МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Февраля 2010 года

Проповедь 1-го воскресенья великого поста


Евр.4,14-16

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Наш милостивый Первосвященник

Дорогие братья и сестры, Вы когда нибудь пробовали осуществить какие-нибудь грандиозные планы, влияющие на всю Вашу жизнь? Построить дом? Или хотя бы выхлопотать себе пенсию? Если да, то Вы уже сейчас знаете, о чем пойдет речь. Каждый проситель знает это – заявление в соответствующую инстанцию, иначе говоря – прошение. Потом – томительное ожидание… И уже на этом этапе на нашем пути может встретиться первое препятствие – если чиновники отклонят наше заявление. С помощью личной беседы иногда всё же удается добиться в конце концов положительного результата. Если мы знаем, что должен состояться такой разговор, то точно постараемся как можно меньше говорить. Задолго до беседы придётся подумать – что сказать? Как сказать? Как убедить? И прежде всего – как уложиться в малое время, которое нам отведено? Ибо высокопоставленные чиновники не любят заниматься частностями – мы все это прекрасно знаем. И у них мало времени. Это обстоятельство превращает такой разговор в событие, заставляющее нас здорово поволноваться. Но насколько сложнее обстояло бы дело, если бы речь шла не о доме или пенсии, а о вопросах веры и спасения нашей души. Или о противостоянии искушениям. Это намного сложнее, чем построить дом! И прежде всего – опасность в случае неудачи гораздо больше!

Уже в Евр.2,17 Иисус именуется «милостивым и верным Первосвященником». Остается только уяснить, в каком смысле это применимо ко Христу.

4,14: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Уже в начале послания говорится о вере, которую автор послания предполагает у тех, кому эти строки адресованы. Веру в то, что во Иисусе имеем великого Первосвященника. Еврейское слово «Первосвященник» уже имеет значение «большой священник». Таким удвоением «великий большой Первосвященник» подчеркивается, что Первосвященническое служение Иисуса Христа превосходит все мыслимые аналогии. Земные первосвященники могли лишь следить за храмом, входить во святилище. Иисус Христос «прошел небеса», чтобы служить в небесном святилище. Вспомним о Вознесении Господнем, при котором Он «воссел одесную престола величия на высоте» (1,3). «Небеса» обозначают здесь то, что отделяет нас, грешных, от святого Бога. Но Иисус прошёл эти небеса за нас и находится теперь в истинном Святилище. При этом он ещё совершил нечто, совершенно невозможное для любого другого Первосвященника: Открыл нам возможность приступить с дерзновением к Богу. (4,16) Будем твердо держаться исповедания нашего – это очень весомое увещевание. И дело не в каком-либо символе веры, а в самой нашей вере во Иисуса Христа.

4,15: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

Несмотря на Свое совершенно особенное – высокопоставленное – положение, Иисус не отвращается от братьев, чью природу Он благоволил принять. В силу Своего уподобления братьям во всем» Он может сострадать нам. (2,17). Иисус очень хорошо знает, что значит «страдать»! И то слово в греческом, которое означает «сострадание к нам в славбости» - полностью созвучно применяемому в русском – правда в несколько ином смысле – «симпатия». Вот только «симпатия» к нам Иисуса носит не эмоциональный характер, но экзистенциальный, затрагивающий глубины нашего бытия: Он ведь знает, каково нам подчас приходится! Речь о том, что он знает нашу немощь и несет наше бремя – совсем как Он Сам заповедал и нам поступать по отношению друг ко другу! В противоположность идеалу стоиков с их безразличием богов по отношению к нашим страданиям, именно христиане знают, что Бог их понимает! По великому милосердию Своему даровал Он нам Сына Своего, Который нас поддерживает в искушении. Но и мы, когда страдаем и, страдая, держимся вероисповедания нашего – уподобляемся Христу! Это придает самим нашим страданиям смысл!

Да и искушения не являются для Иисуса чем-то неведомым. Напротив – Он «подобно нам, искушен во всем». Во время Своей земной жизни Он неоднократно должен был противостоять различным искушениям. Но что бы с Ним ни происходило – Он никогда не уклонялся от того, что было предначертано Отцом Небесным. Он был искушаем, но там, где мы люди по слабости нашей упали бы, Он устоял и приобрел победу. В послании идет речь о вполне конкретном искушении – попытки избежать страданий, проявив непослушание Богу. Так же был искушаем и Иисус – помните – предложение избежать крестной смерти? Страдание не было для Него чем-то обыденным или тем более желанным. Он преодолел искушение только осознанным послушанием воле Отца. И именно так открылось, что Он был лишен греха. А мы? Как дело обстоит с нами? Разве не искушает нас каждодневно жизнь наша и окружение? И даже там, где мы – казалось бы – могли бы чувствовать себя в полной безопасности – в Церкви! Например, благодаря ее постоянной секуляризации (обмирщвлению)? 4,16: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Или нам нечего попросить у Бога? Есть уже у нас всё? Мы совершенны и святы? В самом деле? Я думаю, это только так кажется иногда! Мы охотно сами себя объявляем святыми, а всех остальных кругом – виноватыми, а если и не виноватыми, то по меньшей мере – все-таки хуже, чем мы сами! Или мы и впрямь столь совершенны? Или сумеем противостоять любому искушению – подобно Иисусу?

Искушения, которым подвергаемся мы, похожи на те, которым подвергался Иисус. Именно поэтому мы можем приступить «с дерзновением к престолу благодати». В Ветхом Завете только священники могли приближаться к святилищу. Здесь же находим призыв, адресованный к каждому из нас – приступить к престолу Божию. Престол Божий называется «престолом благодати», эта благодать исходит от Небесного Святилища. Так вот Кому мы обязаны этой возможности – воззрить в небо не со страхом, но с дерзновением и упованием – Иисусу Христу! Но самое главное – каждый из нас вправе «обрести милость и благодать для благовременной помощи». Именно во время искушения, преследования или болезни наша молитва имеет решающее значение. Мы молиться во всякое время – не с сомнением или страхом – но с большой внутренней свободой. Тогда Отец наш Небесный – по заступничеству Сына Своего – дарует нам силы, чтобы устояли в искушении. Но нам нужно упорство, настойчивость в молитве – именно дерзновение, пока ещё не поздно, пока ещё можно говорить «ныне»!

Послание к евреям говорит нам, христианам: К Иисусу мы можем придти безбоязненно! Не подавая никакого предварительного заявления! И Он будет заниматься любой «частностью»! Дорогой брат, дорогая сестра! Тебе не нужно бояться, что ты злоупотребишь терпением Иисуса! У Него всегда есть для тебя время! Никакая твоя беда, сомнение или забота не будут для Него непосильны и Он не останется равнодушным к твоей просьбе! Никакой грех твой и никакая твоя слабость не покажется Ему лишком большой, Он ведь их знает! Его Самого искушали! Ему Самому случалось испытывать голод и жажду, случалось плакать и гневаться! Его уши всегда внимательны к голосу наших молений – именно тогда, когда мы взываем о помощи. И даже на смертном одре – на том пути, куда никто не может сопровождать нас, кроме Него – Он поддержит нас и утешит, даруя милость и благодать Свои. Аминь.

Помолимся ко Господу нашему Иисусу Христу, который призывает всех людей к последованию за Собою.

- Услышь нас, Христе
Ты постился сорок дней и противостоял искушениям лукавого
- помоги и Церкви Твоей побеждать зло
Ты питал алчущих и исцелял страждущих
- исполни наших прихожан готовности делиться с бедными.
Ты воскрешал мертвых к жизни
- обрати грешников к жизни в благодати.
Ты и в наше время призываешь жен и мужей следовать за Тобой
- даруй им радости на этом пути.
Господи, Боже наш, мы молим Тебя обо всей Церкви Твоей
- даруй всем верующим жажду Слова Твоего.
Молим Тебя обо всех, кто готовится принять св. Таинство Крещения
- соделай их живыми камнями при строительстве Церкви Твоей
Просим тебя обо всех грешниках
- исполни сердца их жаждой обращения
Просим Тебя обо всех народах земли
- помоги им обрести мир.
Ты призвал людей к небесной трапезе Твоей
- насыть всех приходящих к Тебе