МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Февраля 2010 года

Проповедь во 2-е воскресенье Великого поста


Рим.5,1-11

Братья, итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

Дорогие братья и сестры,

молитва – это наш разговор с Богом. Вы часто молитесь? Охотно ли Вы разговариваете с Богом? Или Вы обращаетесь к Богу только тогда, когда Вам плохо – в соответствии с известной немецкой пословицей «нужда учит молиться» или Вы совершаете молитву регулярно – в одиночку или со своей супругой или супругом и детьми? Но бывало ли Вам когда-нибудь настолько плохо, что Вы не могли больше молиться и не знали, как Вам жить дальше? И что Вы тогда делали? Что говорили? Страдая от невыносимой боли не спрашивали ли Вы тогда – подобно пророку Иову: О небеса, чем я заслужил такое страдание? А вот св. Апостол Павел говорит нам – и особенно актуальным становится для нас это слово в момент наших страданий – «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим.5,3-5). Но как бы то ни было – от страданий к любви Божией путь весьма неблизкий.

Можем ли мы, страдая, довериться такой рациональной аргументации? Достаточно ли прочны звенья этой логической цепочки? И действительно ли это - такая истина, в которую мы не только верим, но и в соответствии с которой живем? Или наши внутренние возражения окажутся сильнее? Появляется ли у нас желание перебить Апостола и сказать свое веское «но….» или мы следуем его логике и позволяем ему указать нам новый путь?

«Зная, что от скорби происходит терпение» - в этих словах чувствуется опыт человека, который ради своей веры не просто претерпел притеснение, но удостоился уподобиться в своих страданиях Самому Господу. И все же, страдая, он заметил, что не гибнет, но что его поддерживает некая сила. Человека, не позволявшего обстоятельствам лишить себя мужества, но твердо держался Того, Кто предшествовал ему в страданиях. Терпеливо перенесенные испытания, внутренний рост благодаря им – вот как открываются человеку чудесные горизонты надежды, необъяснимой, дарованной посреди всех испытаний.

Для св. Апостола Павла – человека, которому Господь доверил апостольское служение – это абсолютно непререкаемая, онтологическая истина, в соответствии с которой он существует. Он верит, что Бог принял нас, что Бог сказал нам Свое «да». Он отдал Сына Своего Единородного за нас на смерть и Сын сей воскрес из мертвых, чтобы совершить дело нашего спасения. Из-за грехов наших Сын был умерщвлен на кресте, ради нашего оправдания Он воскрес. Бог сделал это, потому что Он хочет, чтобы мы жили. Последствия из этого для жизни Павла он тут же и перечисляет. Прежде всего, он называет мир (5,1): Он есть у нас потому, что нам смертью Иисуса даровано прощение грехов (5,10-11): Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. Вот оно, основание нашей надежды: Павел и мы вместе с ним верим, что через все страдания и лишения мы идем к славе Божией (5,2): хвалимся надеждою славы Божией.

Наш повседневный опыт далек от этой славы, повседневность – это притеснение, нужда, смерть. Ко всем испытаниям, которым подвергаются все люди, у христианина добавляется еще и ощущение собственного бессилия, неспособности жить в соответствии с тем, что он знает и во что верит и достоверно об этом свидетельствовать, а сверх того – ненависть всего мира, ничего не желающего знать о Христе.

Там, где тело умерщвляется и с человеческой точки зрения ничего не получается, там человек может свидетельствовать о любви Божией, переполняющей его сердце. Там, где человеческий дух готов сдаться, там раздается свидетельство о Святом Духе, который исцеляет больную душу и животворит умирающий дух. Если кто-то может под таким углом взглянуть на историю своих страданий, то это большой подарок, дар Божий. Не человеческая логика, ни сила убеждения аргументов человеческого разума, но нечто, что дает Сам Дух Святой. Только с этой позиции, с конца, с точки зрения всеобъемлющей любви Божией можно было сказать: «хвалимся и скорбями». Как раз оттого, что у нас есть надежда, мы можем выстоять. А в терпении наша надежда еще более возрастает. И это не самообман, самоутешение, но доверчивое слово «да» произнесенное нами перед любящим нас Богом.

 

МОЛИТВА

Господи и Боже наш, даруй нам и в горе и скорби ощущать присутствие Твоей любви, которой мы всегда можем доверять и обретать новую надежду. Аминь.