№5. St.Peter-und-Paul Gemeindeblatt

Дорогие братья и сёстры,

Вы имели возможность заметить, что все предшествующие выпуски нашего листка открывались рассказом о соответствующем времени Церковного года, либо о приходящемся на таковое время празднике. В этом году апрель – своего рода «тихий месяц», на который не выпадает никаких праздников. Зато в мае мы будем отмечать Вознесение Господне, День Сошествия Св.Духа (Пятидесятницу) и День Св.Троицы. Чтобы не перегружать наш листок информацией, мы решили уже в этом номере дать краткий очерк о празднике Вознесения Христова, который и предлагается вашему вниманию.

Титульная статья

Хроника. Факты, события, комментарии

Возможна ли совместная молитва христиан различных исповеданий?

Пастор  Д. Лотов
Пастор  Г. Азиков

Решения Церковного совета
Строительство в марте

Скачать весь номер газеты в формате pdf для печати, размер файла 832882 байт.

(Титульная статья)

Как повествуют Евангелия, после Воскресения Иисус пробыл на земле ещё сорок дней. На сороковой день Он повел Своих учеников из Иерусалима по направлению к Вифании, на Елеонскую гору. Когда они поднялись на гору, Иисус объяснил ученикам истинный смысл Своего Воскресения и дал им последнее благословение. Затем, пообещав послать им вскоре Святого Духа, Он стал отдаляться от них и возноситься на небо. Явившееся облако закрыло Иисуса и ученики услышали голос небесных вестников: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Мк. 16:15-20; Лк. 24:42-53; Деян. 1:4-12).

Можно ли считать Вознесение именно праздником? Ведь в этот день вроде бы совершилось расставание Христа с учениками. Более того. Им было дано понять, что с этого момента Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Однако слова Спасителя, содержащиеся в Евангелии, наполнены не плачем разлуки и не прощальными словами. Скорее Христос отрицает Свой уход, предупреждает, чтобы Его не считали отсутствующим: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20).

Книга Деяний свидетельствует, что ученики отнюдь не были опечалены, ибо, поклонившись Вознесшемуся, "возвратились в Иерусалим с радостью великою". В последующие дни они единодушно пребывали в молитве в храме, прославляя и благодаря Бога. В это же время происходит избрание по жребию из других учеников Христовых Матфия, сопричисленного двенадцати Апостолам вместо предавшего Христа Иуды.

В принятом на Первом и Втором Вселенских соборах Символе Веры, содержащем все основные постулаты христианского учения, содержатся следующие слова: «Верую в Господа Иисуса Христа ... вознесшегося на небеса и сидящего одесную (т.е. на первом месте в Его славе) Отца». Это утверждение свидетельствует о чрезвычайной важности Вознесения Господня, а также выражает веру в Вознесение Христа, как данную Богом возможность причастности человека Божеству, т.е. возведение падшего человеческого естества от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе.

Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, обретя вездесущие пребывает с нами во все дни до скончания века. В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы. Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).

Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к V в., указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события можно обнаружить уже V в. на диптихах (складнях) и фресках Дата его передвигается в пределах мая - начала июня и приходится на сороковой день (в четверг шестой недели)после Пасхи. Св. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, также усваивает ему апостольское установление. В Средние века существовал обычай для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо совершать поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождая сие действо разными церемониями и песнопениями.

Вознесение Господне являлось сюжетом алтарной картины лютеранской церкви св.Архангела Михаила в Москве. В настоящее время эта картина, датированная 1764 годом, как и алтарь, частью которого она является, хранится в нашем соборе. После ожидающейся в недалёком будущем реставрации, алтарь будет установлен в капелле, которую планируется обустроить на галерее южного нефа.