луки, Иисус пошёл со своими родителями в Назарет «и был в повиновении у них». Со Дня Крещения начинается нечто совершенно иное – служение спасения, завершившееся крестом Голгофы – жертвой за грехи мира. Со дня Крещения начинается служение спасения, которое, проведя Христа через страдания и смерть, привело Его к славе Воскресения и Вознесения. Размышления над историей, которую мы слышали в сегодняшнем Евангелии - историей крещения Господня - привели меня к вопросу: есть ли в жизни человека граница, подобная дню Крещения Господня? Есть ли в жизни граница, за которой заканчивается повседневность и начинается нечто иное?

На рубеже IV-V столетий после Рождества Христова в Римской империи проживал человек, которого сегодня мы знаем, как блаженного Августина, отца Западного богословия, одного из великих подвижников древней Церкви. В этом качестве о нём слышали многие. Намного меньшее число людей знает, что в молодости будущий епископ и учитель Церкви вёл жизнь, обычную для молодого повесы из состоятельной семьи, т.е. пребывал в состоянии полнейшей распущенности. Благодаря вере своей матери, он был знаком с христианством, но не имел никакого желания приобщаться к нему. Однако, настал день, когда мот и повеса исчез, а на смену ему пришёл человек, отдавший все свои силы и жизнь служению Христу. От блаженного Августина нас отделяет более полутора тысяч лет. В намного более близкое к нам время, в XIX веке, в Москву из Германии приехал врач Фридрих Йозеф Хааз, преуспевший на своём поприще, и в течение долгого времени ведший жизнь, совершенно типичную для добившегося успеха представителя своей профессии. Но однажды этот человек исчез, и на смену ему пришёл врач-служитель, совершивший столь удивительные подвиги самоотвержения и милосердия, что уже при жизни его почитали святым. Что объединяет этих двоих и очень-очень многих? То, что в их жизни наступал некий момент, отделявший одну часть жизни от другой, момент фундаментального переосмысления своего мировоззрения, своих отношений с Богом и с людьми. Как и Крещение Иисуса, этот момент заключает в себе великую тайну, ибо в нём под действием Святого Духа совершалось и совершается внутреннее преображение, фундаментально изменяющее личность – фундаментально настолько, что изменившийся человек имеет мало общего с собой прежним. Совершающееся преображение столь фундаментально, что в его процессе самая обычная личность превращается в светоч благодати.

Разумеется, блаженный Августин и доктор Хааз – только двое из многих и многих, с кем случилось нечто подобное. Однако, даже в том случае, если таких людей намного больше, нежели мы знаем из истории – даже в этом случае их всех значительно меньше, нежели тех, с кем не произошло ничего похожего. Почему так? Почему кто-то фундаментально изменяется, а кто-то нет? Почему кто-то переосмысливает своё бытие и начинает жить иначе, а кто-то от первого до последнего дня бредёт одной и той же дорогой? Господь хочет, чтобы все люди спаслись. Никто не исключён из возможности спасения. Почему же тогда одни нисходят в свой Иордан, дабы выйти из него преображёнными, а другие проходят мимо своего Иордана, не заметив его? Может быть потому, что настолько увлекаются повседневностью, настолько привязываются к ней, что этот Иордан им не так уж и нужен?

Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Так говорит нам Его Откровение. Именно поэтому Христос взошёл на крест за грехи всего мира, и любой человек, принявший эту жертву, становится участником обетований благодати. Именно поэтому Господь и сегодня обращается к каждому человеку. К сожалению, человек по своей натуре существо достаточно косное и ленивое, и по отношению к призывам Всевышнего страдает изрядной глухотой. Вследствие сего Господь вынужден посылать нам серьёзные встряски, которые помогли бы оторваться от повседневности и задуматься о чём-то помимо текущих дел. Т.е. Он создаёт ситуации, которые способствуют переосмыслению своего бытия (нечто подобное, кстати, было с теми людьми, о которых мы сегодня говорили). Вопрос лишь в том, как человек реагирует на указанные ситуации – становится они для него духовным Иорданом или всё возвращается на круги своя, как только ситуация немного стабилизуется? Господь призывает каждого из живущих, но этот призыв надо услышать, суметь понять с тем, чтобы откликнуться на него, как откликнулись Августин, д-р Хааз и многие другие из всех колен и языков. Отсюда следует важный вывод: нельзя просто так, бездумно, плыть по течению. Всё, что происходит с тобою в жизни, должно осмысляться. Так или иначе, но Господь подводит к Иордану каждого из нас. Но этот подход должен быть осмыслен человеком, чтобы он пошёл именно к Иордану, а не от него. Тот же, кто пошёл в нужную сторону, должен не остановиться на берегу, но, подобно Иисусу, войти в воду, совершающую духовное перерождение.

Вопрос, которым рано или поздно задаётся любой нормальный человек, это вопрос о смысле жизни. Не жизни вообще, а своей собственной. В обычных повседневных условиях ответ на этот вопрос получить невозможно, поэтому приходится довольствоваться либо какими-то ущербными вариантами, либо способной вызвать только депрессию материалистической гипотезой о том, что жизнь является следствием сочетания случайных факторов и потому смысла как такового не имеет. Истинный ответ может быть получен – но он может быть получен только тогда, когда, услышав призыв Божий, мы пересечём границу между ветхим и новым человеком внутри себя. Именно в этом переходе раскрывается и смысл бытия и нечто намного большее, потому что в нём происходит совершенно особенное соприкосновение с Богом, после которого уже невозможно смотреть на мир так, как прежде. Я не могу сказать сейчас, что может послужить Иорданом в жизни человека. Мы очень разные, и, соответственно, у Бога есть много путей. Однако, в одном можно быть уверенным: если желать этого момента и быть готовым к нему, то он произойдёт.

Путь служения, который открывается человеку посредством преображения, труден и тернист. Точно так же, как и путь Христа, он исполнен многих горестей и страданий. Но тот, кто пребывает с Богом, не брошен в одиночестве. Св.Марк, говоря о том, что произошло с Иисусом после Крещения, говорит: «И Ангелы служили Ему». То же самое будет и с нами, ибо Господь никогда не оставляет того, кто пребывает с Ним и в Нём. Именно эта поддержка свыше и даёт возможность Его избранным творить удивительные деяния и подвиги христианской любви.

Со дня Крещения Христа в Иордане начинается Его служение, исполнение той миссии, ради которой Он и пришёл к нам. Да совершится сей Иордан в жизни каждого из нас, дабы каждый из нас познал смысл своего бытия, своей миссии и совершил то, что предназначил ему Господь. Аминь.