Когда мы находимся под справедливым и заслуженным отлучением, нам следует уделять больше внимания тому, за что нас подвергли отлучению, — тому, чтобы либо делать, либо не делать этого (в зависимости от ситуации). Ибо отлучение всегда налагается по причине греха (который гораздо хуже любого отлучения). Но и здесь, как и во всем остальном, мы обычно по ошибке размышляем лишь о том, как болезненно наказание, но не о том, почему мы ему подвергаемся. Где ты сегодня найдешь людей, которые так же боятся согрешить и прогневить Бога, как боятся отлучения? И выходит, что мы боимся целительного наказания больше, чем ужасных грехов. Но и к этому следует отнестись с терпением и позволить, чтобы это происходило, — ради нашей чувственной природы, которая не видит духовный вред греха, но лишь чувствует боль наказания. Однако страх перед отлучением стал слишком велик благодаря тиранической власти и угрозам духовных судей, которые заставляют простых людей больше бояться наказания, нежели греха. Если отлучение несправедливо, нам следует особо остерегаться действий или бездействия, слова или молчания, за которые мы подверглись отлучению, — разве что мы делаем это без греха и не причиняем вреда нашему ближнему. Вместо этого нам следует смиренно сносить отлучение и с готовностью умереть в нем, если иначе нельзя. Не следует нам бояться и того, если нас не допустят к Таинству и похоронят на неосвященной земле. Почему? Потому что истина и праведность — это удел внутреннего духовного общения. Тот, кто оставляет их, подвергается отлучению Божьему, которое вечно. И потому их не следует оставлять ради внешнего общения, которое неизмеримо менее важно, или чтобы спастись от отлучения. Более того, возможность приступить к Таинству и быть погребенным в освящённой земле отнюдь не стоит того, чтобы оставить ради этого истину и праведность. Чтобы никто не дивился сказанному, я пойду ещё дальше и скажу, что человек, умерший справедливо отлученным, не умирает в осуждении — разве только если он не раскаялся в своем грехе и презрел отлучение. Ибо покаяние и печаль исправляют все, даже если твое тело выроют и бросят в воду.
И потому несправедливое отлучение гораздо более желанно, чем справедливое отлучение или внешнее общение. Это благородная и великая заслуга перед Богом, и блажен тот, кто умирает, будучи отлучённым несправедливо. Ибо того, кто отлучён за истину, Бог удостоит вечного венца. Ему следует воспеть словами Псалма 108: "Они проклинают, а Ты благослови!" Только берегитесь, чтобы не презреть наделённых властью, и смиренно настаивайте на своей невиновности. Если это не поможет, мы свободны и оправданы в глазах Бога. Ибо если мы обязаны любить врагов, согласно заповеди Христовой в Матфея 5, насколько больше мы должны любить власть Христианской Церкви независимо от того, применяется она к нам справедливо или несправедливо, руками достойных или недостойных людей! Точно так же, как незаслуженная взбучка, полученная от матери, не причиняет никакого зла невинному ребенку, даже если он наказан ни за что, — и, более того, он становится даже дороже и ближе своей матери, — мы станем ещё дороже Богу, если будем сносить незаслуженное наказание, которое претерпели от нашей духовной матери, Церкви, в лице ее недостойных руководителей. Ибо Церковь остается нашей матерью, пока жив Христос, и она не становится мачехой из-за нечестивых руководителей. Тем не менее, прелатам, епископам и их представителям должно быть сдержанными и не прибегать к отлучению поспешно. Слишком частое применение отлучения лишь повлечет за собою умножение законов и заповедей. А умножение законов означает ещё больше силков для бедных душ. И потому торопливое и чрезмерное применение отлучения порождает много преткновений и создает много поводов для греха. Подобные вещи вызывают гнев Божий, хотя отлучение было учреждено, чтобы умерить Его гнев. И хотя мы обязаны проявлять послушание, на них лежит гораздо более важная обязанность — использовать свою власть, а также изменять и устанавливать заповеди соразмерно нашим способностям и нуждам, направляя их к нашему улучшению и спасению, как было сказано выше св. Павлом, что власть дается не для разрушения, а для назидания.
Отлучение следует применять не только к тем, кто противится вере, но и к тем, кто открыто грешит, как указал выше св. Павел, призывающий к отлучению клеветников, лихоимцев, блудников, пьяниц и т. п. Однако в наши дни таковых грешников никто не трогает — в особенности, если они большие шишки — зато отлучают некоторых за долги столь ничтожные, что расходы на переписку и судебные издержки оказываются намного больше самого долга, чем навлекают бесчестие на эту честную власть. Чтобы скрыть это, они выдумали нечто новое и говорят, что отлучают людей не за долги, а за непослушание, за то, что те не повиновались требованиям. Становится ясно, что они позволяют многим другим грехам, в том числе и своим собственным, избежать отлучения. Конечно, бедняк неоднократно проявляет непокорность, когда от него требуют проделать многомильный путь и проявить покорность, оставив работу и потеряв время и деньги. Это чистый деспотизм — вызывать человека в суд и заставлять его проделать такой путь через всю страну. Слава тем мирским правителям, которые не терпят подобных отлучений и злоупотреблений в своих землях и среди своих подданных. Для чего нужны правители и советники, если в своем городе, своей общине и среди своих собственных подданных они не разбирают и не судят такие земные тяжбы и долги? Духовным властям следует заниматься Словом Божьим, грехами и сатаной; им должно приводить души к Богу, оставить в покое земные ценности и судить мир, как пишет Павел в 1 Коринфянам 6. На самом деле, если так пойдет дальше, отлучение скоро придется использовать едва ли не для того, чтобы загонять людей в церковь, вместо того, чтобы изгонять их оттуда.
Неважно, справедливо или несправедливо был отлучён человек — никто не вправе изгнать его из церкви, пока не было прочитано Евангелие, или не была произнесена проповедь. Ибо никто не вправе отлучить другого или самого себя от слышания Евангелия и проповеди. Слово Божье должно оставаться свободным, чтобы его мог слышать каждый. Более того, справедливо отлучённые более всех нуждаются в том, чтобы слышать Слово, с тем, чтобы оно могло побудить их одуматься и исправиться. И мы читаем, что издревле в церкви было принято отлучённых изгонять из храма после проповеди. Если бы даже вся община была отлучена, проповедь должна продолжаться как обычно, как если бы никакого отлучения не было. Кроме того, отлучённому, хотя он и не смеет оставаться на подлинную Мессу после проповеди и не желает приступить к Таинству, всё же не стоит пренебрегать возможностью участвовать в Таинстве духовным образом; иными словами, он должен от всего сердца желать приступить к нему и верить, что он причащается духовно, как ему было сказано в проповеди о Таинстве.